Цели:
- Коррекционно-обучающие:
- продолжать учить детей составлять небольшие описательные рассказы;
- закреплять знания о городецкой, дымковской, гжельской росписи;
- закреплять умение расписывать, располагать узор на изделии;
- согласовывать относительные прилагательные с существительными.
- Коррекционно-развивающие:
- развивать связную речь, ее выразительность, логическое мышление, воображение, мелкую моторику пальцев рук.
- Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством, культуру общения.
Предварительная работа:
1. Беседы о
дымковской, городецкой, гжельской росписи.
2. Рассматривание
иллюстраций по декоративно-прикладному
искусству.
3. Разучивание русских
народных игр «Игровая», «Горелки».
4. Чтение
художественной литературы, разгадывание
загадок.
5. Рассматривание мини-музея.
Словарная работа: орнамент, декоративно-прикладное искусство, кухонная утварь.
Материалы для занятия: предметы декоративно-прикладного искусства, гуашь, кисть, салфетки, баночки для воды, кепки, ленты.
ХОД ЗАНЯТИЯ
(Дети в коридоре)
Воспитатель:
К нам, сюда скорее просим
Заходи честной народ!
Веселее не зевайте
Всех вас ярмарка зовет!
Ярмарка, ярмарка!
Русская ярмарка!
Кто на ярмарку – придет
Что захочет – все найдет!
(Все изделия стоят вразброс, дети полукругом)
– Посмотрите сколько изделий народного
искусства!
– Внимательно рассмотрите их.
– По мотивам каких народных росписей их можно
разделить?
– А кто догадается, как эти изделия назвать одним
словом? (Декоративно-прикладное искусство)
– Ребята, а чтобы на ярмарке нам хорошо было
видно и слышно давайте присядем.
– Мы с вами много говорили о народно-прикладном
искусстве, кто же хочет поделиться своими
знаниями о Дымковской росписи?
1 ребенок. Далеко-далеко за дремучими
лесами, за зелеными полями, на берегу голубой
речки стояло большое село Дымково.
Каждое утро вставали люди, затапливали печки, и
из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе
было много. Вот и прозвали то село Дымково.
2 ребенок. Жили в том селе веселые и озорные люди. Любили они лепить яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделали за долгую зиму. А когда поднимается в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, люди выносили свои игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну кликать.
3 ребенок. Эти игрушки продавали в
разных городах и деревнях. А по имени этого села и
игрушки стали называться Дымковскими.
– Молодцы ребята, очень интересно!
– А сейчас мы будем покупать понравившееся
изделие. Но для того, чтобы его купить –
необходимо о нём рассказать.
1 ребенок.
Вот индюк нарядный
Весь такой он складный
У большого индюка
Все расписаны бока
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост
Точно солнечный цветок
И высокий гребешок
Красной краскою горя
Как корона у царя!
2 ребенок. Это – индюк. Он сделан из глины. Расписан дымковской росписью. Дымковская роспись имеет свой орнамент, состоящий из 5 элементов: кругов, прямых и волнистых линий, точек – горошин и клеток. У индюка яркие насыщенные цвета – красный, зеленый, желтый, голубой. Хвост украшен волнистыми линиями, листьями.
– Какие предметы этой росписи вы видите еще?
– Как их назвать одним словом? (игрушки)
3 ребенок.
Синяя сказка – глазам загляденье
Словно весною капель
Ласка, забота, тепло и терпенье
Русская звонкая Гжель.
Это – чашка. Она сделана из глины и расписана гжельской росписью. Гжельская роспись имеет только белый и голубой цвет. На чашке мы видим орнамент из голубых цветов и листьев.
– Какие предметы этой росписи вы видите?
– Как их назвать одним словом?
5 ребенок.
Если взглянешь на дощечки
Ты увидишь чудеса
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит
Вся земля вокруг дрожит
Птицы яркие летают
И кувшинки расцветают!
6 ребенок. Это дощечка для резки продуктов. Она сделана из дерева и расписана городецкой росписью. На ней имеются такие элементы, как «ромашка», «ягода», «листья». В середине изображен конь. Здесь использованы красные, синие, белые цветы.
– Какие предметы этой росписи вы видите на
столе?
– Как одним словом их назвать? (Эти предметы
поставить на стол, т.к. мы их покупали)
– Молодцы, а теперь отдохнем.
Физкультминутка
Пошла Маша на базар,
Принесла домой товар:
Родной матушке – платок,
Посередочке цветок;
Братьям-соколам –
По козловым сапогам;
Сестрицам-лебедицам –
По белым рукавицам.
– Ребята, на ярмарке случаются чудеса –
изделия не только можно купить или продать, но
можно попробовать самим их расписать.
– садимся на рабочие места мастеров. Вы видите
там незаконченные работы городецких, дымковских
и гжельских мастеров.
– Вам необходимо дорисовать соответствующие
элементы.
Дети работают, воспитатель контролирует, подсказывает.
– Молодцы, все справились!
– А теперь давайте вспомним пословицы, которые
сопровождали людей в работе, учили их.
1. Что посеешь – то пожнешь.
2. Не будет скуки, когда заняты руки.
3. Птицу узнают в полете, а человека в работе.
4. Дело мастера боится.
5. Упорство и труд все перетрут.
6. Труд человека кормит, а лень портит.
7. Каков мастер, такова и работа.
8. Кончил дело – гуляй смело.
9. У лентяя Федорки, всегда отговорки.
10. Делу время – потехе час.
– Молодцы! А теперь сделаем пальчиковую гимнастику.
Гусь стоит и все гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет.
Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой.
Курочка прыг на крыльцо:
– Я снесла тебе яйцо.
– А какие чудесные изделия народно –
прикладного искусства у вас получились! Вы
настоящие мастера.
– Что вам больше всего понравилось на нашей
ярмарке?
– Ребята, а ведь на ярмарку народ ходит не только,
чтобы людей посмотреть и себя показать, а и
что-нибудь купить. Давайте попробуем продать
свои изделия.
– А для этого надо расхвалить свой товар так,
чтобы гостям захотелось его купить.
– Подходите гости дорогие!
Все дети:
Подходи народ честной
Здесь у нас за копейку
Можно всё купить
Яркие уборы, игрушки, погремушки.
1 ребенок.
Ну что тут толковать
Пора товары разбирать.
(Гости ходят, выбирают товар, покупают)
3 ребенок.
А вот посуда расписная
Была у царя такая
Да вся побилась
А наша не бьется
Из нее ничего не прольется
Щи из нее вкусней
Да и каша добрей!
4 ребенок.
Не товар, а сущий клад!
Разбирайте нарасхват
Давай подходи
И других приводи!
– Вот и подошла к концу ярмарка!
Весь товар у нас на славу
Потрудились вы не зря
Вот конфетки получите
И спасибо вам друзья!