Уровень развития воспитанников соответствует возрасту(5-6 лет).
Занятия по данному курсу проводятся 1 раз в неделю, в год 30 часов.
Используемые учебники и учебные пособия:
- УМК "Предшкола нового поколения”. "Маша и Миша изучают окружающий мир" Федотова О.Н. (Книга для работы взрослых с детьми). Стр. 6
- УМК "Предшкола нового поколения”. "Маша и Миша изучают окружающий мир" Федотова О.Н. (Тетрадь для работы взрослых с детьми). Стр. 3
Используемая методическая литература:
- УМК " Предшкола нового поколения", "Концептуальные основы и программы" / Сост Р.Г. Чуракова. – 2 – е изд., испр. – М.: Академкнига / Учебник, 2012. – 68 с.
Цель: источники получения знаний об окружающем мире (органы чувств: глаза, уши, нос, руки). Правила гигиены (сохранение зрения, слуха, мытье рук перед приемом пищи).
Формируемые УУД: способность следовать инструкции взрослого при соблюдении правил гигиены.
Задачи:
Образовательные
- актуализировать знания детей об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание).
- дать возможность применить на практике полученные знания об органах чувств.
Развивающие:
- развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные ощущения.
- продолжать формировать исследовательские навыки и умения.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их охраны;
- способствовать воспитанию доброты, умения радоваться успехам друг друга.
Методы и приемы:
- Наглядные (показ, демонстрация);
- Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);
- Игровые (дидактические игры, подвижные игры, сюрпризный момент);
- Практические (упражнения, опыты).
- Педагогические технологии: личностно-ориентированные, исследовательские, игровые.
- Здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз.
Оборудование:
- (для воспитателя) – книга “Маша и Миша изучают окружающий мир”; ноутбук, макет кухни, набор карточек для работы с детьми; фишки цветные; ёмкости с веществами различного запаха; чашка с водой; продукты питания различного вкуса (лимон, пирожок, солёный огурец); мешочек с набором предметов из разных материалов, музыкальные инструменты (бубен, шуршалки, дудка), кукла Маша;
- (для детей) - книга “Маша и Миша изучают окружающий мир”, тетрадь Маша и “Миша изучают окружающий мир”, рамочка “Зоркое око” для работы с рисунком, фишки разных цветов, зеркальце, карандаши.
Содержание непосредственной образовательной деятельности
I. Орг. Момент
– Здравствуйте, ребята. К нам сегодня пришла наша знакомая девочка Маша. (Воспитатель с помощью куклы приветствует и обнимает детей). Она нас приглашает на игру.
Дети стоят в кругу вместе с воспитателем и произносят слова, сопровождая движениями (Слайд 3):
В круг широкий вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем налево,
А теперь пойдем направо,
В центре круга соберемся
И опять назад вернемся.
Друг на друга посмотрели
Улыбнемся, подмигнем,
И сейчас играть начнем.
- Ребята, а вам нравится рассматривать книги с красивыми иллюстрациями? (Ответы детей). Сегодня нас Маша приглашает в гости. Так же предлагает нам стать настоящими исследователями и узнать много интересного про органы чувств человека.
II. Актуализация имеющихся знаний.
- Перед вами книга путешествий “Маша и Миша изучают окружающий мир”. ( Рассказ воспитателя происходит с использованием макета кухни). Может быть, у вас появились вопросы? С помощью книги я с удовольствием вам на них отвечу.
- Никита. Как Миша узнал, что пирожки сладкие?
- Алиса. А как Миша узнал, что они горячие?
- Слава. Зачем мама надела рукавичку?
- Софья. Может быть на кухне холодно?
- Даша. Почему Маша сказала “Брр!”, когда мыла руки?
- Леня. А как ты думаешь, какие органы помогают Маше и Мише видеть, слышать, ощущать, чувствовать?
III. Сообщение цели НОД
- Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки. У каждого из на 5 органов чувств, они помогают нам познать окружающий мир, поэтому мы называем их нашими друзьями, помощниками. А вы хотите о них больше узнать?
IV. Сообщение нового знания
1. Глаз – орган зрения.
Маша приготовила для вас загадку.
Они разные бывают: голубые, карие, зеленые, черные.
На лице сидят, вперед себя глядят. (Глаза)
На мониторе ноутбука появляется изображение глаз (слайд 4).
- Молодец, Ксюша! Посмотрите, у Маши в кармашке фишки. Ксюша, помоги мне их достать и раздай детям. Поставьте фишку синего цвета на картинку с изображением глаза (работа с методическим пособием). Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека.
– Давайте проведем опыт с зеркалом?! (Звучит лирическая музыка).
- Внимательно рассмотрите свои глаза.
- Никита. Какого цвета твои глаза? Даша? Слава?
- Леня. Одинаковые ли у детей глаза?
- Софья. Какие по размеру бывают глаза?
- Кирилл. Как глаза расположены?
- Ваши глаза видят все: и красоту заснеженных деревьев, и нежность цветов, и синеву неба. Они видят тех, кто ждет вашей помощи: засохший цветок, голодную птичку, упавшего товарища и помогают свершать добрые поступки. Ваши глаза восхитительны и неповторимы. Я люблю ваши глаза! Еще раз посмотрите в свои глаза и полюбуйтесь ими.
- Ксения. Я предлагаю тебе выяснить с помощью эксперимента, зачем человеку глаза?
Игра “Жмурки”
Дети встают беспорядочно в группе. Одному ребенку (Алисе) завязываю шарфом глаза, и предлагают пройти от шкафа до стены, стараясь обходить товарищей.
- Алиса. Так зачем же человеку глаза?
- Благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь.
– Кирилл. Что нужно сделать, чтобы сберечь зрение? (Слайд 5)
- Нельзя тереть глаза грязными руками.
- Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.
- Нельзя близко и долго смотреть телевизор.
- Нельзя долго играть в компьютерные игры
- Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.
- Нужно кушать продукты с витаминами, гулять на свежем воздухе.
- А сейчас Маша хочет научить вас делать для глаз специальную гимнастику, чтобы они могли отдыхать.
Гимнастика для глаз “Лучик солнца” (Слайд 6)
Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной. (Моргают глазками).
Ну-ка лучик, повернись,
На глаза мне покажись. (Делают круговые движения глазами).
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца я найду. (Отводят взгляд влево).
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду. (Отводят взгляд вправо).
2. Уши – орган слуха.
– Ой, ребята. На кухне, вы слышите какой – то звук? (Звук таймера духового шкафа).
- Даша. Как ты узнала, что это звук таймера?
- Слава. Каким органом чувств мы слышим? Молодец!
На мониторе ноутбука появилось изображение ушей (Слайд 7).
- Ксения. Фишку какого цвета поставим на картинку с изображением уха. (Работа с методическим пособием).
- Ксюша. Для чего нужны человеку уши?
- Слух для человека - это большая ценность. Ухо - сложный орган, который выполняет две функции: воспринимает звук и отвечает за положение тела в пространстве, и способность удерживать равновесие. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их.
- Слава. Какие ты знаете правила по охране слуха? (Слайд 8)
- Не ковырять в ушах.
- Защищать от сильного ветра.
- Не слушать громкую музыку.
- Сильно не сморкаться.
- Софья. Я хочу проверить хороший ли у тебя слух.
Игра: "Узнай по голосу" (Слайд 9)
Все встают в круг, водящий ребенок - в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:
Софья (Ксюша, Никита и т.д.),
Ты стоишь в кругу,
Мы зовем тебя: "Ау!".
Глаза закрывай
Кто позвал тебя, узнай!
Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал.
- Молодец! Хорошо играли, прекрасный у вас слух.
3. Нос – орган обоняния.
- Леня. Посмотри, что это стоит в кухне на полочке? (Баночки с ароматизаторами).
- Никита. Мы можем узнать приятный ли запах в баночках? Как?
На мониторе ноутбука появилось изображение носиков (Слайд 10).
- Ксения. Какое изображение мы отметим этой фишкой? (Работа с методическим пособием).
- Кирилл. Зачем человеку нос?
- Нос ощущает запахи. Если мы хотим что-нибудь понюхать, то мы втягиваем ноздрями воздух. Нос – это одновременно, и фильтр, и печка, и сторожевой пост.
Он не дает пыли пробраться внутрь организма. Внутри носа жарко как в печке, поэтому он успевает прогреть даже самый морозный воздух и защищает нас от простуды.
- Ксюша, Леня и Алиса. Давайте проведём эксперимент. Проверим, сможете ли вы определить по запаху, что находится в этих баночках. А наши помощники-носики вам в этом помогут.
- Алиса. Как нужно защищать носик? (Слайд 11)
- Нужно беречь нос от колющих и режущих предметов.
- Нос помогает почувствовать испорченные продукты, которые плохо пахнут;
- Подгорелую еду (на плите);
- Запах дыма при пожаре, утечку газа.
- Нужно делать упражнения на дыхание.
Игра "Узнай по запаху"
Детям предлагается определить по запаху, что находится в баночках. (В красной баночке – духи; в синей баночке – чеснок; в жёлтой баночке – пирожок)
- Софья. Какие запахи бывают? (Сильные, слабые, приятные, резкие)
- Никита. Может ли запах предупредить человека об опасности? (Может, испорченные продукты плохо пахнут, их нельзя есть, запах дыма при пожаре, утечка газа, подгорелая еда на плите).
- Леня. Что нужно выполнять каждый день, чтобы носики хорошо дышали, различали запахи?
Дыхательная гимнастика: (Слайд 12)
Глубоко вдохнем мы воздух
Ртом мы выдохнем его
Раз – вдох, два – выдох,
Раз – вдох, два – выдох,
Крылья носа мы погладим
Сверху, снизу разотрем
И еще разок вдохнем.
4. Язык – орган вкуса.
- Даша. Как ты думаешь, какие пирожки испекла мама?
- Софья. Какой орган чувств помог Мише понять, что пирожок сладкий?
На мониторе ноутбука появилось изображение язычков (Слайд 13).
- Какое изображение мы отметим этой фишкой? (Работа с методическим пособием).
- Язык – орган вкуса. Он покрыт бесчисленным множеством крохотных сосочков, которые разбирают, что именно попало в рот - кислое или сладкое, горькое или соленое.
Язык – также, один из наших “сторожей”. Если мы ненароком возьмем в рот что-то противное или несвежее, язык тот час же это почувствует, и мы, не задумываясь, выплюнем то, что вредно нашему организму.
- Слава. Какими бывают продукты на вкус? (Горькими, сладкими, кислыми, солеными).
- Никита, Леня и Ксюша. Давайте проведём эксперимент и посмотрим, сможете ли вы определить на вкус, какой это продукт.
- Ксения. Что нужно делать, чтобы сберечь язычок?
- Нельзя трогать язык грязными руками. (Слайд 14)
- Нужно беречь язык от колющих и режущих предметов.
- Нельзя есть очень горячую пищу.
- Нужно тренировать язычок, делать упражнения.
- Нужно кушать продукты с витаминами.
- Игра "Узнай по вкусу"
Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: пирожок, лимон, солёный огурец.
- Алиса. Как ты думаешь, что нельзя пробовать на вкус? (Лекарство, незнакомые ягоды, грибы, немытые овощи и фрукты, испорченные продукты)
- Кирилл. Чтобы наш язычок был более чувствительным и хорошо различал вкус пищи, что нужно сделать?
Упражнение для языка. (Слайд 15)
Ротик шире открывай
Язычок вперед давай.
Влево – вправо, тик да так
Время точно на часах.
Влево – вправо, влево – вправо
Язычок и так и сяк
Это часики висят.
5. Кожа – орган осязания.
- Никита. Посмотри, что стоит на столе?
- Софья. Почему Маша сказала “Брр!”.
- Ксюша. Какой орган чувств помог Маше понять, что вода прохладная?
- Ксения и Слава. Опустите руки в чашку с водой. Что вы чувствуете?
На мониторе ноутбука появилось изображение рук (Слайд 16) .
- Самая чувствительная кожа на кончиках пальцев рук.
- Даша. На какое изображение нужно поставить фишку красного цвета? (Работа с методическим пособием).
- Кожа “заведует” нашим пятым органом чувств – осязанием. Кожа ощущает все прикосновения. Если бы этого органа не было, мы бы ходили в ожогах и порезах. Ведь именно кожа предупреждает нас о том, что мы дотронулись до чего-то горячего, - и мы отдергиваем руку.
-Посмотрите на свои ручки. У мальчиков они сильные и крепкие, у девочек – нежные и ласковые. Мы любим свои ручки, ведь они могут все: и обнять друг друга, и поднять упавшего товарища и дать корм голодным птицам и красиво накрыть на стол.
Звучит лирическая музыка. Давайте возьмемся за руки. И ощутим тепло рук ваших друзей.
- Леня. Как сберечь руки от вредного воздействия? (Слайд 17)
- Нужно мыть руки перед едой.
- Горячее брать полотенцем.
- В мороз одевать варежки.
- Кирилл. Помоги нам вспомнить пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика: (Слайд 18)
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая,
И скажу, вам, не тая,
Руки всем нужны друзья,
Сильные руки не бросятся в драку,
Добрые руки погладят собаку.
Умные руки умеют лепить,
Чуткие руки умеют дружить.
III. Итог НОД
- Алиса. Как ты считаешь, важно ли то, что мы сегодня делали?
- Узнали много нового про органы чувств.
- Ты меня сегодня очень порадовала.
- Никита. Зачем мы это делали?
- Чтобы сохранить органы чувств здоровыми.
- Ты сегодня работал хорошо.
- Слава. Важно ли то, что мы сегодня узнали?
- Это интересно и важно
- Замечательно справлялся с заданием.
- Даша. Какое задание тебе больше всего понравилось? Почему?
- Играть в “Жмурки”. Это интересно.
- Ты показала хороший пример выполнения заданий.
- Кирилл. Какое задание для тебя было трудным? Почему?
- Понравилось узнавать по вкусу, но затруднялся дать ответ.
- Ты очень хорошо отвечал.
- Софья. Что ты расскажешь сегодня родителям?
- У нас есть 5 органов чувств, они помогают нам познать окружающий мир. Это наши помощники.
- Ты сегодня была примером для ребят.
- Ксюша. Что бы ты хотела сказать ребятам?
- Нужно беречь глазки, ручки, ушки.
- Ты очень быстро выполняла задания.
- Леня. Какое задание тебе понравилось больше других? Почему?
- Игра “Узнай по запаху”. Понравился аромат духов.
- Ты меня сегодня приятно удивил.