Цель: познакомить детей с музыкальной грамотой.
Задачи:
- Ввести понятия “Нотный стан”, “.Ключ”, “Ноты”, “Гамма”, “Звукоряд”.
- Научить слушать, петь и находить на нотном стане ноты, продолжить развивать музыкальные способности слух .голос.
- Дисциплинировать, научить вежливо общаться. Развивать коммуникативные навыки.
Оборудование. Видеопроектор, экран, ПК, фортепиано, доска, иллюстрации нот .
Ход занятия
Под музыку дети входят в зал. Музыкальное приветствие (пение) дети садятся на стульчики.
Музыкальный руководитель:
Здравствуйте, ребята! Устраивайтесь поудобнее. Вы входили в зал под веселый марш. А вы знаете что вся музыка состоит из мелодий. а мелодии всего из 7 нот. И сейчас мы отправимся в гости в дом где живут. А поможет нам в этом наш друг компьютер.
Наш волшебный экран опускается,
Приключения начинаются.
Просмотр презентации
Слайд 1
На экране белый лист
Он пока что светл и чист
Слайд 2
Мы листок наш разлинуем,
Пять линеек нарисуем.
Нотный стан - нотный дом
Кто же проживает в нем.
Дом стоит пятиэтажный,
Каждый житель очень важный.
Слайд 3
Два ключа дом открывают
В доме музыка играет
Скрипичный ключ похож на скрипку
Басовый ключ- на домик улитки.
В разных квартирах соседи живут
Всех их нотами зовут
Слайд 4
Нота “До” - солидная дама
Именно с нее начинается гамма
Шляпку носит, гуляет во двое
Очень дружит с соседкой – нотой “Ре”.
Слайд 5
Нота “Ре”хоть и в подвале живет,
Но все видит, все знает всех раньше встает
Слайд 6
Нота “Ми”в своей квартире поселилась выше “Ре”,
Проживают ноты в мире дома ну и во дворе
Слайд 7
“Фа”и “Соль”- овощеводы.
Ну-ка спойте все “ФАСОЛЬ”
Ноты “Ми”они подружки
“Фа”чуть выше, дальше “Соль”.
Слайд 8
“Ля” - веселая соседка
Замолкает очень редко
Выше “Соль”она живет
Громко песенки поет
Слайд 9
“Си” любитель красоты
Гордо смотрит с высоты.
Слайд 10
Все соседи встали в ряд,
Получился звукоряд.
Ноты! Вы не стойте,
Гамму дружно спойте.
Ну а дети веселей
Ноты назовите поскорей.
Дети с помощью музыкального руководителя хором произносят названия нот
А теперь отгадайте загадку.
Слайд 11
Есть клавиши белые
Клавиши черные
Три ноги и Три педали
Я играю на ..... рояле
У рояля младший брат
Радовать нас музыкой рад
Клавиши..педали ..крышка открывается
Фортепиано называется
Давайте подойдем поближе к нашему фортепиано посмотрим и послушаем, как звучат ноты.
Дети подходят к фортепиано. Музыкальный руководитель объясняет и показывает на клавиатуре, где находятся ноты.
Если мы споем ноты по порядку, то получится гамма.. попробуем спеть. (исполняют гамму до мажор)
А теперь физкультминутка (Музыкальный руководитель держит в руках иллюстрации нотных ключей.)
В правой руке у меня скрипичный ключ, а в левой басовый ключ. Когда я подниму высоко скрипичный ключ все дружно хлопаем в ладошки, а если я поднимаю высоко басовый ключ топаем ногами...Приготовились... начали
Игра на внимание проводится 2-3 раза.
Дидактическая Игра “Ноты заблудились”
Музыкальный руководитель
Наши нотки заблудились
Сбежать со стана умудрились
Что же нотки не поют.
Только плачут и ревут
Ай-ай-ай! Ой-ой-ой!
Проводите нас домой!
На доске изображен пустой нотный стан..Нужно заполнить его нотами, так что б получилась мелодия.
Музыкальный руководитель раздает детям картонные ноты, каждый ребенок крепит свою нотку на доску с нарисованным нотным станом и ключом на двухсторонний скотч, что б получилась мелодия. Когда задание выполнено, музыкальный руководитель предлагает детям спеть получившуюся мелодию на слог “Ля”, на слог“Пи-пи”, как цыплята, как котята “Мяу-мяу”,телята “Му-Му”и т.д .
Разучивание песни. “Машинист”авторы Е и С Железновы. Особое внимание уделяется последнему куплету, который поется нотами – сольфеждио .
Частичное исполнение песни “Машинист”.
Музыкальный руководитель:
Повеселилась детвора,
А нотам спать давно пора.
Отключает компьютер,
Закрываем нотный дом
И дальнейших встреч мы ждем.
Подведение итогов. Музыкальное прощание (пение). Дети под музыку выходят из зала.