Цели урока:
- Главная цель – повторить действия с натуральными числами, решение уравнений на нахождение неизвестных компонентов суммы, разности, произведения, деления.
- Дидактическая цель – создать ситуацию успеха, радости от самостоятельного преодоления трудности.
- Воспитательная цель – воспитывать умение работать самостоятельно, в парах.
- Прикладные цели – развивать любознательность, интерес к математике, умение мыслить, высказываться по теме. (Слайд 1).
Оборудование: компьютерная презентация, созданная в PowerPoint.
Содержание урока:
- Организационный момент.
- Разминка.
- Счетная машинка.
- Физминутка.
- Работа в парах.
- Калейдоскоп вопросов.
- Заключение.
- Подведение итогов.
Ход урока
1. Организационный момент (2 мин).
Домашнее задание: заполнить карту (приложение 2). (Слайд 2).
Приветствие класса. Записали число и новые слова.
Доска: Кумириа, двазала, миерга. (Слайд 3).
Учитель: Как вы думаете, что означают эти слова? Сегодня на уроке мы это узнаем.
2. Разминка (5 мин).
Учитель: Мы сегодня будем говорить об очень интересном животном. Чем оно интересно? На этот вопрос мы будем вместе отвечать и постараемся об этом составить небольшой рассказ. А начнем мы с небольшой разминки на все действия. Вы своими знаниями поможете отгадать название этого животного. (карта на столах у каждого ученика, приложение 1, задание “вычислите устно”)
а) 100 – 55 б) 90 – 71 в) 100 – 54 г) 98 - 59 *2 * 3 : 23 : 3 :18 + 23 * 19 + 17 *15 :16 + 22 * 4 ? (75- С) ? (5 – Л) ? (60 – О) ?(120 – Н)
Учитель: Проверяем ответы и считаем баллы (правильный ответ – 1 балл) (Слайд 4,5).
Молодцы! Слон – самое большое наземное животное. Их различают два вида – это азиатские и африканские слоны. (Слайд 6)
3. Счетная машинка (15 мин).
Учитель: Теперь поговорим о размерах этого животного ( например африканского слона), а помогать нам будет счетная машинка (высота, длина, вес). (карта с ребусом, приложение 1).
Учитель: Кто уже сделал - повторяет компоненты уравнений. Первый – кто посчитал, задает вопросы по компонентам любому ученику (опросить 6 – 7 учеников). (Проверяем - Слайд 7, 8 и считаем баллы).
4. Физминутка (5 мин).
Учитель: Закрываем глаза – слушаем - представляем слонов по описанию. (Слайд 9).
Индусы различают три породы слонов:
Кумириа – самый совершенный слон, сложенный пропорционально, с объемистой грудью, мощным телом и прямой, плоской головой, с толстой складчатой кожей и привлекательным взглядом. В духовном отношении это - благородное, бесстрашное, надежное животное.
Напротив, миерга, сложенный легко и некрасиво, с длинными ногами, маленькой головой, свиными глазами, узкой грудью, со слабым, отвислым хоботом и тонкой, легко повреждаемой кожей, боязлив и потому ненадежен, его употребляют лишь в качестве вьючного животного.
Середина между этими породами занимает двазала, который чаще всего и встречается, причем на сто голов двазала попадается обыкновенно штук по 10-15 представителей первых пород.
Учитель: Открываем глаза и смотрим на слайды – 10, 11.
5. Работа в парах (8 мин).
Учитель: Итак, продолжаем разговор, но необходима небольшая разминка. (Устно считают и записываем в тетрадь только ответы, меняем тетради и проверяем товарища, баллы считаем). (Слайд 12).
3х = 78 х = 26 у + 38 = 139 у = 101 х – 48 = 96 х = 144 125: х = 25 х = 5 106 – х = 30 х = 76 3х – 12 = 48 х = 20
6. Калейдоскоп вопросов (6 мин).
Учитель: Мы подошли к калейдоскопу вопросов о слоне:
1. Сколько лет живет африканский слон?
2. Какую работу может делать слон? Сколько может поднять слон за 1 раз?
3. Слон очень хорошо плавает, и может выпить очень много воды за 1 раз. Сколько?
4. Так же оказывается, что слон быстро бегает, очень хорошо бегает? Скорость его? (Слайд 13).
Учитель: Для получения ответов нужно решить уравнения. (Решают в тетрадях, после проверки считают баллы, слайд 14).
1) 3х + 4х = 490 (х = 70 лет живет слон)
2) 7400: х = 37 (х = 200 кг может поднять слон)
3) 15х – 13х = 360 (х = 180 литров может выпить слон)
4) 24х – х = 460 (х = 20 км/ч скорость слона)
7. Заключение (2 мин).
Учитель: Ну а теперь давайте отдохнем, а я вам еще о слонах расскажу:
Лучшие качества слона – послушание, кротость и терпение. Дикие же, прежде всего крайне боязливы и осмотрительны, робки, так что уступают дорогу даже маленьким животным. (Слайд 15). А каким? Мышам (Слайд16).Дома вы раскрасите приготовленную мышь на карте.
8. Итоги (2 мин).
Учитель: Оцениваем собственную деятельность на уроке.
Таблица и критерии на карте, карты сдаем. (Приложение 1).