Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: урок беседа с использованием мультимедийной презентации и элементами игры
Цели урока
Знать:
- определение понятия “фитоценоз”;
- жизненные формы растений в местных фитоценозах;
- основные экологические группы растений по отношению к произрастанию в растительном сообществе;
- основные формы взаимоотношений растений в сообществе;
- приспособления растений к произрастанию в фитоценозе;
Уметь:
- классифицировать растения на экологические группы по отношению к произрастанию в фитоценозе на основании морфологических признаков;
- объяснять связи между особенностями внешнего строения и особенностями среды, в которой произрастает растения;
- описывать ярусную структуру фитоценоза.
Владеть:
- приёмами работы с учебником и биологическими коллекциями;
- приёмами анализа и синтеза;
- умением формулировать выводы.
Задачи урока
Образовательные:
- познакомить учащихся с экологическими группами растений по отношению к произрастанию в фитоценозе;
- определить основные формы взаимоотношения растений в фитоценозе.
Воспитательные:
- продолжить формирование навыков работать в коллективе, паре;
- формирование бережного отношения к растениям, школьному оборудованию.
Развивающие:
- развивать мыслительную активность учащихся;
- продолжить формирование стойкого интереса к предмету.
Дидактические условия проведения урока
К моменту проведения урока у учащихся в ходе изучения курсов “Природоведение 5 класс” и “Биология 6 класс” сформулированы следующие понятия:
- жизненные формы растений; - ярусы леса;
- растительное сообщество
“Природоведение 5 класс”
- видоизменения корней; - видоизменения побегов;
- лишайники
- мхи
“Биология 6 класс”
Эти понятия являются необходимой базой для формирования новых, изучаемых в данной теме понятий:
- фитоценоз;
- эфемер;
- эфемероид;
- доминант;
- сопутствующий вид;
- паразитизм;
- комменсализм;
- конкуренция.
Оборудование:
- ноутбук;
- мультимедийный проектор;
-мультимедийная презентация “Растительные сообщества” (приложение 2)
- экран,
- коллекция “Растительное сообщество дубравы”
План урока.
Этап 1. Оргмомент
Цель: знакомство с новой темой. Целеполагание.
Этап 2. Восстановление опорных знаний о растительных сообществах и жизненных формах растений. Введение нового понятия “фитоценоз”
Цель: подготовить базу для восприятия нового материала.
Этап 3. Экологические группы растений в фитоценозе.
Цель: познакомить учащихся с понятием “эфемер” и “эфемероид” их экологическими особенностями и отличительными чертами.
Этап 4. Формы взаимоотношений растений в сообществе.
Цель: познакомить учащихся с основными формами взаимоотношения растений в фитоценозе. Закрепить умение работать с биологическими коллекциями и таблицами.
Этап 5. Подведение итогов уроков, закрепление полученных знаний.
Цель: рефлексия и коррекция знаний.
Результативность урока
В ходе поэтапной работы на уроке “Растительные сообщества”
- закреплены приёмы работы со схемами;
- закреплены приёмы работы с учебником: нахождение и выделение главного из общего объёма информации;
- закреплены приёмы работы с рисунками и фотографиями, биологическими коллекциями;
- получены знания об основных экологических группах растений в фитоценозе.
Использованная литература
- Соколов А.С., Соколова Л.А. Экология растений (региональный компонент), Тамбов, 2006
- Былова А.М., Шорина Н.И. Экология растений 6 класс, М.: Вентана-Граф, 2008
- Селиванова О.В., Черникова С.В., Тихонова Е.Н. Экология растений. Контрольные измерительные материалы (региональный компонент), Тамбов, 2008