Цель: оптимизация процесса адаптации детей к школе, к новой социальной ситуации.
Задачи:
- снижение уровня адаптационного стресса, профилактика школьной тревожности;
- социализация детей путем знакомства с новыми школьными правилами и требованиями;
- формирование учебно-познавательной мотивации;
- рзвитие рефлексии и самоанализа, умения осознавать свои эмоции.
Предварительная подготовка:
- проведение родительского собрания с целью информирования родителей о предстоящем мероприятии.
- подготовка учеников 3 кл. (4 чел-ка) к участию в мероприятии (разучивание стихотворений о школе, обсуждение условий проведения).
- обсуждение организации экскурсии с администрацией, учителями музыки, физической культуры, информатики и с работниками столовой и библиотеки.
Оборудование:
- бейджики с именами (у детей) и с именами-отчествами (у работников школы);
- картинки-личики с изображением эмоций (изображение каждой эмоции по кол-ву учеников класса);
- набор сигналов (1 красный и 1 зеленый круг) для каждого ученика;
- разрезанные карточки с ситуациями в школе;
- 3 портфеля и 3 одинаковых набора (учебные принадлежности и вещи, не относящиеся к учебе);
- листки самоанализа и клей для каждого ребенка.
1 часть занятия
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Встреча детей
Детей встречает школьный психолог и ученики 3-его класса у школьного порога.
– Здравствуйте ребята! Добро пожаловать в нашу школу! Я очень рада приветствовать Вас! Итак, вы стали школьниками! Быть школьником – очень интересно, увлекательно, почетно, но вместе с тем и очень ответственно, ведь в школе вам предстоит многому научиться. Постарайтесь ни одного дня в школе не потратить впустую, постарайтесь чтобы каждый день ваша копилочка знаний пополнялась. Наше знакомство с удивительным миром школы мы начнем с экскурсии. Провести ее мне помогут мои помощники – ученики 3 класса.
Ученик 3-го кл. читает стихотворение.
Удивительный мир, мир волшебных открытий,
Полный верных друзей, удивительных книг,
Полный солнечных дней, интересных событий,
Мир, где гордо зовусь я теперь – «УЧЕНИК».
2. Экскурсия по школе
– Итак, вперед в удивительный школьный мир!
Далее учащиеся вместе с психологом и с помощниками (учениками 3 кл.) проходят по школе, останавливаясь в определенных местах.
2.1. Раздевалка
Утром, когда ребята приходят в школу, куда они идут первым делом? (В раздевалку). Там можно снять верхнюю одежду и переодеть обувь.
Ученик 3 кл. читает стихотворение.
Школьником быть – это значит быть вежливым,
Примером быть всегда и во всем:
На урок мы приходим в нарядной одежде
И сменную обувь из дома несем.
Первоклассники раздеваются, ученики 3-го класса помогают им.
– В школе много кабинетов, где учатся ребята разного возраста, но кроме учебных классов, есть еще разные важные помещения .
2.2. Библиотека
– Сейчас мы стоим возле одного очень важного кабинета, здесь хранится то, без чего невозможно учиться в школе. Чтобы узнать, о чем я говорю, отгадайте загадку.
Ученик 3 кл. читает загадку.
Говорит она беззвучно,
Но понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней —
Станешь вчетверо умней (Книга)
– А кто знает, как называется место, где храниться много книг? Конечно, это библиотека. Давайте зайдем и посмотрим, как много книг читают наши школьники.
Представляем библиотекаря.Краткий рассказ о правилах пользования библиотекой.
2.3. Музыкальный кабинет
– Ну-ка, кто отгадает, куда мы пришли на этот раз? Перед дверью в какой кабинет мы стоим?
Ученик 3 кл. читает загадку.
Кто дверь откроет, тот попадет
В мир волшебный звуков и нот,
Здесь марши, танцы и песни живут
И вдохновенье находится тут.
– Правильно, это кабинет музыки. Вы тоже будете приходить сюда, чтобы больше узнать об этом чудесном мире звуков и нот. Давайте зайдем и познакомимся с его хозяйкой.
– А куда мы направимся дальше? Где нужно выполнять вот такие правила?
Ученик 3 кл. читает стихотворение.
Ешь аккуратно, не спеши,
Не брызгай, на пол не кроши,
Хлеб береги и уважай,
Его повсюду не бросай,
Поел – и убери, друг мой,
Свою посуду за собой.
– Правильно, мы идем в столовую.
2.4. Столовая.
Представляем основных работников столовой.
– Наши повара готовят нам вкусные и полезные блюда, чтобы вы были здоровыми и никогда не болели. А кто знает, что еще надо делать, чтобы быть здоровым и крепким? Правильно, заниматься спортом. А где в школе занимаются спортом? Идем в физкультурный зал.
2.5. Физкультурный зал
Ученик 3 кл. читает стихотворение
Нам смелым, и сильным, и ловким
Со спортом всегда по пути
Ребят не страшат тренировки –
В учебе и спорте всегда впереди.
Характер и тело свое закалять,
Больших добиваться высот,
Отвагу и волю в себе воспитать –
Поможет нам спорт.
– Кто из вас любит спорт? Каким видом спорта вы занимаетесь? А у нас в школе вы сможете заниматься футболом, разными видами борьбы, танцами. Ну и конечно, вас ждут уроки физкультуры, веселые соревнования. Давайте познакомимся с хозяйкой физкультурного зала.
Представляем учителя физической культуры.
– У нас остался еще один новый кабинет. Чтобы узнать, куда мы пойдем, слушайте последнее стихотворение.
Ученик 3 кл. читает стихотворение.
За окнами, братцы, не каменный век
Компьютер придумал давно человек.
Он нужен нам, чтобы не потеряться
В море нахлынувшей информации
Но техники сложной бояться не стоит:
Любой на отлично компьютер освоит
2.6. Кабинет информатики
Представляем учителя информатики. Знакомимся с кабинетом и его оснащением, правилами поведения.
2.7. В классном кабинете
– Как вы уже убедились, в школе много залов и кабинетов, но большую часть времени ученики проводят где? Правильно, в своем классе. Давайте зайдем и посмотрим ваш класс. Дети проходят в класс. Вот здесь вы будете учиться читать, писать, считать. А поможет вам в этом ваша учительница.
Представляю классного руководителя. Дети знакомятся со своим педагогом.
– Следующее занятие мы проведем уже в классе.
– Вам понравилась экскурсия по школе? А какие еще
эмоции вы испытывали, возможно впервые
переступив школьный порог?
– Чтобы вам легче было сказать о своих эмоциях,
мы поиграем.
Игра «Мои эмоции»
– Я приготовила вот такие смешные рожицы (картинки с изображением эмоций). Давайте договоримся так, если я показываю вам ту картинку-личико, которое совпадает с вашим настроением, то вы хлопаете в ладоши. Если изображение не совпадает-то просто спокойно стоите.
Далее тем ребятам, которые хлопнули в ладоши, раздаются соответствующие личики. Аналогично на каждое личико-эмоцию.
– А теперь положите свои личики-эмоции на те парты, за которые вы сядете.
– А теперь нам необходимо отдохнуть. И мы это сделаем на нашем прекрасном спортивном стадионе перед школой, где вы будете заниматься физкультурой в теплую погоду.
Психолог, классный руководитель, ученики 3-его класса, учителя физкультуры (здесь еще возможно подключение нескольких родителей) идут с детьми на стадион.
2.8. Спортивный стадион (не менее 20 мин)
На спортивном стадионе психолог проводит игру «Школьная фигура на месте замри». Психолог произносит слова: «Дети на перемене резвятся раз, дети на перемене резвятся два, дети на перемене резвятся три, фигура школьника на уроке на месте замри». Дети свободно двигаются в обозначенном пространстве стадиона. Когда произносится слово «замри», дети должны остановиться, неподвижно изображая школьника на уроке. Остальные дети отгадывают, какое учебное действие изображает их одноклассник. А теперь мы с вами вернемся туда, где вы будете делать то, что сейчас изображали – в ваш класс. Дети проходят в класс вместе с психологом, помощниками и классным руководителем.
2 часть занятия
ХОД ЗАНЯТИЯ
3. Школьные правила
– Проходите, садитесь за парты. Вспоминайте,
где вы положили свое личико-эмоцию – там и ваше
место.
Первое о чем вспоминают ребята, садясь за парту,
– это школьная посадка. Ну-ка, посмотрим, кто уже
знает, как должен сидеть ученик?
Парта это не кровать,
И на ней нельзя лежать.
– Но для того чтобы быть школьником, мало просто уметь красиво сидеть. Школьная жизнь невозможна без правил. Как вы думаете, какие правила важно соблюдать в школе?
– Наши ребята из 3 «Б» класса хотят рассказать вам о некоторых из этих правил.
Вот совет ученикам:
Когда учитель входит к вам,
Пусть каждый ученик встает,
Чтоб оказать ему почет.
Учитель скажет вам: – Садитесь!
На место тихо опуститесь.
Когда садиться шумно класс,
Учитель сердится на вас.
Звонит заливисто звонок
И начинается урок.
Но отчего же еле-еле
Все достают свои портфели.
И начинают там искать
Учебник, ручку и тетрадь?
Учитель говорит сурово:
– Опять к уроку не готовы!
Хочу, ребята, вам сказать:
Стыдитесь время зря терять!
Прошу к занятиям без лени
Готовиться на перемене!
Как только прозвенит звонок,
Мы начинаем наш урок.
Две хвостатые сороки
Разболтались на уроке
И по «двойке» получили,
Дома близких огорчили.
Что же, пусть теперь узнают:
На уроках не болтают.
Вас не просят отвечать?
Значит, лучше помолчать!
Главный помощник в учебе – учебник.
Он молчаливый и добрый волшебник,
Занятия мудрые вечно хранит.
Ты сбереги его праздничный вид!
Сразу в обложку его оберни,
Ручкой не пачкай, не рви и не мни.
Славный учебник научит всему –
Будь благодарен за это ему!
Быть всегда должны в порядке
Твои книжки и тетрадки.
Нужно в школе быть опрятным
Старательным и аккуратным.
И иметь нарядный вид
Никому не повредит.
Учитель в классе самый главный,
Он добрый друг, наставник славный,
И он научит вас всему,
Вам надо помогать ему.
Его не надо отвлекать –
Хихикать громко и болтать.
Ведь если вы болтать начнете
И зря учителя прервете,
То он порядок наведет,
Но время даром пропадет!
И отвечайте на вопросы,
Когда он вас о чем-то спросит,
Уроки каждый день учите,
Чтобы доволен был учитель.
Я скажу вам в заключенье:
Дело вовсе не в везенье.
И «пятерки» тот получит,
Кто сидит и честно учит.
Кто работы не боится,
Кому нравится учиться,
Тот, кто лень прогонит прочь,
Кто готов друзьям помочь,
Тот, кто умным хочет стать
И про все на свете знать!
– Конечно, это не все правила, которые
необходимо соблюдать в школе, так как их
достаточно много. Но, к сожалению, не все ребята
выполняют всегда школьные требования. Давайте
попробуем вместе разобраться, а что же не следует
делать на уроке. Для этого поиграем в одну
интересную игру.
Но перед тем вспомним правила перехода через
проезжую дорогу. На какой свет можно переходить
дорогу? Правильно на зеленый. Вот и мы с вами
будем показывать зеленый сигнал, если так можно
вести себя на уроке. А на какой свет нельзя
переходить дорогу? Правильно, на красный. Вот и мы
с вами будем показывать красный сигнал, если так
нельзя вести себя на уроке.
Далее приводятся примеры разных ситуаций:
– Есть банан
– Решать задачу
– Писать в тетради
– Списывать у соседа по парте
– Рисовать в учебнике
– Рисовать рисунок
– Разговаривать с одноклассником
– Отвечать на вопрос учителя
– Играть с плюшевым мишкой
– Выполнять задание учителя
– А чтобы еще лучше запомнить школьные правила, мы сами нарисуем знаки: разрешающие и запрещающие. То, что можно делать в школе вы рисуете на шаблонах , которые чистые. А то, что нельзя делать в школе, вы рисуете на шаблонах, которые перечеркнуты красной линией.
Законченные рисунки прикрепляются на доску.
4. Школьный портфель
– Без чего невозможно представить себе школьника? Правильно, каждому школьнику нужен портфель. Но еще важно уметь этот портфель быстро и правильно собрать. Для этого договариваемся, что каждый ряд это команда.
От каждой команды выходят по 1 человеку. По сигналу учителя они собирают портфели. Важно положить в него только то, что нужно школьнику. Учитывается скорость и правильность выполнения задания.
5. Поведение итогов
– Ну что ж, как не жаль расставаться, но наша
экскурсия подошла к концу. Давайте вспомним, что
нового узнали вы сегодня? Что понравилось? Какие
правила школьной жизни вы запомнили?
Понравилось ли у нас в школе? Кому захотелось
прийти к нам учиться
6. Рефлексия
– Закончим мы с вами знакомой вам игрой «Мои эмоции». В первой части нашей встречи, многие из вас немножечко тревожились, беспокоились, стеснялись. А теперь ваше настроение изменилось? Покажите, что же испытываете вы теперь, после нашего занятия. Изменились ли ваши эмоции или остались такими же, как в начале встречи? Повторим нашу игру. Давайте зафиксируем это с помощью специальных листков.
Детям выдаются листки самоанализа, куда они наклеивают 2 личика (одно под слово «до занятия», а другое под слово «после занятия».
Список литературы: «Здравствуй, школа!» Адаптационные занятия с первоклассниками под редакцией Пилипко Н.В.