Конспект НОД по УМК "Предшкола нового поколения". Тема: "Маша и Миша изучают окружающий мир"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: д/с


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Уровень развития воспитанников соответствует возрасту(5-6 лет).

Занятия по данному курсу проводятся 1 раз в неделю, в год 30 часов.

Используемые учебники и учебные пособия:

  1. УМК "Предшкола нового поколения”. "Маша и Миша изучают окружающий мир" Федотова О.Н. (Книга для работы взрослых с детьми). Стр. 6
  2. УМК "Предшкола нового поколения”. "Маша и Миша изучают окружающий мир" Федотова О.Н. (Тетрадь для работы взрослых с детьми). Стр. 3

Используемая методическая литература: 

  1. УМК " Предшкола нового поколения", "Концептуальные основы и программы" / Сост Р.Г. Чуракова. – 2 – е изд., испр. – М.: Академкнига / Учебник, 2012. – 68 с.

Цель: источники получения знаний об окружающем мире (органы чувств: глаза, уши, нос, руки). Правила гигиены (сохранение зрения, слуха, мытье рук перед приемом пищи).

Формируемые УУД: способность следовать инструкции взрослого при соблюдении правил гигиены.

Задачи:

Образовательные

  • актуализировать знания детей об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание).
  • дать возможность применить на практике полученные знания об органах чувств.

 Развивающие:

  • развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные ощущения.
  • продолжать формировать исследовательские навыки и умения.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их охраны;
  • способствовать воспитанию доброты, умения радоваться успехам друг друга.

Методы и приемы:

  • Наглядные (показ, демонстрация);
  • Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);
  • Игровые (дидактические игры, подвижные игры, сюрпризный момент);
  • Практические (упражнения, опыты).
  • Педагогические технологии: личностно-ориентированные, исследовательские, игровые.
  • Здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз.

Оборудование

  • (для воспитателя) – книга “Маша и Миша изучают окружающий мир”; ноутбук, макет кухни, набор карточек для работы с детьми; фишки цветные; ёмкости с веществами различного запаха; чашка с водой; продукты питания различного вкуса (лимон, пирожок, солёный огурец); мешочек с набором предметов из разных материалов, музыкальные инструменты (бубен, шуршалки, дудка), кукла Маша;
  •  (для детей) - книга “Маша и Миша изучают окружающий мир”, тетрадь Маша и “Миша изучают окружающий мир”, рамочка “Зоркое око” для работы с рисунком, фишки разных цветов, зеркальце, карандаши.

Содержание непосредственной образовательной деятельности

I. Орг. Момент

– Здравствуйте, ребята. К нам сегодня пришла наша знакомая девочка Маша. (Воспитатель с помощью куклы приветствует и обнимает детей). Она нас приглашает на игру.

Дети стоят в кругу вместе с воспитателем и произносят слова, сопровождая движениями (Слайд 3):

В круг широкий вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем налево,
А теперь пойдем направо,
В центре круга соберемся
И опять назад вернемся.
Друг на друга посмотрели
Улыбнемся, подмигнем,
И сейчас играть начнем.

- Ребята, а вам нравится рассматривать книги с красивыми иллюстрациями? (Ответы детей). Сегодня нас Маша приглашает в гости. Так же предлагает нам стать настоящими исследователями и узнать много интересного про органы чувств человека.

II. Актуализация имеющихся знаний.

- Перед вами книга путешествий “Маша и Миша изучают окружающий мир”. ( Рассказ воспитателя происходит с использованием макета кухни). Может быть, у вас появились вопросы? С помощью книги я с удовольствием вам на них отвечу.

- Никита. Как Миша узнал, что пирожки сладкие?

- Алиса. А как Миша узнал, что они горячие?

- Слава. Зачем мама надела рукавичку?

- Софья. Может быть на кухне холодно?

- Даша. Почему Маша сказала “Брр!”, когда мыла руки?

- Леня. А как ты думаешь, какие органы помогают Маше и Мише видеть, слышать, ощущать, чувствовать?

III. Сообщение цели НОД

- Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки. У каждого из на 5 органов чувств, они помогают нам познать окружающий мир, поэтому мы называем их нашими друзьями, помощниками. А вы хотите о них больше узнать?

IV. Сообщение нового знания

1. Глаз – орган зрения.

Маша приготовила для вас загадку.

Они разные бывают: голубые, карие, зеленые, черные.
На лице сидят, вперед себя глядят. (Глаза)

На мониторе ноутбука появляется изображение глаз (слайд 4).

- Молодец, Ксюша! Посмотрите, у Маши в кармашке фишки. Ксюша, помоги мне их достать и раздай детям. Поставьте фишку синего цвета на картинку с изображением глаза (работа с методическим пособием). Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека.

– Давайте проведем опыт с зеркалом?! (Звучит лирическая музыка).

- Внимательно рассмотрите свои глаза.

- Никита. Какого цвета твои глаза? Даша? Слава?

- Леня. Одинаковые ли у детей глаза?

- Софья. Какие по размеру бывают глаза?

- Кирилл. Как глаза расположены?

- Ваши глаза видят все: и красоту заснеженных деревьев, и нежность цветов, и синеву неба. Они видят тех, кто ждет вашей помощи: засохший цветок, голодную птичку, упавшего товарища и помогают свершать добрые поступки. Ваши глаза восхитительны и неповторимы. Я люблю ваши глаза! Еще раз посмотрите в свои глаза и полюбуйтесь ими.

- Ксения. Я предлагаю тебе выяснить с помощью эксперимента, зачем человеку глаза?

Игра “Жмурки”

Дети встают беспорядочно в группе. Одному ребенку (Алисе) завязываю шарфом глаза, и предлагают пройти от шкафа до стены, стараясь обходить товарищей.

- Алиса. Так зачем же человеку глаза?

- Благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь.

– Кирилл. Что нужно сделать, чтобы сберечь зрение? (Слайд 5)

  • Нельзя тереть глаза грязными руками.
  • Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.
  • Нельзя близко и долго смотреть телевизор.
  • Нельзя долго играть в компьютерные игры
  • Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.
  • Нужно кушать продукты с витаминами, гулять на свежем воздухе.

- А сейчас Маша хочет научить вас делать для глаз специальную гимнастику, чтобы они могли отдыхать.

Гимнастика для глаз “Лучик солнца” (Слайд 6)

Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной. (Моргают глазками).
Ну-ка лучик, повернись,
На глаза мне покажись. (Делают круговые движения глазами).
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца я найду. (Отводят взгляд влево).
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду. (Отводят взгляд вправо).

2. Уши – орган слуха.

– Ой, ребята. На кухне, вы слышите какой – то звук? (Звук таймера духового шкафа).

- Даша. Как ты узнала, что это звук таймера?

- Слава. Каким органом чувств мы слышим? Молодец!

На мониторе ноутбука появилось изображение ушей (Слайд 7).

- Ксения. Фишку какого цвета поставим на картинку с изображением уха. (Работа с методическим пособием).

- Ксюша. Для чего нужны человеку уши? 

- Слух для человека - это большая ценность. Ухо - сложный орган, который выполняет две функции: воспринимает звук и отвечает за положение тела в пространстве, и способность удерживать равновесие. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их.

- Слава. Какие ты знаете правила по охране слуха? (Слайд 8)

  • Не ковырять в ушах.
  • Защищать от сильного ветра.
  • Не слушать громкую музыку.
  • Сильно не сморкаться.

- Софья. Я хочу проверить хороший ли у тебя слух.

Игра: "Узнай по голосу" (Слайд 9)

Все встают в круг, водящий ребенок - в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:

Софья (Ксюша, Никита и т.д.),
Ты стоишь в кругу,
Мы зовем тебя: "Ау!".
Глаза закрывай
Кто позвал тебя, узнай!

Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал.

- Молодец! Хорошо играли, прекрасный у вас слух.

3. Нос – орган обоняния.

- Леня. Посмотри, что это стоит в кухне на полочке? (Баночки с ароматизаторами).

- Никита. Мы можем узнать приятный ли запах в баночках? Как?

На мониторе ноутбука появилось изображение носиков (Слайд 10).

- Ксения. Какое изображение мы отметим этой фишкой? (Работа с методическим пособием).

- Кирилл. Зачем человеку нос?

- Нос ощущает запахи. Если мы хотим что-нибудь понюхать, то мы втягиваем ноздрями воздух. Нос – это одновременно, и фильтр, и печка, и сторожевой пост.

Он не дает пыли пробраться внутрь организма. Внутри носа жарко как в печке, поэтому он успевает прогреть даже самый морозный воздух и защищает нас от простуды.

- Ксюша, Леня и Алиса. Давайте проведём эксперимент. Проверим, сможете ли вы определить по запаху, что находится в этих баночках. А наши помощники-носики вам в этом помогут.

- Алиса. Как нужно защищать носик? (Слайд 11)

  • Нужно беречь нос от колющих и режущих предметов.
  • Нос помогает почувствовать испорченные продукты, которые плохо пахнут;
  • Подгорелую еду (на плите);
  • Запах дыма при пожаре, утечку газа.
  • Нужно делать упражнения на дыхание.

Игра "Узнай по запаху"

Детям предлагается определить по запаху, что находится в баночках. (В красной баночке – духи; в синей баночке – чеснок; в жёлтой баночке – пирожок)

- Софья. Какие запахи бывают? (Сильные, слабые, приятные, резкие)

- Никита. Может ли запах предупредить человека об опасности? (Может, испорченные продукты плохо пахнут, их нельзя есть, запах дыма при пожаре, утечка газа, подгорелая еда на плите).

- Леня. Что нужно выполнять каждый день, чтобы носики хорошо дышали, различали запахи?

Дыхательная гимнастика: (Слайд 12)

Глубоко вдохнем мы воздух
Ртом мы выдохнем его
Раз – вдох, два – выдох,
Раз – вдох, два – выдох,
Крылья носа мы погладим
Сверху, снизу разотрем
И еще разок вдохнем.

4. Язык – орган вкуса.

- Даша. Как ты думаешь, какие пирожки испекла мама?

- Софья. Какой орган чувств помог Мише понять, что пирожок сладкий?

На мониторе ноутбука появилось изображение язычков (Слайд 13).

- Какое изображение мы отметим этой фишкой? (Работа с методическим пособием).

- Язык – орган вкуса. Он покрыт бесчисленным множеством крохотных сосочков, которые разбирают, что именно попало в рот - кислое или сладкое, горькое или соленое.

Язык – также, один из наших “сторожей”. Если мы ненароком возьмем в рот что-то противное или несвежее, язык тот час же это почувствует, и мы, не задумываясь, выплюнем то, что вредно нашему организму.

- Слава. Какими бывают продукты на вкус? (Горькими, сладкими, кислыми, солеными).

- Никита, Леня и Ксюша. Давайте проведём эксперимент и посмотрим, сможете ли вы определить на вкус, какой это продукт.

- Ксения. Что нужно делать, чтобы сберечь язычок?

  • Нельзя трогать язык грязными руками. (Слайд 14)
  • Нужно беречь язык от колющих и режущих предметов.
  • Нельзя есть очень горячую пищу.
  • Нужно тренировать язычок, делать упражнения.
  • Нужно кушать продукты с витаминами.

- Игра "Узнай по вкусу"

Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: пирожок, лимон, солёный огурец.

- Алиса. Как ты думаешь, что нельзя пробовать на вкус? (Лекарство, незнакомые ягоды, грибы, немытые овощи и фрукты, испорченные продукты)

- Кирилл. Чтобы наш язычок был более чувствительным и хорошо различал вкус пищи, что нужно сделать?

Упражнение для языка. (Слайд 15)

Ротик шире открывай
Язычок вперед давай.
Влево – вправо, тик да так
Время точно на часах.
Влево – вправо, влево – вправо
Язычок и так и сяк
Это часики висят.

5. Кожа – орган осязания.

- Никита. Посмотри, что стоит на столе?

- Софья. Почему Маша сказала “Брр!”.

- Ксюша. Какой орган чувств помог Маше понять, что вода прохладная?

- Ксения и Слава. Опустите руки в чашку с водой. Что вы чувствуете?

На мониторе ноутбука появилось изображение рук (Слайд 16) .

- Самая чувствительная кожа на кончиках пальцев рук.

- Даша. На какое изображение нужно поставить фишку красного цвета? (Работа с методическим пособием).

- Кожа “заведует” нашим пятым органом чувств – осязанием. Кожа ощущает все прикосновения. Если бы этого органа не было, мы бы ходили в ожогах и порезах. Ведь именно кожа предупреждает нас о том, что мы дотронулись до чего-то горячего, - и мы отдергиваем руку.

-Посмотрите на свои ручки. У мальчиков они сильные и крепкие, у девочек – нежные и ласковые. Мы любим свои ручки, ведь они могут все: и обнять друг друга, и поднять упавшего товарища и дать корм голодным птицам и красиво накрыть на стол.

Звучит лирическая музыка. Давайте возьмемся за руки. И ощутим тепло рук ваших друзей.

- Леня. Как сберечь руки от вредного воздействия? (Слайд 17)

  • Нужно мыть руки перед едой.
  • Горячее брать полотенцем.
  • В мороз одевать варежки.

- Кирилл. Помоги нам вспомнить пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика: (Слайд 18)

Вот ладошка  правая,
Вот ладошка левая,
И скажу, вам, не тая,
Руки всем нужны друзья,
Сильные руки не бросятся в драку,
Добрые руки погладят собаку.
Умные руки умеют лепить,
Чуткие руки умеют дружить.

III. Итог НОД

- Алиса. Как ты считаешь, важно ли то, что мы сегодня делали?

- Узнали много нового про органы чувств.

- Ты меня сегодня очень порадовала.

- Никита. Зачем мы это делали?

- Чтобы сохранить органы чувств здоровыми.

- Ты сегодня работал хорошо.

- Слава. Важно ли то, что мы сегодня узнали?

- Это интересно и важно

- Замечательно справлялся с заданием.

- Даша. Какое задание тебе больше всего понравилось? Почему?

- Играть в “Жмурки”. Это интересно.

- Ты показала хороший пример выполнения заданий.

- Кирилл. Какое задание для тебя было трудным? Почему?

- Понравилось узнавать по вкусу, но затруднялся дать ответ.

- Ты очень хорошо отвечал.

- Софья. Что ты расскажешь сегодня родителям?

- У нас есть 5 органов чувств, они помогают нам познать окружающий мир. Это наши помощники.

- Ты сегодня была примером для ребят.

- Ксюша. Что бы ты хотела сказать ребятам?

- Нужно беречь глазки, ручки, ушки.

- Ты очень быстро выполняла задания.

- Леня. Какое задание тебе понравилось больше других? Почему?

- Игра “Узнай по запаху”. Понравился аромат духов.

- Ты меня сегодня приятно удивил.