Вид занятия: рисование с натуры и по памяти.
Цель: получение смешанных цветов на палитре; развитие творческих способностей; развитие стимулов к учёбе, самоконтроля, дисциплины.
Задачи:
- Образовательная: Научить детей умению составлять совместную композицию с учетом светотени.
- Развивающая: Развивать чувство гармонии, чувство материала, цветовой и линейный ритм.
- Воспитательная: Воспитать интерес к произведениям живописного жанра – натюрморт.
Характеристика учащихся: 5 класс.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: проектная деятельность, фронтальная, работа в малых и больших группах .
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.
Оборудование:
а) для учителя: мультимедийный проектор, наглядные пособия, классная доска;
б) для ученика: на каждом рабочем столе для трех групп находятся: кисти,
краски, баночка с водой, салфетки, набор муляжей, вазы и кувшины.
Зрительный ряд: фотографии, репродукции: Грабарь “Груши”, Кончаловский “Персики”, И. Репин “Яблоки и груши”. Хруцкий Иван Фомич (1810–1885 гг.).
Цветы и плоды. И.И.Шишкин(1832–1898) Мухоморы.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Подготовка классной комнаты.
- Проверка класса по списку.
- Подготовка рабочих мест.
Презентация. Слайд.
Минута вдохновения: все дети повторяют за учителем: “Я хороший. Я самый хороший. Меня все любят. Я все могу. Я всегда все могу. У меня все получается. У меня все хорошо получается. У меня всегда все хорошо получается. Я счастлив.
II. Повторение обобщение.
Ученики повторяют определения методов изображения:
- по памяти,
- по воображению,
- с натуры.
Слайд.
– Назовите ахроматические цвета.
(От греч. α– отрицательная частица + χρώμα – φвет, то есть бесцветных.)
Черный, белый и все оттенки серого.
– Назовите хроматические цвета (Хрома, хроматос) – в переводе с греческого “цвет”.
(Красный, желтый, синий ,голубой, фиолетовый, др.)
– Назовите основные цвета живописи?
(Красный, желтый, синий.)
– Какие цвета называют составными, назовите их?
(Попарное смешивание основных цветов дает нам группу цветов, называемых составными.)
Учитель: На какие группы делятся цвета?
Предполагаемые ответы детей: на теплые и холодные.
– Назовите, пожалуйста, дополнительные цвета и почему они так называются?
Предполагаемые ответы детей: красный и зеленый; желтый и фиолетовый… эти цвета, находясь рядом, дополняют друг друга по яркости.
– Какие вы знаете контрастные цвета?
Предполагаемые ответы детей: оранжевый и синий, фиолетовый и желтый, зеленый и красный…
Сегодня у нас очень интересная тема, но вы сами должны назвать тему урока и что мы будем рисовать на уроке.
Слайд.
Слушаем загадки.
Сочные да крупные,
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (Помидоры)Само с кулачок,
Красный бочок,
Потрогаешь – гладко,
А откусишь – сладко! (Яблоко)Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (Морковь)К нам приехали с бахчи
Полосатые мячи. (Арбузы)Цветы на картине,
Фрукты и торт.
Картину такую зовём… (Натюрморт)
Учитель: “Вы догадались, что мы будем сегодня рисовать?”
(Фрукты, овощи – натюрморт.)
А что такое натюрморт? (Ответы детей.)
Наверняка вам знакома песня Гладкова “О картинах”, послушайте отрывок из нее.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу или торт,
Или все предметы сразу, –
Знай, что это натюрморт.
Конечно, это не научное определение натюрморта. Натюрморт – (фр. nature morte – “мёртвая природа”) – изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве.
(Слайд). Дословно натюрморт переводится как “мертвая природа”, но посмотрите, сколько в нем жизни!
(Слайды). Обсуждение картин. (Что изображено на картине? Кто художник? Какие цвета?)
Ребята, я хочу познакомить вас с прекрасными художниками. Есть художники, к творчеству которых хочется возвращаться постоянно. К ним можно отнести и Петра Кончаловского. Удивительный художник с удивительной судьбой, которая, может быть, и стала причиной того, что его живописные работы не совсем обычны. Живописные полотна созданные художником рассказывают о красоте и щедрости природы, прославляют богатство даров природы.
Слайд.
Петр Кончаловский (1876–1956) советский художник, живописец. Более 5000 произведений – картин, портретов, акварелей создал он за 60 лет творчества. Среди его работ – портреты современников, букеты цветов, пейзажи. Натюрморт “Персики” 1913 года – это ритмическое построение предметов и их теней, соотношение раздельных и соединенных форм. Эта лаконичная композиция имеет четкое и крепкое построение, основанное на объективной логике предметного мира и визуального восприятия.
Слайд.
Хруцкий Иван Фомич (1810–1885 гг.).
От ранних незатейливых постановок, состоящих лишь из нескольких предметов, Хруцкий на удивление быстро приходит к довольно значительным по размерам натюрмортам-картинам со сложной композицией, объединяющей множество разнообразных овощей, плодов и цветов. Эти произведения вызывали восхищение зрителей и критиков-профессионалов. Успех работ способствовал тому, что художник повторял некоторые из них с незначительными изменениями, добавляя “новые” предметы, которые вносили в композицию атмосферу человеческого присутствия. Академический Совет отметил натюрморты Хруцкого: в 1836г. он был удостоен большой серебряной медали.
Слайд.
Игорь Эммануилович Грабарь (1871–1960)
родился 13 марта 1871 года в Будапеште, в семье русского общественного
деятеля Э.И. Грабаря. В 1876 г. его родители, бывшие в числе сторонников
славянского освободительного движения, переезжают в Россию.
Детство Игоря было нелегким. Мальчик часто разлучался с родителями, оставаясь на
попечении чужих людей. С детства он мечтал о живописи, старался быть ближе к
художественным кругам, посещал все выставки, изучал коллекцию Третьяковской
галереи. Он пишет множество натюрмортов, в которых напряженный ритм пластика
объемов. Контраст фактур сочетаются с многообразием и насыщенностью колорита,
противопоставлением теплых и холодных цветов. Эти картины он считал удачей. “
Натюрмортная зарядка” – так называл он свою работу, “средство поддерживать
беглость руки, не давать ей застоятся”.
Слайд.
Репин Илья (1844–1930) “Яблоки и листья”.
Натюрморт не был основным жанром живописца, но посмотрите на эти яблоки,
лежащие на столе вместе с осенними листьями! Они осязаемы, душисты их хочется
взять в руки, поднести к лицу и вдохнуть густой аромат сада. Как не похожи они
на блестящие лакированные фрукты некоторых мастеров натюрморта. Натуральные,
живые, они такие же, как в саду.
1879 год, когда был написан натюрморт “Яблоки и листья”, был периодом
творческого подъема художника.
Слайд.
И.И.Шишкин (1832–1898) Мухоморы.Шишкин – художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный.
Осень приносит обилие плодов, овощей и фруктов. В лесах поспели ягоды, грибы. Человек как звери и птицы пользуются дарами осени, чтобы собрать урожай.Слайд.
Построение рисунка.
Прежде чем начать построение, учитель прикрепляет на доску три таблицы с рисунками:
Вопрос классу: “Как вы думаете, на какой таблице рисунок построен правильно? Почему вы так думаете?” Как правило, дети безошибочно находят пропорционально верно выполненный рисунок.
Учитель объясняет, что в первом рисунке много свободного пространства, так называемой “мертвой зоны” картины. Во втором рисунке фруктам тесно, они почти упираются в края рамы картины. Третий рисунок построен грамотно, изображение пропорционально плоскости картины, фрукты соразмерны.
Слайд.
3. Работа учащихся под руководством учителя.
– Сегодня мы с вами нарисуем натюрморт из фруктов и овощей.
1. Посередине вертикально расположенного листа рисуем вазу, задний край стола
за ним.
2. Рассмотрев натурный материал (яблоко, морковь, огурец)рисуем их внутри ,
красиво и выразительно скомпоновав, достаточно крупных размеров.
3. Выполняем работу в цвете следующим образом:
Ваза – слева раскрашиваем красным , справа чёрным, а в середине смесью красного
с чёрным (на палитре или сразу на листе смешать краски).
4. Яблоко – слева жёлтый цвет, справа – красный, посередине – смесь.
5. Морковь – слева жёлтый, справа – оранжевый, посередине – смесь.
6. Огурцы – слева белый, справа зелёный, посередине – смесь.
7. Дополнить рисунок деталями, прорисовать.
4. Итоги работы.
Выставление оценок. Экспресс-выставка.
Слайд.
Закрепление знаний (тест).
Как называется наука, которая рассказывает о цвете?
Как называется картина, на которой изображена природа?
Какой жанр называется “мертвая натура”?
5. Домашнее задание.
Подобрать репродукции по теме урока.