“Дополнительное образование детей – это мотивированное образование
за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести
устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально
реализовать себя, самоопределиться предметно, социально,
профессионально, личностно...”
(Из “Концепции модернизации Российского образования” до 2020 года”)
Рабочая программа “Парикмахерское искусство: начальный и профессиональный уровни” имеет художественно-эстетическуюнаправленность и предназначена для дополнительного (предпрофессионального) обучения школьников 13-15 летвГБОУ гимназии № 491 “Марьино”. Рабочая программа разработана на основе авторской “Парикмахерское искусство: начало пути”, которая успешно реализуется в подразделении дополнительного образования гимназии с 2006 года, с учетом требований ФГОС, в соответствии с Федеральной целевой программой модернизации Российского дополнительного образования.
Парикмахерское искусство как одно из основных направлений художественно-эстетического воспитания играет важную роль в воспитании и творческом развитии детей старшего подросткого возраста. Развитие личности в студии парикмахерского искусства “Шарм” обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знания определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
Актуальность, педагогическая целесообразность.
Программа – актуальна, т.к. она разработана с учетом требований ФГОС к рабочим программам, отражает условия деятельностного и компетентностно-ориентированногого подхода к обучению; является первой ступенью предпрофильной подготовки учеников к парикмахерской деятельности. Педагогическая целесообразность программы состоит в формирования устойчивого интереса учащихся студии парикмахерского искусства “Шарм” не только к парикмахерскому ремеслу, но и к личностному самосовершенствованию, художественно-творческой и коммуникативной деятельности. Актуальность программы определяется еще и тем, что обозначенные в ней знания и умения по технологиям стрижек, химической завивке волос, окраске, моделированию прически учитывают современные достижения науки и техники (новые способы и методы моделирования причесок, новые технологии, использование новых материалов и т.д.). Программа ориентирована на запросы детей, родителей, учителей, социума. Программа отражает идеи, принципы, методы, педагогические технологии, которые соответствуют социальному заказу общества и современным тенденциям развития российского образования.
Авторская позиция определяется в целенаправленном обучении, развитии и воспитании детей по специально разработанной программе, позволяющей развить творческий потенциал каждого ребенка, влиять на формирование его личности, помочь в профориентации воспитанника и адаптации в сложном современном обществе.
Оригинальность программы заключается в создании условий для социального и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности подростка. К достоинствам программы стоит отнести то, что по ней могут начать обучаться любые дети, достигшие 13-летнего возраста, в соответствии с их интересами и склонностями - независимо от их национальности, места проживания, социального статуса, включая детей с ОВЗ, но с сохраненным интеллектом. Программа отражает требования, заявленные в Концепции модернизации российского образования о “принципе равного доступа молодых людей к полноценному качественному образованию”.
Предмет изучения – парикмахерское искусство как процесс создания прически от моделирования образа до его технического осуществления.
Новизна и отличительные особенности настоящей программы от авторской“Парикмахерское искусство: начало пути”прослеживаются по нескольким направлениям: разработана на каждый год обучения, а именно, начальную ступень (1 уровень) и профессиональную ступень (второй уровень); программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС; в программе разработан механизм реализации УУД и отслеживания результативности учеников
Цель программы – освоение начальных навыков парикмахерского мастерства, приобретение устойчивой потребности в парикмахерской деятельности, всестороннее развитие личности с учетом индивидуальности каждого воспитанника.
Ценности, на утверждение которых направлена программа: интеграция в мировую и национальную культуру, достижениям российского парикмахерского искусства, приобщение к общечеловеческим ценностям, самоопределение воспитанника, творческое развитие его личности, взаимоотношений с собой и миром, нахождение им своего места в мире.
Ведущая идея программы:
Провести учеников от понимания через знания и умения в парикмахерском искусстве - к творчеству, в таких областях, как культура личности, культура деятельности, культура социального взаимодействия.Освоение программы предполагает решение многоплановых задач. Для овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими предметными (профессиональными) компетенциями обучающийся в ходе освоения программы должениметь практический опыт: организации подготовительных работ по обслуживанию клиентов, выполнению массажа головы, классических женских стрижек и причесок с моделирующими элементами; долженуметь: организовывать рабочее место, подбирать препараты, принадлежности для причесок, пользоваться парикмахерским инструментом, выполнять все виды стрижек и причесок в соответствии с учебно-тематическим планом, производить коррекцию прически, выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов; должензнать: состав и свойства профессиональных препаратов, современные направления моды в парикмахерском искусстве, нормы расхода препаратов, теорию и практику выполнения женских и мужских точных стрижек, технологию выполнения женских и мужских причесок с моделирующими элементами,теорию и технологию химической завивки и окраски волос, критерии оценки причесок.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта, обучение на занятиях по парикмахерскому искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Для осуществления поставленных целей необходимо создание условий для овладения учащимися особых универсальных учебных действий, которые создают возможностьсамостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий” (УУД), обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Функции УУД включают: обеспечение возможностей учащегося 7-9 класса самостоятельно сделать выбор в пользу имеющейся программы обучения; закрепление интереса к парикмахерской деятельности; позволяют ставить конкретные учебные задачи, искать и использовать необходимые средства и способы их решения, контролировать и оценивать результаты деятельности; создание условий для профильного обучения, всестороннего развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности “научить учиться”, толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности; обеспечение успешного усвоения профессиональных знаний, умений и навыков, формирование компетентностей.
Реализация программы способствует развития следующих УУД: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Формируемые УУД первого уровня освоения программы:
1. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию (нравственный аспект поведения в парикмахерском салоне или на сцене во время проведения дефиле) и ориентацию в социальных ролях (мастер-клиент) и межличностных отношения (друг с другом, в учебной группе, с педагогом и т.п.).
Личностные универсальные учебные действия:
- действие смыслообразования, т. е. понимание выбора предмета обучения (парикмахерского искусства) и того и какую цель он несет;
- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания программы, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный профессиональный выбор.
2. Регулятивные УУД:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности изложения тем; составление учебно-тематического плана и последовательности действий, подача материала в алгоритме “от простого к сложному”;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения;
- контроль за достижениями воспитанников в форме сличения техники выполнения заданной стрижки и дефиле с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, а также текущий, промежуточный, итоговый контроль;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в учебно-тематический план, процесс обучения, исходя из индивидуальных возможностей воспитанников или конкретной группы;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения знаний,
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии к преодолению препятствий в ситуации мотивационного конфликта с клиентами или учениками.
3.1. Познавательные УУД первого уровня освоения программы.
Общеучебныеуниверсальные действиявключают:
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
- выбор наиболее эффективных способов решения задач по моделированию прически, образа;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
- умение адекватно, осознанно и произвольно излагать теорию и технологию парикмахерских работ в женском зале;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при моделировании образа, проектной работе или постановке дефиле на выбранную тему;
Универсальные логические действия:
- сравнение похожих стрижек с целью выделения различия, определения общих признаков; обобщение, нахождение аналогий в технике выполнения различных женских стрижек.
3.2. ПознавательныеУУД второго уровня освоения программы.
Общеучебныеуниверсальные действиявключают:
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
- выбор наиболее эффективных способов решения задач по моделированию прически, образа;
- умение правильно рассчитать концентрации веществ для окраски и химической завивки волос:
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
- умение адекватно, осознанно и произвольно излагать теорию и технологию парикмахерских работ в женском и мужском залах;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при коррекции лица прической, цветом или при моделировании образа, проектной работе или постановке дефиле на выбранную тему;
Универсальные логические действия:
- сравнение похожих стрижек с целью выделения различия, определения общих признаков; обобщение, нахождение аналогий в технике окраски волос или технике выполнения различных женских и мужских стрижек.
4. Коммуникативные УУД.
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся вставать на позиции других людей (прежде всего, клиента или ученика в группе), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми в процессе проектной деятельности или на конкурсах причесок и дефиле.Коммуникативные универсальные действия:
- планирование учебного сотрудничества с педагогами, сверстниками, клиентами – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- контроль, коррекция, оценка действий партнера и качества парикмахерских работ;
- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиямикоммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Задействованные в процессе обучения педагогические технологии носят инновационный характер. Интеграция основного и дополнительного образования позволяет сблизить процессы обучения, воспитания и развития учеников, способствует развитию предметных, метапредметных, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных компетенций. Содержание, методы и приемы компетентностно-ориентированного обучения в студии “Шарм” направлены на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной и творческой деятельности. В соответствии с вышесказанным, образовательная программа “Парикмахерское искусство: начало пути” основывается на характеристиках, присущих каждому ученику, гибко приспосабливается к его возможностям и динамике развития.основывается на положениях системно-деятельностного подхода, интегрирующего достижения педагогической науки и практики, в том числе компетентностной и ЗУНовской парадигм образования.
Принципы, лежащие в основе программы:
- принцип воспитывающего обучения — в ходе учебного процесса даются обучающемуся не только знания, но и формируется его личность;
- принцип научности — в содержание обучения включены только объективные научные факты, теории и законы, к тому же отражающие современное состояние науки в области парикмахерского искусства или направления творческой деятельности.
- принцип связи обучения с практикой — знания теории стрижек и парикмахерских работ используются при их практическом выполнении, воспитанники учатся анализировать и преобразовывать клиента, вырабатывая эстетический вкус и собственные взгляды на моделирование образа клиента.
- принцип систематичности и последовательности — содержание учебного процесса строится в определенной логике (порядке, системе), в соответствии со следующими правилами:
а) изучаемый материал делится на разделы и темы, каждая из которых имеет определенную методику изучения;
б) материал излагается в логике нарастания – от простого к сложному;
- принцип доступности — содержание и изучение учебного материала не вызывает у воспитанников интеллектуальных, моральных и физических перегрузок. Для того, чтобы достичь этого, в процесс обучения включаем сначала то, что близко и понятно обучающимся (связано с их реальной жизнью и знаниями, приобретенными в общеобразовательной школе по изобразительному искусству, геометрии, биологии, истории, литературе), а потом — то, что требует обобщения и анализа, для начала предлагаю детям легкие стрижки, а потом — трудные (но обязательно доступные для выполнения под моим руководством).
- принцип наглядности — в ходе учебного процесса нужно максимально “включать” все органы чувств ребенка, вовлекать их в восприятие и переработку полученной информации (т.е. при обучении недостаточно только рассказать детям о чем-то, а следует дать возможность наблюдать выполнение операций стрижки и только потом использовать полученные знания и умения в практической деятельности,
- принцип сознательности и активности — включение воспитанников в индивидуальные, групповые формы учебной работы, стимулировать коллективные формы проведением конкурсов, дефиле,
- принцип прочности — полученные детьми знания должны стать частью их сознания, основой поведения и деятельности. При подаче теоретического материала используется повторение учебного материала сначала сильными учениками, а затем более слабыми. К концу теоретического занятия знания закрепляются у всех воспитанников. Систематически проводится контроль (проверка и оценка) результатов обучения.
Формы образовательного процесса – системно-деятельностные, компетентностно-ориентированные, учитывающие взаимное влияние развития индивидуальностей педагога и ученика. В студии “Шарм” созданы образовательные условия, в основе которых лежат принципы гуманистической педагогики и педагогики сотрудничества, при которых учащийся не может учиться ниже своих возможностей, не может остаться равнодушным участником или сторонним наблюдателем бурно текущей жизни. Это атмосфера комфорта и психологической безопасности в студии, отказ от авторитарной педагогики, организация дифференцированной и индивидуализированной учебной деятельности, направленной на развитие психических, физических, интеллектуальных, нравственных и других сфер личности.Рабочая программа основывается на характеристиках, присущих каждому ученику, гибко приспосабливается к его возможностям и динамике развития. Отбор в группы производится на основе собеседования. Приоритетным основанием для зачисления в группу является интерес к парикмахерской деятельности, моде. Программа предназначена для девушек и юношей. При зачислении в группу первого года обучения обязательным условием является базовое образование ребенка – не ниже 7 класса, так как при обучении парикмахерскому мастерству необходимы определенные знания ученика по общеобразовательным базовым дисциплинам (геометрии, биологии, химии, истории, изобразительному искусству, информатике, ОБЖ). В зависимости от индивидуальных способностей воспитанников возможна оперативная корректировка программы в каждом конкретном случае: ускоренный или замедленный курс обучения, личностно-ориентированный подход, углубленное изучение отдельных тем и т п. Интеграция основного и дополнительного образованияпозволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития учеников. Развивающая деятельность не является, как правило, отдельно организованным процессом, а представляет собой органичную составляющую учебной и воспитательной деятельности). В студии ведется постоянная воспитательная работа (групповая и индивидуальная). Парикмахерская деятельность является механизмом совершенствования личности. За годы существования студии “Шарм” сложились традиции: ежегодные встречи с выпускниками студии, новогодние конкурсы причесок и дефиле при участии родителей и учителей школы, посещение профессионального колледжа № 29 в Марьине. Ведется профориентационная работа, появилась преемственность поколений.
К концу первого года обучения у воспитанников студии развивается устойчивый интерес к парикмахерскому искусству, происходит включение их в собственное культурное развитие и формирование активного участия в социальной среде. К концу второго года обучения у воспитанников студии сформирован устойчивый интерес к парикмахерской профессии, происходит включение их в собственное культурное развитие и формирование активного участия в социальной среде.
Для реализации программы используются несколько форм занятий:
Вводное занятие – педагог знакомит учеников с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся (особенно 1-го года обучения). Занятия в студии – индивидуально-групповые. Формы проведения групповых занятий:традиционные в виде индивидуально-группового опроса, зачеты по теории, квалификационный экзамен, практические работы и совместное обсуждение результатов и нетрадиционные(интегрированный урок с учителями – предметниками общеобразовательной школы, конкурс причесок, дефиле, театрализованное шоу, посещение парикмахерских колледжей, тематических выставок и т.д.). Можно выделить следующие виды дифференциации групповой деятельности в студии: одновременная работа со всей группой, работа в парах (условно мастер-клиент), одновременная работа со всем коллективом (конкурсы причесок, дефиле, экскурсии и т.п.).
Для сдачи квалификационного экзамена создается квалификационная комиссия с привлечением администрации школы, психологов МПСП службы гимназии и педагогов учреждения дополнительного образования. Теоретическая подготовка воспитанников на квалификационном экзамене оценивается по пятибалльной системе. В случае получения удовлетворительной или неудовлетворительной оценки на экзамене ученику предоставляется возможность пересдачи - до получения положительного результата (задвенадцать лет моей педагогической деятельности такого не было ни разу).
Мониторингличностного развития детей осуществляется методом педагогического наблюдения и фиксируется в журнале педагога.Предметные (профессиональные) компетенции учеников первогогода обучения фиксируются в разработанной Таблице 1 (см. Приложение), второго года обучения – в Таблице 3 (см. Приложение). Мониторинг развивающей и образовательной деятельности учеников первого года обучения фиксируется в разработанной Таблице 2 (см. Приложение), второго года обучения – в Таблице 4 (см. Приложение).
Литература для педагога.
1. Белова В.В., Чумакова М.П. “Ключ к успеху”, Москва, 2003.
2. Гиляровский В.А. “Москва и москвичи”, Москва, 1980.
3. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. “Дополнительное образование детей”, Москва, 2002.
4. Лебедев О.Е., Катунова М.В., Трубицын Н.Ф., Конасова Н.Ю. “Дополнительное образование детей”, Москва, 2000.
5. Лявданская А.Я. статья “Парикмахерское искусство:начало пути”, из-во “Первое сентября”, г. Москва, 2012 г. Сборник тезисов, книга 2, стр.390, рег. № 603842),
6. Материалы журналов “Долорес”, “Лиза”, “Hair”, Москва 2012-2013.
7. Материалы лекций международных курсов по обучению парикмахерскому искусству.
8. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03, введенные 20.06.2003 Постановлением Главного гос. Санитарного врача РФ 3 апреля 2003 г. № 27 Д;
9. Смирнова Л.В. “Модель, стиль, образ”, Санкт-Петербург, 2000.
10. Чернова А. “Все краски мира: грим и прическа”, Москва, 1987.
11. Чулкова О.И., Александрова, “Уроки домашнего парикмахера”, Санкт-Петербург, 2000.
12. Яковлева Е. “Психология развития творческого потенциала”, Москва, 1997.
13. Федеральная целевая программа “Развитие дополнительного образования в РФ до 2020 года
14. Шеманов А.Ю., Лявданская А.Я. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в программы дополнительного образования, М. 2012, МГБОУ ЦО № 491 “Марьино” и Институт проблем интегративного образования МГППУ.
Литература для детей.
1. Торлецкая Т.А. “Парикмахерское искусство”, Санкт-Петербург, 2000 г.
2. Константинов А.В. “Как стать парикмахером”. Учебное пособие для студентов профессиональных колледжей, Москва, 2012 г.