Имена собственные. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: Практическое использование знания детей находить и записывать слова собственные.

Задачи:

  • развивать умение писать с большой буквы имена , фамилия , отчества людей; клички животных; название городов;
  • обобщить знания учащихся о словах , которые пишутся с большой буквы.
  • прогнозировать наличие определенных орфограмм;
  • обучение самостоятельному решению поставленных проблем путем наблюдения над языковыми фактами.

УУД:

Личностные:

  • формировать уверенность в себе;
  • учить оценивать свою работу;
  • формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности.
  • формировать умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом;

Коммуникативные:

  • воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; умение адекватно оценивать границы своего знания и “незнания”, свою работу и работу своего товарища.

Познавательные :

  • умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с печатным источником; умения структурировать знания; умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умения наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдений операций анализа и синтеза, подведение под понятие; умение строить логическую цепь рассуждений.

Логические:

  • умение выполнять целеполагание, планирование, контроль и коррекцию, оценку деятельности.

Планируемые результаты:

  1. Предметные: ученик научится распознавать имена собственные и нарицательные, правильно записывать имена собственные, словарные слова.
  2. Метапредметные: ученик, умеющий организовать своё рабочее место, пользоваться учебником как источником информации по алгоритму, умеющий наблюдать, анализировать, обобщать языковой материал, регулировать свою деятельность.
  3. Личностные: ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом.

Оборудование: карточки, интерактивная доска, учебник, тетрадь.

  Оборудование Ход урока Деятельность учителя Деятельность ученика
1   Организационный момент.

Формулирование темы урока.

- Доброе утро. Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку. Я надеюсь , что наш урок вам понравится. Садитесь.  
Карточки со словами “Мария”, “Москва”, “Елена”, “Новгород”“Владимир”   - Посмотрите на доску . Какая тема объединила все эти слова? Чему мы будем учиться сегодня на уроке? - Большая буква в именах собственных. Мы будем учиться писать имена собственные.
  - На какие 2 группы можно разделить эти слова?

 

 

- Что общего в этих словах?

 

- А как ещё можно разделить эти слова?

- Имена и названия городов.

(1 группа -   Мария, Елена, Владимир; 2 группа - Москва, Новгород.)

- Они пишутся с большой буквы.

- Владимир – это может быть город. 1 группа - Мария, Елена; 2 группа - Москва, Новгород, Владимир.

Фоторяд города Владимира.   Демонстрация фоторяда города Владимира. Комментарии учителя.  
2   Повторение - А какие ещё слова пишутся с большой буквы?

- Как называются такие слова?

- Отчества людей, клички животных, названия городов, деревень...

- Имена собственные.

3 Работа с интерактивной доской Словарная работа - На прошлом уроке мы познакомились с новыми словарными словами . Давайте их вспомним. - корова, собака
- Посмотрите на доску.

К*рова милка

к*рова жучка

с*бака Милка

С*бака Жучка

- Какое задание можно придумать?

- Составим словосочетания и запишем их.

- Подчеркните орфограммы в словарных словах.

- Что нужно запомнить в написании слов Милка, Жучка?

- Составьте предложение с этими словосочетаниями.

 

 

 

 

 

- Составить словосочетания.

 

- корова Милка

собака Жучка

- Они пишутся с большой буквы.

- Мою собаку зовут Жучка. Корова Милка ест траву.

4. ФИЗМИНУТКА
- Я называю слова, если это имя собственное – вы подпрыгиваете; если нарицательное – приседаете:

дом, Иванов, дорога, Сочи, школа, ручка, стол, Москва, Наташа, книга, Чуковский, Михалков, ученик.

5   Упражнения на повторение и закрепление. - Послушайте слово

снежок

- Что означает это слово?

- Что вы можете сказать об этом слове?

 

 

- Снежок- замерзшая вода.

- 2 слога, второй слог ударный.

- Придумайте предложение с этим словом. С какой буквы напишем слово “снежок”?

- А может ли это слово писаться с большой буквы?

- А если в значении снега?

Давайте запишем первое предложение и подчеркнём главные члены предложения.

Мы увидели слово, которое можно написать и с большой и с маленькой буквы. Написание зависит от значения слова и от места его в предложении.

Выпал первый снежок.

- С маленькой.

 

- Может, если это кличка животного.

- Если оно стоит в начале предложения.

Снежок выпал белый и пушистый.

6 Учебник, тетрадь. Повторение и закрепление. - А вот сейчас мы с вами понаблюдаем над словами, которые можно писать как с большой, так и с маленькой буквы.

Откройте свои учебники. Стр. 43, упр. 53

- Что нужно сделать в этом упражнении?

Коллективная работа над упражнением.

 

 

 

- Выписать слова которые можно писать и с большой и с маленькой буквы.

7   Итог. - Давайте вспомним , какие же слова пишутся с большой буквы?

- Как называются все эти слова?

- Имена, фамилии, отчества людей. Названия городов, деревень, рек, клички животных.

- Имена собственные.

8   Рефлексия. - А закончить наш урок я хотела бы стихотворением Измайлова:

Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали...
Имя, фамилия пишутся с нею...
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
А сейчас приготовьте 3 карандаша:
красный, синий, зеленый.

Если вам сегодня было легко работать первую букву вашего имени красным цветом, если вы испытали некоторые трудности – синим, если вам сегодня было тяжело работать - зелёным.

Спасибо за урок.