Сценарий интеллектуально-познавательной игры "На привале"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: формирование гражданско-патриотического отношения к малой Родине, уважение к её истории, культуре, традициям, уважения государственности России в целом.

Задачи:

– воспитание бережного отношения к культурному наследию;
– развитие чувства причастности к судьбе родной земли;
– формирование исторического сознания;
– создание ситуации соприкосновения с историческим предметным миром.

Действующие лица: Тёркин, ведущая.

Материалы и оборудование: 2 вещ-мешка, 2 кружки, 2 кисета, 2 коробки махорки, 2 ложки, 2 фляжки, солдатское письмо, 2 почтовых ящика, листы бумаги, 2 макета человека и военный мундир, 3 сорта каши, крупа, повязки для глаз.

Ход игры

(Звучит мелодия.)

Выходит ведущая:

Чем дальше мы уходим от войны,
И нас с тобою тишина объемлет,
Тем всё сильней и явственней слышны
Её раскаты, вздыбившие землю.
Чем дальше мы уходим от войны,
Сполна всю горечь этих лет познавшие
Не понаслышке, не со стороны,
Тем ближе нам воспоминанья наши.

Ведущая: Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые взрослые! Мы на пороге светлого праздника Дня Великой Победы. Страшной ценой наш народ заплатил за Победу. Более 20 миллионов людей погибло в этой войне. Это огромная цифра. Около 18 тысяч Прокопчан ушло защищать Родину. А вернулось домой 2 тысячи наших земляков. Война оставила след почти в каждом доме. В руинах осталось 1710 городов и посёлков, выведены из строя заводы, фабрики, затоплены шахты, истоптаны плодородные нивы. Но наш народ выстоял и победил (музыка замолкает). И вот пришла она Победа, которую так долго ждали и которую “приближали, как могли”.

(Звучит фонограмма “В лесу при фронтовой”.)

(Открывается занавес. На сцене лес. Возле костра на пеньке сидит Тёркин с гармошкой, ложкой помешивает в котелке, пробует, музыка затихает.)

Теркин.

Все в строю, как погляжу.
Праздник начинаю.
По уставу вам скажу: “Здравия желаю!”

Минул срок годины горькой,
Не воротится назад.
Жив-здоров Василий Теркин,
Вася Теркин – наш солдат.
Теркин – кто же я такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Я обыкновенный.
Бил фашистов окаянных,
Верно Родине служил,
Русской ложкой деревянной
Восемь фрицев уложил.
Награжден я орденами
Был за подвиги в бою,
И сегодня перед вами
Командиром я стою.
Чтоб я понял, что приказы
Вы поймете в самый раз,
Мне ответьте по Уставу
Все, о чем спрошу сейчас.

(Проводится викторина на знание военных терминов.)

  • Как называют человека, награжденного орденами? (Кавалер.)
  • Как называются военные брюки, облегающие голени ног и расширяющиеся
    кверху? (Галифе.)
  • Назовите участника прошедшей войны. (Ветеран.)
  • Как называется орган управления войсками? (Штаб.)
  • Как в народе называлась реактивная система, находившаяся во время войны
    на вооружении артиллерии? (Катюша.)
  • Назовите фамилию диктора всесоюзного радио, читавшего во время войны важные официальные сообщения? (Левитан)

Теркин.

В аккурат фронтовики
Вырастили смену.
Кто дал правильный ответ –
Попрошу на сцену.

На сцену поднимаются 6 участников конкурса.

Конкурс “Мундир”.

У каждого военного своя соответствующая форма. И мы попытаемся восстановить генеральский китель (две команды. Напротив каждой команды стоит макет человека, на который и будут надевать военную форму).

Ведущий:

Дом родной, жена и дети,
Брат, сестра, отец и мать –
У солдат на белом свете
Письма есть куда послать.
Письма те ребята сами
На привале при огне
Где-нибудь в лесу писали
Друг у друга на спине.
И боец в любой атаке
На груди своей хранил
Треугольник из бумаги,
Что из дома получил.
Вот листы бумаги здесь,
Вы уж удружите,
Треугольники те мне
Быстренько сложите.

Конкурс “Полевая почта”.

(Выносится реквизит  – листы бумаги, Проводится конкурс на изготовление солдатских треугольников и отправка его полевой почтой, то есть опустить в ящик.)

Теркин (обращаясь к проигравшему).

Задержались вы сейчас,
Так что, к сожалению,
Вынужден отправить вас
Нынче в увольнение.

Обращается к 5 оставшимся участникам конкурса.

Теркин:

Значит есть?
Тогда ты – воин
Рассуждать со мной достоин
Ты – солдат солдату – брат.
И скажи мне откровенно,
Да не в шутку, а всерьёз,
С точки зрения военной
Отвечай на мой вопрос.

Я сегодня принёс солдатские реликвии. В этом мешке есть вещь, солдат которой дорожил, её присылали на фронт родные. Без неё солдату воевать не весело. В нём солдат хранил табак, (кисет);

Второй вопрос: Это то, без чего солдат не солдат, то, что есть у любого солдата от рядового до маршала. (Солдатская ложка.)

Третий вопрос: Эта вещь у каждого солдата была, без неё он не мог написать письмо домой. (Карандаш.)

У солдата всё с собой
Вещ мешке за спиной
Вещевой мешок солдата
Соберите-ка, ребята!

Конкурс: “Вещмешок”.

(Участвуют 2 команды. Каждая команда получает вещ мешок, который они должны собрать. Напротив команд лежат различные вещи, но они должны собрать только те, которые необходимы бойцу.)

Ведущий:

Вспомним годы боевые.
Вспомним песни фронтовые,
Те, что сами сочиняли,
Отправляясь в смертный бой,
Что артисты исполняли
Прямо на передовой.
Под гармошку, под тальянку
Пели, братцы, вновь и вновь
Про платочек, про землянку
И, конечно, про любовь
Вспомним, братцы, понемножку
Песни тех военных лет.

Караоке. Песни: “Катюша”, “Три танкиста”.

(Для исполнения песен набирается 2 команды. Победителей выбирают по аплодисментам.)

Ведущий:

Чтоб вовек не знать вам скуки,
Каждый день – гармошку в руки.
Нужно песни распевать,
Чтоб в другой раз побеждать.

Тёркин:

На привале – не в походе,
Да боец грустит о том,
Что потеряна в болоте
Ложка вместе с сапогом.
Хоть солдат привычен к бедам,
Это  – большая из бед,
Ведь известно: за обедом
Ложка  – главный инструмент.
Но боец смекнет мгновенно –
Чай с руками родились, –
Из железа, из полена,
Бересты готов отменный
Весь походный наш сервиз.
Вот орудия труда,
Всего здесь понемножку.
Изготовьте-ка себе
Миску, кружку, ложку.

Конкурс “Изготовление посуды”.

(Проводится конкурс на изготовление посуды из подручных материалов: бумаги, картона, фольги, щепок, проволоки. Выбывает тот, кто хуже всех справится с заданием.)

Теркин (обращаясь к проигравшему).

Ты не мастер – не грусти,
Ведь всякое бывает.
Вот еще бойцы из строя выбывают.
Ведущий: На войне в быту суровом,
На стоянке полевой
Лучше нет простой, здоровой
Доброй пищи фронтовой.
Лучше нет родной, с наваром,
Русской каши или щей,
Лишь была бы с пылу, с жару –
Подобрей, погорячей.

Конкурс: “Полевая кухня”.

Орудия труда готовы остаётся за малым, сварить кашу. Солдатская каша. Недаром о ней солдаты говорят: “ Каша – силушка наша”. Сегодня мы будем варить перловую кашу.

Тёркин:

Ай да каша, радость наша:
Гречка, просо да горох, –
Я с закрытыми глазами
Распознать ее бы мог.
Вот мы вам глаза завяжем,
Подкрепиться вам пора.
Угадайте, что за кашу
Паварили повара.

Конкурс “Солдатская каша”.

Выносят реквизит: две повязки для глаз, две ложки, тарелки с кашей (перловой, гречневой, пшеничной, гороховой, рисовой, пшенной). Участникам конкурса завязывают глаза, дают по очереди попробовать кашу и назвать ее. Игра идет до первой ошибки).

Теркин.

Победителю – ура!
Вам и честь и слава!

Теркин.

Честь и слава ветеранам
Тем, что Родину спасли,
Слава женам, детям, мамам,
Что стояли за станками
До победной до весны.
Без мужчин детей растили,
Сталь ковали для страны,
Чтоб жива была Россия,
Чтобы в мире жили мы.
Всех хочу поздравить я:
С Днем Победы вас, друзья!
С вами мне пора проститься.
Разрешите удалиться!

Литература

  1. Курчан А.Н., Турыгина С.В. Школьные праздники, конкурсы, шоу-программы [Текст]/ Художник Селиванов А.А. – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг: 2004. – 192 с.
  2. Зайцева О.В., Карпова Е.В. На досуге. Игры в школе, дома, во дворе. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст]/ Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: “Академия развития”, “Академия К0”, 1998. – 192 с.
  3. Твардовский А.Т. Василий Тёркин. Книга про бойца [Текст]/ А.Т. Твардовский. М., “Дет. лит.”, 1973, 207 с.