Этап |
Продолжительность этапа |
Активный метод обучения |
Подробное описание АМО |
1. Инициация | 3 мин. |
«Добрые слова для друга» | Цель: создание положительного
эмоционального настроя. Численность: вся группа Проведение: дети встают в круг и берутся за руки. Давайте посмотрим и улыбнемся друг другу. Затем по очереди ( по одному встают к центр круга, а остальные ребята говорят стоящему в центре участнику добрые слова. |
4-5 мин. |
Письмо от профессора Ума | Цель: мотивация детей Численность: вся группа Оборудование: 1) конверт с заданиями для детей и письмом от профессора Ума 2) посылка с призом Проведение: детям рассказывают, что профессор Ум (некий вымышленный персонаж, с которым ребята знакомы с самого начала занятий ) прислал для них письмо. Ребята, давайте посмотрим, что в письме? Конверт вскрывается и психолог зачитывает текст письма, из которого дети узнают, что профессор придумал для них конкурсные задания, правильно выполнив которые дети получат приз, который находится в посылке. А какой же приз в посылке? Это мы узнаем позже. Ребята, а как же нам быть? Ведь приз то один? Подводим детей к необходимости разделиться на команды, чтобы приз получила команда-победитель. |
|
2 мин. |
Выбор партнера | Цель: деление детей на 2
команды Численность: вся группа Проведение: путем голосования выбираются 2 капитана будущих команд, которые поочередно выбирают по одному участнику в свои команды. Примечание: Если в группе есть ученики1-х кл., то необходимо распределить их по 1 в каждую команду |
|
3 мин. |
Упражнение из гимнастики мозга «Перекрестные шаги | Цель: активизация обоих
полушарий, подготовка к усвоению знаний. Численность: вся группа Оборудование: музыкальное сопровождение Проведение: Для того, чтобы более успешно выполнить задания профессора Ума дети выполняют «волшебное упражнение» (они с ним знакомы): под музыку перекрестную координированную ходьбу на месте, когда касаешься правым локтем левого колена, а затем левым локтем правого колена. |
|
2. Вхождение или погружение в тему | 5 мин. |
Капитаны получают задания для своих команд и участники знакомятся с их содержанием. Давайте вспомним, делали ли мы с вами похожие задания? Как мы их выполняли? Какие задания для вас новые? Эти задания вызывают у вас опасения, что вам будет трудно над ними работать? (Если дети отвечают «да», то будет иметь место следующий этап, если «нет», то его возможно пропустить) | |
3. Формирование опасений учеников (этот этап будет иметь место, если дети выделят задания, которые по их мнению могут вызвать у них трудности) | 5-7 мин. |
«Строим дом для профессора Ума» (этот АМО применяется с самого начала занятий по программе и дети с ним знакомы) | Цель: выяснение существующих
трудностей и опасений участников (в дальнейшем
при подборе заданий в первую очередь подбираются
и отрабатываются задания, вызывающие трудности у
детей) Проведение: Ребята, вы же помните, что мы с вами давно ждем нашего профессора Ума к нам в гости. Для того, чтобы ему было где жить, мы ему строим дом из наших умений. Интересно, после сегодняшнего занятия, в доме прибавиться несколько бревнышек? Это мы узнаем в конце занятия, а пока капитаны команд возьмите по одному бревнышку для каждого участника (или по одному бревнышку для каждой команды – это решается в зависимости от количества опасений детей) и пусть каждый из вас (или команда) напишет, какие трудности у него могут возникнуть при выполнении заданий. А теперь прикрепите ваши бревнышки на забор. Если вы справитесь с заданиями, то бревнышки переместятся на дом и наше строительство успешно продолжится. Численность: вся группа Оборудование: нарисованный на большом листе ватмана макет дома и забор вокруг, нарисованные бревнышки (кол-во бревен по кол-ву участников занятия) |
4. Проработка содержания темы (начало) | 10-15 мин. |
«Перепутанные линии» | Каждая команда расходиться друг от
друга к своим новогодним елкам и приступает к
поочередному, одновременному выполнению
заданий. Самый главный критерий оценивания
выполнения заданий командами – это качество
выполнения заданий. Дополнительный критерий –
время выполнения (за более быстрое выполнение
задания (в случае его правильности). команда
получает дополнительную елочную игрушку) За
каждое правильно выполненное задание команда
получает елочную игрушку, которую вешает на свою
елку. Выигрывает команда, у которой будет более
богато наряженная елка. Цель: развитие
словесно-логического мышления, концентрации
внимания, умения работать в группе |
Эмоциональная разрядка (разминка) | 2 мин. |
«Стоп-упражнение» | Цель: снятие (уменьшение)
эмоционального напряжения, развитие
концентрации внимания, зрительной памяти. Численность: вся группа Оборудование: музыкальное сопровождение Проведение: Дети свободно двигаются под музыку. Когда слышат хлопок психолога – замирают в позе какого-либо новогоднего персонажа. Психолог пытается угадать, кто это. |
4. Проработка содержания темы (продолжение) | 8 мин. |
«А ну ка, отгадай!» | Цель: развитие
словесно-логического мышления, концентрации
внимания, быстроты реакции. Численность: вся группа Оборудование: 2 листа с написанными 6 разными загадками, елочные игрушки Проведение: капитаны команд получают задания (по 6 загадок) для участников команд-соперников. Участники обеих команд выходят и встают около своих елок. Напротив каждой команды встают капитаны противоположных команд и загадывают загадки на новогоднюю тему. Командам дается время посовещаться (не более 1 мин.) и дать ответ. Елочную игрушку получает команда давшее наибольшее кол-во правильных ответов. В случае одинакового кол-ва правильных ответов – елочные игрушки получает каждая команда. |
3 мин. |
«Стреляем в мишень снежками» | Цель: развитие крупной
моторики и координации действий, чувства
ответственности Оборудование: 2 одинаковые мишени и 5 «снежков» Численность: по одному игроку из каждой команды (выбирает команда) Проведение: выбранному представителю от каждой команды необходимо выполнить как можно больше точных попаданий в цель . Всего 10 попыток. Елочную игрушку получает команда, представитель которой выполнил большее кол-во точных попаданий. |
|
3-5 мин. |
«Гирлянды для новогодней елки» | Цель: развитие логического
мышления, концентрации внимания, зрительного
восприятия, умения работать в группе. Численность: вся группа Оборудование: нарисованные на листах ватмана одинаковые бусы (2 шт), 2 простых карандаша, настоящие гирлянды для награждения участников Проведение: Ребята, а что еще помимо елочных игрушек вешают на новогоднюю елку? Правильно, гирлянды и бусы. Но, знаете вот какая беда. Профессор Ум когда собирал гирлянды совсем запутался! Давайте поможем ему найти ошибки? Дети ищут ошибки в последовательности бусинок и обводят их в кружок. Выигрывает команда, нашедшая наибольшее кол-во ошибок. Команда выполнившая задание быстрее (в случае правильного выполнения) получает дополнительный приз – гирлянду. |
|
6 мин. |
«Дорисуй» (это задание является
дополнительным и выполняется в следующих
случаях: 1) быстрого выполнения предыдущих заданий участниками и отсутствия признаков утомляемости 2) если все участники команд являются учениками 3-4 кл. 3) если у участников высокий уровень развития когнитивной сферы 4) в случае если обе команды набрали одинаковое кол-во елочных игрушек и гирлянд,. то возможно использование этого задания как «супер игры» в этапе «подведение итогов» |
Цель: развитие воссоздающего
воображения, зрительной памяти, мелкой моторики,
умения работать в группе. Численность: вся группа. Оборудование: 1) елочные игрушки для награждения, 2) листа ватмана с нарисованными на них отдельными фигурами, несколько наборов цветных карандашей и фломастеров. Проведение: ребятам необходимо дорисовать какие-либо детали к нарисованным фигурам, так чтобы получились реально существующие предметы и живые существа. Затем необходимо к получившимся предметам (людям, животным и т. п.) добавить детали так, чтобы в итоге получилась картина на новогоднюю тематику. Выигрывает команда у которой картина имеет большее количество разнообразных деталей по заданной тематике. Команда-победитель получает елочную игрушку и вешает на елку. |
|
5. Рефлексия | 5-7 мин. |
«Строим дом для профессора Ума» | Цель, оборудование, численность: см.
выше Проведение: 1 вар. (если имели место опасения по причине возникновения трудностей в выполнении заданий, т.е. имел место этап формирования опасений учеников): команды совещаются и решают смогли ли они справиться с теми заданиями, которые в начале вызывали у них трудности? Как они с ними справились? Если да, то бревнышки из забора вокруг дома профессора убираются и на новых бревнышках, дети пишут, чему они научились, выполнив эти задания и как они могут использовать полученные умения? 2 вар. (если у детей не было опасений по поводу трудностей в выполнении заданий и этапа формирования опасений не было): капитаны команд берут новые бревнышки и участники пишут на них чему новому они сегодня научились и как они это могут использовать. Бревнышки прикрепляются к дому. |
6. Подведение итогов и награждение участников | 3 мин. |
1) Подсчет количества елочных игрушек,
полученных командами 2) Вскрытие посылки с призом и награждение призом профессора Ума выигравшей команды 3) Награждение грамотами участников всех детей 4) Поздравление всех детей с Наступающим новым годом! |
Ключевые процессы |
Вопросы организации |
Ответ |
Эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса | Каким образом будет обеспечена интеракция участников в процессе постановки целей урока, выяснения ожиданий, лекции, выполнения практического задания в малых группах, при подведении итогов урока? |
|
Упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса | Как Вы будете учитывать разные каналы
восприятия информации учащимися? Что может помешать свободным коммуникациям в процессе урока и как это можно предупредить? |
Информация для восприятия через
визуальный канал: предоставляется с помощью
АМО: «Строим дом для профессора Ума», «Найди
закономерность» «Перепутанные линии» , «Письмо
от профессора ума» Информация для восприятия через слуховой канал предоставляется с помощью АМО: «Дорисуй», «Стреляем в мишень снежками», «А ну ка, отгадай!», «Строим дом для профессора Ума», «Гирлянды для новогодней елки»» «Перепутанные линии» , «Письмо от профессора ума», «Добрые слова для друга», «Выбор партнера» Информация для восприятия через кинестетический канал предоставляется с помощью АМО: «Перекрестные шаги», «Стоп-упражнение», «Стреляем в мишень снежками», «Перепутанные линии» (в случае если линии нарисованы на полу) Свободным коммуникациям в процессе занятия могут помешать следующие факторы: неумение работать в группе и вырабатывать единое мнение, негативное эмоциональное отношение между участниками группы и психологом, недостаточное развитие коммуникативных навыков. |
Обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация) | Как будет обеспечиваться визуализация целей урока, ожидаемых эффектов урока, материалов Вашей интерактивной лекции, практического задания и результатов его выполнения учащимися, итог урока? Какие материалы, заготовки, оборудование Вам потребуются для этого? | Визуализация будет обеспечена с
помощью следующих методов АМО:
|
Мотивация всех участников образовательного процесса | Какие мотивирующие факторы, как и когда, будут использованы для создания и поддержания высокого уровня мотивации учащихся на всем протяжении урока? Что Вы используете для мотивированного выполнения домашнего задания? Что Вы используете для обеспечения искреннего желания учащихся придти на следующий Ваш урок? | Все занятие простроено таким образом,
что на протяжении всех этапов у участников
поддерживается высокий уровень познавательной
мотивации и интереса к выполняемым заданиям. Это
достигается с помощью следующих мотивирующих
факторов на каждом этапе занятия: использование
некого вымышленного персонажа – профессора Ума,
с которым дети знакомы еще с начала работы над
программой и отношение к которому окрашено
положительными эмоциями. Профессор прислал
задания для детей (выполнить которые правильно
очень важно для детей) и приз для
команды-победителя, а так как приз всего 1, это
мотивирует детей разделиться на 2 команды.
Дополнительной мотивацией служит то, что каждая
команда хочет более нарядно украсить свою елку,
поэтому стремиться правильно выполнять задания,
чтобы получить новогодние игрушки и гирлянды.
Все задания подобраны на новогоднюю тематику,
что в связи с наступающим новым годом усиливает
мотивацию к их выполнению. С помощью такого
мотивирующего фактора как необходимость
построения дома для профессора Ума удается
создать мощный стимул для осознания и
формулировки достижений и успехов детей и
трудностей, которые еще предстоит преодолеть в
процессе занятий. Это позволяет простраивать
последующие занятия более эффективно,
отрабатывая имеющиеся трудности. Для обеспечения искреннего желания учащихся придти на следующее мое занятие я использую вышеперечисленные мотивирующие факторы, уважительное отношение к личности каждого участника, интересные АМО, и АМО, которые нацелены на создание положительного эмоционального настроя на работу (например: «Добрые слова для друга») |
Мониторинг образовательного процесса | Что Вы сделаете для определения: достижения результатов образовательного процесса, соответствия графика урока, стадий групповой динамики? | Мониторинг осуществляется с помощью сравнения результатов диагностики познавательной сферы до начала цикла занятий и после его окончания. Сравнивая полученные результаты мы получаем динамику развития познавательной сферы (положительная или отрицательная и узнаем степень ее интенсивности) |
Рефлексия педагога и обучающихся | Какие приемы Вы используете для запуска и эффективного протекания рефлексии обучающихся на каждом этапе урока? | В вышеуказанном занятии рефлексия проводится после выполнения практических заданий с целью осознания детьми и психологом, чему дети уже научились (бревнышки дома) и что им еще сложно делать (бревнышки забора вокруг дома) и как дети преодолевают эти трудности (бревнышки перемещаются с забора на дом). Рефлексия проводится с помощью АМО «Строим дом для профессора Ума. » |