Урок-игра на уроках технологии

Разделы: Технология


Цель: Закрепить понятие о доходной и расходной части семейного бюджета;
– сформировать у учащихся понятие о месте домашней экономики в обществе;
– умение коллективно обсуждать рациональность затрат и принимать разумное решение; развивать целостность взглядов на семью и ее роль в обществе;
– воспитывать экономность, бережливость, предприимчивость, расчетливость, уважение к членам семьи, ответственность.

Оборудование и материалы: таблица “Классификация расходов”; тест “Хорошая ли вы хозяйка?”; слайды.

Тип урока: урока – игра.

Форма урока: общеклассная, индивидуальная.

Методы урока: словесная, наглядная, практическая.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели.

II. Обобщение знаний по блоку “Домашняя экономика”.

В 8 классе мы познакомились с основами домашней экономики. Большинство школьников получают первоначальные знания по экономике в семье. В семье дети воспитываются, работают, отдыхают, набираются сил, радуются достижениям, переносят неудачи, перенимают жизненный опыт от родителей, старших братьев и сестер. Знание основ домашней экономики особенно важно в условиях рыночных отношений. К жизни в условиях жесткой конкуренции на рынке труда необходимо готовить себя со школьной скамьи. На уроках мы рассматривали задачи домашней экономики, разбирались со структурой семейного бюджета, говорили о том, как зарабатывать и рационально расходовать денежные средства, умело использовать рабочее время не только в общественном производстве, но и в домашнем хозяйстве, распределить все нелегкие домашние работы и обязанности, организовать досуг и отдых всех членов семьи, что является необходимым условием нормального существования семьи.

– Что такое домашняя экономика?
– Каковы задачи домашней экономики?

В. И. Даль в своем словаре дает следующее определение слову “экономия”– бережливость, хозяйство, домоустройство, домоводство; Экономить – значит блюсти, сберегать, сокращать рачительно издержки, уменьшать, сколько можно расходы, не давая ничему пропадать даром. Быть бережливым хозяином.

Умение вести дом – целая наука, которую изучают всю жизнь. Организация труда в домашнем хозяйстве просто необходима. Все сразу сделать невозможно, поэтому каждая хозяйка должна четко продумать порядок работ.

Работа на кухне требует больших затрат времени сил, поэтому ее нужно максимально облегчить, используя различное оборудование.

Предлагаю тест “Хорошая ли вы хозяйка?”, где проверяются способности в ведении домашнего хозяйства.

1. Тест “Хорошая ли вы хозяйка”.

1. Допустим, что у вас нет холодильника, телевизора, стиральной машины и нового пальто, а приобрести можете лишь одну из названных вещей, что бы вы купили?

а) Холодильник – 30 очков;
б) Стиральную машину – 20 очков;
в) Телевизор – 5 очков;
г) Пальто – 10 очков.

2. Часто ли вы заглядываете в шкаф, чтобы навести там порядок?
Да – 20 очков; нет – 10.

3. Делаете ли вы дома еженедельную уборку в один и тот же день?
Да – 20 очков; нет – 5.

4. Когда приходят гости, возитесь ли вы еще на кухне?
Да – 8 очков; нет – 20.

5. Хватает ли у вас смелости подать гостям подгоревший пирог?
Да – 10 очков; нет – 20.

6. Доставляет ли вам удовольствие приготовленный вами обед?
Да – 15 очков; нет – 6.

7. Собираясь в магазин, составляете ли заранее список необходимых покупок?
Да – 20 очков; нет – 3.

8. Есть ли у вас фирменное блюдо?
Да – 15 очков; нет – 8.

9. Собираете ли вы кулинарные рецепты из журналов?
Да – 12 очков; нет – 6.

10. Имеет ли каждая кастрюля в вашей кухне постоянное место?
Да – 25 очков; нет – 5.

11. Считаете ли вы, что холодильник – самая необходимая вещь в хозяйстве?
Да – 4 очка; нет – 16.

До 150 очков – к сожалению, вы неважная хозяйка, не умеете дорожить своим временем.

150 – 180 очков – вы трудолюбивы и организованны. Каждая вещь имеет у вас в доме свое место. А если время от времени что-то не ладится в хозяйстве, в этом виноваты ваши домочадцы: вы их не приучили к порядку. Все брали на себя. Подумайте, как поправить дело.

От 180 очков и выше – ваш дом идеален! Вы постоянно что-то стираете, чистите. Но, увы... женщина, которая видит в домашней работе единственную цель своей жизни, не заслуживает звания хорошей хозяйки! Остановитесь! Пол и так блестит, в доме ни пылинки, вспомните о книгах, кино, общении с друзьями!

Бездумно тратить деньги – дело не хитрое. А вот расходовать их с наибольшей пользой – наука непростая, требующая специальных знаний. Положительные результаты дает планирование домашнего бюджета на месяц. Важно, чтобы в управлении бюджетом принимали участие все члены семьи.

– Что такое бюджет?
– Какие виды бюджета вы знаете?
– Расскажите о структуре семейного бюджета.

2. Игра “Магазин одной покупки”.

В магазине есть три зала: зал покупок, зал размышлений, зал возврата покупок; есть продавец, консультант и ведущий. Ребенок в роли покупателя входит в зал покупок, где на столе разложены товары-карточки, на которых написаны названия различных предметов: планшет, мобильный телефон, футбольный мяч, велосипед, золотая цепочка, собрание сочинений Чехова, джинсы, кроссовки и т. д. Продавец предлагает покупателю выбрать одну покупку, благодарит за приобретенную вещь и просит пройти “в зал размышлений”, где можно подумать о плате за товар. На оборотной стороне каждой карточки “товара” указана цена: “Папе еще год придется ходить в старой куртке”, “Маме придется считать каждую копейку”, “Бабушка не сможет заменить старые поломанные очки”, “Мама откажется от платного массажа” и т. д. Покупатель ставится перед выбором, затрагивается система его социально-психологических отношений. Приняв решение, покупатель переходит “зал возврата покупок”, где говорит консультанту: Я покупаю” или “Я возвращаю”. Консультант пытается повлиять на решение покупателя, приводя собственные доводы “за” или “против” покупки; выслушав ответ, он благодарит за покупку или сожалеет о возврате.

3. Виды расходов.

Условно все расходы можно разделить на 3 группы – постоянные, переменные (периодические и единовременные) и непредвиденные.

IV. Практическая работа: определение вида расходов.

Перечислить, опираясь на данные таблицы, какие расходы можно отнести к каждой из этих групп.

Классификация расходов.

Группа расходов Содержание группы расходов
Налоги.
Обязательные платежи.
Подоходный и др. Плата за квартиру, телефон, электроэнергию, содержание детей в детском саду, обучение в музыкальной школе, выплата кредитов, ссуд и т.д.
Питание Приобретение продуктов, заготовка их впрок, оплата питания в столовой, кафе, ресторане.
Хозяйственно-бытовые нужды Затраты на ремонт одежды, обуви, бытовой техники, телерадиоаппаратуры, химчистку.
Предметы личного пользования Верхняя одежда, белье, обувь, постельные принадлежности.
Предметы комнатного убранства Мебель, светильники, ковровые изделия, картины, часы, хрусталь.
Бытовая техника и приспособления для ведения домашнего хозяйства Газовая плита, холодильник, кухонные принадлежности, посуда, пылесос, стиральная, швейная машина.
Культурные и информационные потребности. Телевизор, радиоприемник, музыкальный центр, фотокинопринадлежности, книги, журналы, газеты, посещение театров, кинотеатров.
Спорт, туризм, индивидуальные увлечения, отдых. Спортивно-туристические принадлежности, предметы, инструменты, материалы для индивидуальных увлечений.
Транспорт. Проезд в общественном транспорте, приобретение и эксплуатация легковой машины, велосипеда.
Прочие. Детские игрушки, медикаменты и др.

V. Заключительная часть.

Предлагаю подумать над следующими ситуациями:

1. Чем можно пожертвовать ради крупной покупки?

– Ежегодным отпуском.
– Расходами на подарки.
– На одежду, обувь.
– Приглашением гостей.

2. Время от времени каждой семье приходится приобретать крупную вещь: мебельный гарнитур, ковер, телевизор и т.п. Как собрать необходимую сумму?

– Откладывать деньги.
– Покупать лотерейные билеты, надеясь на выигрыш.
– Занять у знакомых или родителей.
– Поискать дополнительный доход.

3. Вы приглашены на день рождения, но у вас нет денег на покупку подарка. Как поступить в таком случае?

4. К вам неожиданно пришли гости, а угостить их практически нечем. Как выйти из этого положения?

1. Мама считает, что вам не нужны карманные деньги, объясняя это тем, что вы не умеете их тратить. Папа полагает, что карманные деньги нужны всем. Как считаете вы? Почему?

2. На семейном совете было решено каждый месяц выдавать вам определенное количество денег на карманные расходы. Как вы их будете тратить?

VI. Подведение итогов.

1. Вывод: всякое благосостояние немыслимо без экономного, рачительного отношения ко всему тому, что добывается трудом. Режим экономии – путь к богатству, основа благосостояния всех и каждого.

2. Выставление оценок.

3. Домашнее задание.

Решить задачу. Девочка решила помочь маме приготовить ужин. До прихода мамы остался один час. Меню ужина состоит из овощного салата, картофельного пюре и котлет. На приготовление необходимы следующие затраты времени на:

– мытье овощей
– резку овощей
– чистку картофеля
– варку картофеля
– приготовления пюре
– приготовление котлет из фарша
– жарение котлет
– накрытие стола
Всего:
10 мин;
10 мин;
10 мин;
30 мин;
10 мин;
10 мин;
30 мин;
10 мин.
120 мин.

Презентация.