Цели урока:
- Создать условия для получения учащимися представления о странах мира каждого типа.
- Создать условия для организации позитивного и эмоционального настроя учащихся на уроке.
Задачи урока:
обучающие:
- Обеспечить осмысление и усвоение учащимися нового материала
- Продолжить обучение чтения политической карты мира
развивающие:
- Развитие навыков анализа и сопоставления информации по странам.
- Развитие художественно-эстетического вкуса учащихся.
Формирование межпредметных связей: география – МХК.
воспитательные:
- Способствовать воспитанию интереса к познанию стран мира, их развития и особенностей.
Тип урока: Видеопутешествие с элементами решения проблемных вопросов.
Оборудование:
1. Атлас по географии 10класса.
2. Компьютер и мультимедиапроектор.
5. Презентация – лекция “Основные типы стран” и презентация “Угадайте страны” для закрепления изученной темы..
6. Видеоролик “Мир в цифрах. Население мира”
7. Лист успешности для оценки урока.
Методы и формы учебной деятельности:
- индивидуальная деятельность учащихся,
- методы анализа и сопоставления фактов, беседа,
- метод проекта с использованием ИКТ.
Используемые технологии:
- мультимедийные и информационные технологии,
- технология сотрудничества,
ХОД УРОКА
I. Актуализация знаний.
Сегодня на уроке мы совершим видео путешествие по странам мира. В течение всего урока вы будете угадывать страну по слайдам и фотографиям. Учитель расскажет о стране для её быстрого определения.
Стран в мире насчитывается более 200.
- Какие выбрать страны?
- Что изучить нам необходимо?
Для решения этих вопросов попробуем самостоятельно все страны объединить в группы. Так мы совершим путешествие из одной группы в другую.
Угадайте страны!
- Это нужно для их объединения в одну группу.
- Мы запомним эти страны.
- Мы запомним их государственные флаги.
- Мы узнаем о достопримечательностях каждой страны.
Начинаем своё путешествие!!!
II. Изучение нового материала.
I. Группа. Определим название этой группы стран!
а). ???
1. Когда вы приближаетесь, к этой стране вас всегда встречает статуя Свободы. Знаменитые Голливудские фильмы выпускаются на Тихоокеанском побережье. Здесь очень много красивых городов ./США/
2. А в этой стране – центре Европы есть равнинные территории и горные. На равнинных участках можно встретить необычные мосты для речного транспорта. Множество замков построено в горных районах. Телевизионная башня в этой стране выглядит как футбольный мяч с изображением всех континентов. Последняя подсказка страны – это её визитная карточка Бранденбургские ворота. /Германия/
3. Это островное государство Западной Европы. Биг-Бен — колокольная башня в этом городе часть архитектурного комплекса Вестминстерского дворца. Королевская гвардия выглядит именно так. /Великобритания/
4. Это вторая по величине страна в мире. На её территории расположено множество заповедников и национальных парков. Эта северная страна имеет выход к Атлантическому, Тихому и Северному Ледовитому океанам. Крупные города расположены ближе к югу, так как северные районы с очень суровыми климатическими условиями. Ниагарский водопад расположен на границе этой страны с другой. В этой стране есть смешной памятник варенику. Его возвели в городке Глендон, в 1991 году высотой с 3-этажный дом. Его высота 8,2 м, ширина 3,7 м вес - 2718 кг. /Канада/
5. Это самая узнаваемая архитектурная достопримечательность страны, всемирно известная как её символ , названная в честь своего конструктора Гюстава Эйфеля. Сам Эйфель называл её просто — 300-метровой башней. В настоящее время здесь установлена телевизионная антенна, увеличивающая высоту стальной конструкции до 320,75 м. Сейчас она является самой посещаемой и самой фотографируемой достопримечательностью мира. /Франция/
6. Это “страна восходящего солнца”, т.к здесь раньше начинается день, чем на материке Евразия. Система скоростных поездов крайне распространена. Впечатление, что это основной вид транспорта для перемещения по стране. Все четыре главных острова связаны системами подземных тоннелей, и даже при протяженности в 3000 км порой быстрее перемещаться так, чем на самолете! Символом страны является вулкан Фудзияма. Собственно, находясь на уровне моря, то, что вокруг небоскребы, не ощущаешь, а вот, поднявшись на башню (свыше 150 метров), видишь внизу все это изобилие! /Япония/
7. Ведущие отрасли промышленности — машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая, пищевая и легкая. Автомобилестроение известно нам по национальной компании “Фиат”, в том числе и машинами фирмы “Феррари”, Эта страна является родиной мотороллеров. Широко представлено здесь судостроение, т.к. страна омывается водами Средиземного моря с восточной, западной и южной сторон. По выпуску обуви (303 млн. пар в 2003) занимает второе место в мире после Китая. /Италия/
I. Как назовём эту группу стран? (Наиболее развитые государства)
б). К этой группе относят и малые страны Западной Европы с традиционной рыночной экономикой. Найдём их на политической карте Европы! (Одна из них Андорра - самая высокая столица Европы)
в). К этой же группе относят Израиль, ЮАР, Новую Зеландию и Австралию.
II. Группа - страны с “переходной экономикой”.
а). Государства Центрально-Восточной Европы. б). Страны Балтии. в). Россия и страны СНГ
Из них можно выделить катастрофически обедневшие страны, являющиеся кандидатами для зачисления в группу слаборазвитых стран. ( например, Таджикистан)
III. Государства, традиционно находящиеся в системе рыночной экономики и отличающиеся либо средними, либо (в отдельных сферах) высокими показателями социально-экономического развития.
а). Новые индустриальные страны (НИС): Республика Корея, Сингапур, Малайзия.
Для них характерны опережающие темпы ежегодного прироста ВВП; специализация на производстве высокотехнологичной продукции обрабатывающей промышленности, до 80% которой экспортируется.
б). По слайду определите, что объединяет эту группу стран!
- Это разбогатевшие нефтеэкспортирующие страны: Кувейт, Катар, Саудовская Аравия, Бахрейн, ОАЭ и др.
в). Какие страны объединяет эта группа?
Малые и мелкие страны (страны – отели) с развитым туризмом, транзитом и плантационным хозяйством.
IV. Определим самостоятельно следующую группу стран! Слайд подскажет признак объединения стран. Мы вспомним эти страны.
Группа объединяет крупные по численности населения страны.
Просматриваем видеоролик “Мир в цифрах. Население мира”.
Это Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Нигерия, Россия.
V. Развивающиеся страны мира с низким уровнем общеэкономического развития и низким размером ВВП.
Совершим путешествие по этим странам мира. Что характерно для этих стран?
III. Закрепление и оценка урока.
- Просматриваем вторую презентацию “Угадайте
страны !”
Пытаемся определить не только название страны, но и группу принадлежности. - Что мы узнали на уроке? Дайте оценку урока. (Что понравилось, а что не понравилось на уроке?)
Домашнее задание: параграф 22 на стр. 94-98.
Составить кластер “Основные типы стран”