Многие родители жалуются, что их дети не любят читать книги. Они отдают предпочтение телевизору, разнообразным игровым приставкам, компьютерам, общению по сотовому телефону или интернету. На улице, в транспорте уже редко встречаются читающие книгу молодые люди. А когда -то население нашей страны было самым читающим в мире! Что же произошло? Почему дети не любят читать?
Книга расширяет кругозор, развивает воображение, является психотерапевтом. Дети, которые читают, становятся более успешными в школе, у них хорошо развита память, большой объем знаний.
Наша задача помочь ребенку с раннего возраста полюбить этот таинственный, волшебный мир книг. А для этого очень важно, чтобы в семье читали все. Плохо когда мама и папа заставляют ребенка читать, а сами не берут книг в руки. Не надо забывать, что личный пример учит ребенка больше, чем чтение “моралей”. Малыш должен видеть, как близкие и дорогие ему люди читают, что чтение – это важное занятие, приносящее положительные эмоции. Если в семье есть старшие дети, то попросите их читать своим братьям и сестрам. Старшим приятно доверие взрослых, а малыши обязательно захотят подражать старшим.
Очень хорошо, когда в семье есть “Вечера семейного чтения”. Но читать надо не все подряд, важно выполнять ряд требований:
– учитывать возраст ребенка, его интерес;
– читать понравившуюся ребенку книгу;
– обсуждать прочитанную книгу;
– ребенок должен вместе с взрослыми посещать книжный магазин и участвовать в
выборе книги;
– посещать библиотеку и это должно быть праздником для него;
– по возможности создать дома небольшую библиотеку из произведений лучших
детских писателей.
Если ребенок уже начал читать, но не любит это занятие, то можно читать книгу с ним по очереди или читать до самых интересных моментов. Остановившись здесь, вы подтолкнете любопытство ребенка к тому, чтобы он сам продолжил чтение. А начав читать, он ощутит себя взрослым, ведь он уже читает сам.
Прививайте любовь к чтению и созданию детьми своих книг. Мы в детском саду своими руками делаем книги, авторами являются дети. Сначала мы придумываем рассказы (“если бы я был волшебником”….). Я эти рассказы записывала, и каждый ребенок к своему рассказу рисовал картинку. Потом весь материал мы собирали в книгу. Старшие дети всю книгу делают своими руками – от обложки, рисунков до записей. С младшими весь труд над книгой ложится на плечи взрослого, но дети рисуют, раскрашивают, клеят, а главное как увлеченно трудятся они вместе со взрослыми и видят все этапы создания книги.
Дети начинают чувствовать себя писателями, ребенку хочется сделать свою собственную книгу, прочитать книгу своего друга, чтобы узнать как другие “авторы” развивают свой сюжет и приобретают опыт составления небольших рассказов, совершенствуя свое словестное творчество. На практике ребенок осваивает построение рассказов. Важно, чтобы взрослый при необходимости своевременно оказал необходимую помощь. Обязательно, книги созданные руками ребенка, должны находиться в библиотеке (семейной или детского сада). Это имеет большое значение для привития любви к книге.
Дени Дидро считал – люди перестают мыслить, когда перестают читать. Давайте вместе научим наших детей любить книгу.