Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такая учебная деятельность, которая характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, высокой результативностью. Интеллектуальные соревнования – важная составляющая развития активности у детей и подростков. Значение интеллектуальных соревнований в том, что они предоставляют наиболее талантливым и эрудированным участникам раскрыться в новом качестве, продемонстрировать свои таланты и способности, а также помогают развить интеллектуальные способности, память, вырабатывать необходимые в жизни и учебе качества. Участие в различного вида состязаниях позволяет обучающимся расширять свой кругозор, применять собственные знания, эрудицию и логическое мышление, проявлять умение принимать решения в нестандартной ситуации в условиях ограниченного времени. В ходе работы по закреплению и обобщению материала посредством интеллектуально-познавательных игр наблюдается положительная динамика заинтересованности обучающихся в посещении факультативов, спецкурсов, растет интерес к знаниям, расширяется кругозор, развиваются коммуникативные, интеллектуально-познавательные и творческие способности.
Разнообразие игр очень велико, но в школьной практике можно выделить два основных типа: игры-викторины и игры-стратегии. В викторине успех достигается за счет получения наибольшего количества правильных ответов. Известных примеров викторин первого типа достаточно много, к ним относятся широко распространенные в школе «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг». «Историческое лото» также можно отнести к типу дидактических игр – викторин.
Данное внеклассное мероприятие может быть проведено как в рамках Недели истории в школе, так и как заключительное занятие по второму периоду новой истории в 8 классах. Содержание и сценарий «Исторического лото» соответствуют требованиям, предъявляемым ФГОС нового поколения к результатам обучения и освоения содержания курса по истории. В документе подчеркивается, что важнейшей задачей учителя истории является воспитание уважительного отношения к культурным ценностям и достижениям других стран, осознание школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира. Обобщающая дидактическая игра «Историческое лото» позволяет решить комплекс воспитательных, учебных, развивающих задач.
Цели и задачи «Исторического лото»:
- обобщение и систематизация знаний учащихся по всеобщей истории;
- повышение интереса учащихся к предмету, стремление к получению дополнительных знаний «за пределами учебника»;
- развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей учащихся;
- создание предпосылок для понимания и уважения учащимися других людей и культур;
- формирование чувства ответственности за свою учебную деятельность и деятельность команды.
Участники: 4 команды по 5 человек.
Правила игры:
1.В игре принимают участие четыре команды
учащихся 8-х классов, которые выбирают по 3
карты лото с заданиями, каждое из которых
пронумеровано.
2. Ведущий вытаскивает по одному бочонку из
специального мешочка и называет его номер.
3.Право ответа принадлежит команде, на карте
которой есть названный номер. В случае верного
ответа на счет команды поступает один балл,
бочонок закрывает задание.
4. Если команда дала неправильный ответ, то с ее
счета снимается один балл, а право ответить на
этот вопрос переходит к другим командам.
5. Побеждает команда, ответившая быстрее всех
на все вопросы карт лото.
6. Каждая карта лото содержит 6
заданий, содержащих информацию по
изученному периоду истории: дата, карта,
личность, понятие, термин, исторический факт.
К каждому заданию составляется вопрос, который
записывается на карточке с соответствующей
нумерацией. Таким образом, можно охватить
контролем весь спектр фактического материала по
второму периоду новой истории.
Исключительное значение в соревновании имеет объективность оценки уровня знаний. В случае правильного ответа, как отмечалось, команды получают по одному баллу. При неправильном же выполнении задания, списывании или подсказках снимается определенное количество баллов. Нужно заметить, что отказ от снятия баллов отрицательно сказывается на предупреждении неправильных ответов и организации мероприятия в целом. При подготовке сценария игры надо учитывать тот факт, что сложность вопроса должна находиться на пределе возможностей участников игры (известный принцип развивающего обучения). Практика показывает, что среди участников игры обязательно есть люди с разными ведущими видами мышления, восприятия и памяти, поэтому задания должны быть составлены с учетом этого факта (то есть наряду с вопросами на эрудицию должны быть вопросы на ассоциативное мышление, вопросы с использованием наглядности и т.д.).
Ниже приводятся вопросы, которые ведущий зачитывает при проведении игры, а также правильные ответы.
№ | Вопрос | Предполагаемый ответ |
1. | Какое здание изображено на картинке? | Здание Конгресса США – парламента страны. |
2. | Что означает записанный термин? | Пролетарии – рабочий класс, люди, лишенные собственности на средства производства, продающие буржуазии свою рабочую силу. |
3. | Какой остров отмечен на карте? С каким историческим деятелем он связан? | Остров Святой Елены, сюда был сослан Наполеон. |
4. | Какому историческому деятелю принадлежит этот портрет? | Бенджамин Дизраэли, премьер-министр Англии, лидер консерваторов, провел избирательную реформу |
5. | В какой стране находится указанный город? С чем он связан? | Во Франции, был отбит у англичан войсками под командованием Бонапарта в 1793 году. |
6. | Что означает записанный термин? | Кодекс – сборник законов. |
7. | Что означает записанный термин? | Конституция – основной закон страны. |
8. | Какому историческому деятелю принадлежит этот портрет? | Камилло Кавур – премьер-министр Пьемонта, один из лидеров объединения Италии путем реформ. |
9. | В XVIII веке на этой площади во Франции находилось очень известное здание, сыграющее роль в начале революции. Как называется эта площадь? В каком городе она находится? | Площадь Бастилии в Париже. |
10. | В какой стране находится указанный город? С чем он связан? | Лион – город во Франции, в котором проходили восстания ткачей в 1831 и 1834 гг. |
11. | Какой остров отмечен на карте? С каким историческим деятелем он связан? | Остров Эльба, сюда был сослан Наполеон в 1814 году. |
12. | Что означает записанный термин? | Якобинцы – участники Великой французской революции, придерживающиеся решительных взглядов, первоначально заседали в церкви святого Якоба. |
13. | Что означает записанный термин? | Ихэтуань – «кулак во имя справедливости», участник боксерского восстания в Китае в 1900 году. |
14. | Какому историческому деятелю принадлежит этот портрет? | Наполеон Бонапарт, участник французской революции, Первый консул с 1799 года, император с 1804. |
15. | В какой стране находится указанный город? С чем он связан? | Ричмонд – столица Конфедерации в США в годы революции 1861-1865. |
16. | Что означает записанный термин? | Революция – качественные изменения в жизни страны, затрагивающие все стороны жизни общества. |
17. | Карта какой страны в XIX веке изображена на рисунке? | Территория Германии после объединения. |
18. | Какое здание изображено на картинке? | Собор святого Петра в Ватикане. |
19. | Какое историческое событие изображено на картине? | Штурм Бастилии, начало французской революции, 14 июля 1789. |
20. | Что означает записанный термин? | Урбанизация – рост числа городов и городского населения, признак индустриального общества. |
21. | Какому историческому деятелю принадлежит этот портрет? | Авраам Линкольн, американский президент, лидер республиканской партии, возглавил борьбу за отмену рабства в США. |
22. | Какая территория закрашена на карте синим цветом? | Территория Конфедерации, образованной в 1861 году из южных штатов. |
23. | Что означает записанный термин? | Карбонарии – «угольщик», сторонники объединения Италии и проведения буржуазно-демократических свобод. |
24. | Что означает записанный термин? | Креолы – потомки испано-португальских завоевателей и колонистов. |
25. | Что означает записанный термин? | Хартия – грамота, документ. |
26. | У участника французской революции, изображенного на данной картине, отсутствует эта деталь одежды. Это послужило основанием для названия целого слоя людей. Какая деталь? Какой термин? | Нет коротких штанов – кюлотов, термин – санкюлот. |
27. | Что означает записанный термин? | Утопия – несбыточные планы, место, которого нет. |
28. | Карта какой страны в XIX веке изображена на рисунке? | Османская империя. |
29. | Что означает записанный термин? | Конгресс – это название американского парламента, состоит из 2 палат: Сената и Палаты представителей. |
30. | Какому историческому деятелю принадлежит этот портрет? | Наполеон Третий, племянник Наполеона Первого, президент Франции в 1848-1852, император с 1852-1870. |
31. | Что означает записанный термин? | Парламент – высший представительный законодательный орган в стране. |
32. | Карта какой страны в XIX веке изображена на рисунке желтым цветом? | Китай. |
33. | Что означает записанный термин? | Танзимат – реформы в Османской империи, начатые султаном Абдул-Меджидом в 1839 году. |
34. | Какому историческому деятелю принадлежит этот портрет? | Адмирал Нельсон, разбивший флот Франции в Абукирской бухте, в Трафальгарском сражении в 1805. |
35. | Что означает записанный термин? | Модернизация – обновление, применение передового опыта, переход от одной стадии развития общества к другой. |
36. | Обложка какого программного документа, принятого в 1848 году, изображена на рисунке? | Манифест коммунистической партии. |
37. | Что означает записанный термин? | Чартисты – сторонники Народной хартии, движение в Англии в 1838 г |
38. | Схема какой железной дороги представлена на карте? | КВЖД через Маньчжурию. |
39. | Какое событие было в эти годы? | Вторая Американская революция, гражданская война в США. |
40. | Какому событию посвящена данная картина? | Убийство Марата, одного из лидеров якобинцев, Шарлоттой Корде в 1793 году. Картина Ж.Давида. |
41. | Что означает записанный термин? | Оккупация – занятие вооруженными силами государства не принадлежащей ему территории |
42. | Что означает записанный термин? | Жирондисты – участники революции во Франции, выражавшие интересы средней и крупной буржуазии, были депутатами от департамента Жиронда. |
43. | Какое событие было в эти годы? | Великая французская революция. |
44. | Что означает записанный термин? | Интервенция – насильственное вторжение иностранных государств. |
45. | Направления какого завоевательного похода изображено на карте? | Поход Наполеона на Россию в 1812 году. |
46. | Что означает записанный термин? | Разрушители забастовок, лица, которых хозяева на время забастовки привлекали с других предприятий. |
47. | Какому историческому деятелю принадлежит этот портрет? | О.Бисмарк, канцлер Германии. |
48. | Какому событию посвящена эта газетная статья? В какой стране оно проходило? | Парижская коммуна во Франции, 1871 март-май. |
49. | Какое событие было в эти годы? | Революции в Австрии, Венгрии и других государствах Европы. |
50. | Карта какой страны в XIX веке изображена на рисунке? | Италия в ходе объединения к 1870 году. |
51. | Что означает записанный термин? | Сословия – большие группы людей, которые отличаются правами и привилегиями, передающимися по наследству. |
52. | Какому историческому событию посвящена эта гравюра? | Казнь Людовика XVI во Франции в январе 1793 года. |
53. | Что означает записанный термин? | Аболиционисты-противники рабства в США. |
54. | Какому историческому деятелю принадлежит этот портрет? | Джузеппе Гарибальди – герой итальянского Рисорджименто. |
55. | Какое событие было в эти годы? | Франко-прусская война. |
56. | Какому историческому деятелю принадлежит этот портрет? | Английская королева Виктория 1837-1901. |
57. | Что означает записанный термин? | Мэйдзи – реформы, проводившиеся в Японии императором Муцухито в 1867-1868 гг. |
58. | Схема какой битвы изображена на рисунке? | Битва при Ватерлоо в 1815. |
59. | Что означает записанный термин? | Промышленный переворот-переход от ручного труда к машинному. |
60. | Ритуал какого движения изображен на фотографии? В какой стране? | Ку-клукс-клан в США. |
61. | Что означает записанный термин? | Термидор – месяц революционного календаря, соответствует июлю, произошел Термидорианский переворот 27-28 июля 1794 года. |
62. | Какому историческому деятелю принадлежит этот портрет? | Римский папа Пий 7, подписавший договор с Наполеоном. |
63. | Какое событие было в эти годы? | 1804-провозглашение Наполеона императором. |
64. | Какое здание и в какой стране изображено на фотографии? | Здание английского парламента в Лондоне. |
65. | Что означает записанный термин? | Конвент – революционный орган во Франции с 1792 по1795. |
66. | Что означает записанный термин? | Буржуазия – класс, владеющий собственностью на средства производства (фабрики, заводы) и использующий труд наемных рабочих. |
67. | Какому историческому деятелю принадлежит этот портрет? | Французский король Людовик XVIII Бурбон (1818-1824). |
68. | Какие события проходили на материке, изображенном на рисунке, в 19 веке? | В Латинской Америке проходила война за независимость, в 1825-1826 завершилась борьба за независимость. |
69. | Что означает записанный термин? | Изложение политических, философских и иных взглядов. |
70. | Что означает записанный термин? | Генеральные штаты – название парламента во Франции |
71. | Что означает записанный термин? | Гражданская война – война между гражданами одной страны. |
72. | Какому историческому деятелю принадлежит этот портрет? | Карл Маркс – основатель коммунистической идеологии, автор «Манифеста коммунистической партии». |
Карты лото приводятся в Приложении 1.
Преимуществом интеллектуальных игр данного типа является то, что в их основе лежат компетенции, те есть то, что определяет способность человека применять свои знания и умения в конкретных ситуациях.Игровая технология дает возможность в значительной мере усилить воспитательный процесс, она создает прекрасную возможность для активного межличностного воздействия.Таким образом, игра является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. В заключении следует отметить, что в ходе дидактической игры «Историческое лото» учащиеся проявляют «цивилизованную» конкуренцию, оказывают взаимопомощь, применяют исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в поликультурном, полиэтничном мире.