Цель: Познакомить учащихся с правилом написания существительных с шипящими на конце.
Задачи:
- Обобщить знания учащихся об имени существительном.
- Учить учащихся общаться в парах.
Ход урока
1. Вводная беседа. Доброе утро! Какие вы сегодня удивительные! По-моему, вы настроены, работать с увлечением. И я постараюсь, чтоб сегодня на уроке вам было интересно и комфортно!
Настроение. Перед вами лист, на котором нарисован теплоход из трубы идет дымок. Возьмите карандаши и раскрасьте один дымок в тот цвет, который вы хотели бы видеть на этом рисунке.
(Красный цвет – активное настроение; желтый – светлое, приятное; зеленый – спокойное; синий – грустное; черный – печальное; белый – неопределенное.)
2. Мозговая гимнастика. “Качание головой”, “Ленивые восьмерки”, “Стрельба глазами”.
3. Запись числа. Классная работа. Проверка домашнего задания.
4. Актуализация. Тест.
1. Выберете букву, которая обозначает верное утверждение:
О) Имя существительное – часть речи, которая обозначает признак предмета,
Ж) Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет,
Г) Имя существительное – часть речи, которая обозначает действие предмета.
2. Выберете букву, которая обозначает верное утверждение:
В) Имена существительные изменяются по родам и числам,
Ц) Имена существительные не изменяются по родам и числам,
Ш) Имена существительные изменяются по числам, по родам не изменяются.
3. Найди имя существительное мужского рода:
Х) Книга,
Л) Яблоко,
Ч) Сторож,
К) Очки.
4. Найди имена существительные, которые в предложении могут быть подлежащим:
Д) Зимой,
Щ) Товарищ,
Н) В лесу.
5. Найди имена существительные женского рода:
Ь) Мышь,
Ъ) Автомобиль,
Х) Здоровье,
Д) Каникулы.
– Какие буквы получились? Прочитайте.
– Какая буква лишняя? Почему?
– Какие это буквы: ч, щ, ж, ш (согласные, твердые, мягкие, шипящие).
Запись слов у доски, где встречается ь знак: картофель, воробьи, пальто.
Таблица:
Ь | Показатель мягкости Разделительный ? |
А третью роль мягкого знака узнаете на уроке.
5. Знакомство с новой темой.
Сторож | Рожь |
Малыш | Мышь |
Луч | Речь |
Плащ | Вещь |
Прочитай парами слова, назови последние звуки, по какому признаку записаны слова?
Как объяснить написание ь знака?
Женский род
|
Мужской род
|
Вывод и тема урока.
6. Работа по теме
1. Письмо под диктовку: ключ, помощь, товарищ, дочь, глушь, ложь, лещ, дождь.
2. Индивидуально. Расшифруй слова в транскрипции, запиши: еж, ложь, ключ.
7. Физпауза: “Сказка о ь знаке”.
Захотелось ь знаку найти себе друга, пошел он по дороге и увидел под елью ежа. Ь знак предложил ему дружбу. Еж сильно уколол его своими иголками. Ь знак обиделся и навсегда ушел от ежа.
Идет он и плачет. И вдруг видит: возле дороги колосится рожь. Рожь пожалела его и позвала серую мышь. Они решили ь знак оставить у себя жить.
С тех пор ь знак пишется вместе с существительными женского рода, которые оканчиваются на шипящие.
Вывод: вернуться к таблице.
8. Индивидуальная работа. Работа с учебником.
- Правила страница 42,
- Упражнение 453 (4 слова разбираются под руководством учителя, остальные слова самостоятельно),
- Индивидуальная работа (5 карточек по теме),
- Проверка.
9. Закрепление. Работа в карточках по рядам.
Первый ряд. Продиктуйте пословицу друг другу. Объясните значение этих пословиц, где нужно напиши ь знак, определи род.
Лучше горькая правда, чем красивая лож... .
Молод – в холод, стар – на печ… .
Второй ряд. Постойте в пары слова из первого и второго раздела. Определите род, где нужно напишите ь знак.
Колючий, черная, острый, красивая
Реч…, еж…, гуаш…, нож… .
Третий ряд. Составьте словосочетания, проверьте друг друга, правильно ли вы выполнили задание. Определите род, где нужно напишите ь знак.
Образец: детский плач (м.р.)
Мяч…, борщ…, вещ…, ноч… .
Проверка
10. Рефлексия. Итог урока.
1. Вернуться к таблице.
2. Составление стихотворения по теме.Где женский род
Там мягкий знак.
Печь, речь – она, моя
Мягкий знак пишу, друзья!
Ну, а ключ и мяч (он, мой)
Значит, это род мужской
Мягкий знак тут не пишу
Без ошибок напишу!
Итог урока. Вернемся к нашим корабликам. А теперь раскрасьте дымок идущий из трубы в тот цвет, который вам хотелось бы! Поработали на уроке хорошо, вы принесли мне много радости , и я вижу, что вы не устали, работали плодотворно. А цвет дыма из трубы кораблика мне говорит о том \ что вам понравился урок.
Урок русского языка по данной теме был проведен в 3 классе по учебнику “Русский язык”Т . Г Рамзаевой. На данном уроке был использован проблемно – поисковый метод, способствующий развитию учебной деятельности учащихся, создается опорная модель – схема, что пробуждает интерес к изучаемой теме, развивает мышление учащихся.
Список литературы
- Т.Г. Рамзаева: “Русский язык – 3 класс”., М., “Просвещение” 2009 г.
- В.А. Шукейло: “Русский язык в начальных классах”. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения. “СМИО Пресс”, Санкт-Петербург, 2000 г.
- О.Е. Жиренко, Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина: “Учим русский язык с увлечением – 2”. ООО “5 за знания”, 2005 г.