Конспект открытого занятия по развитию речи "Ярмарка"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • Коррекционно-обучающие:
    • продолжать учить детей составлять небольшие описательные рассказы;
    • закреплять знания о городецкой, дымковской, гжельской росписи;
    • закреплять умение расписывать, располагать узор на изделии;
    • согласовывать относительные прилагательные с существительными.
  • Коррекционно-развивающие:
    • развивать связную речь, ее выразительность, логическое мышление, воображение, мелкую моторику пальцев рук.
  • Коррекционно-воспитательные:
    • воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством, культуру общения.

Предварительная работа:

1.         Беседы о дымковской, городецкой, гжельской росписи.
2.         Рассматривание иллюстраций по декоративно-прикладному искусству.
3.         Разучивание русских народных игр «Игровая», «Горелки».
4.         Чтение художественной литературы, разгадывание загадок.
5.         Рассматривание мини-музея.

Словарная работа: орнамент, декоративно-прикладное искусство, кухонная утварь.

Материалы для занятия: предметы декоративно-прикладного искусства, гуашь, кисть, салфетки, баночки для воды, кепки, ленты.

ХОД ЗАНЯТИЯ

(Дети в коридоре)

Воспитатель:

К нам, сюда скорее просим
Заходи честной народ!
Веселее не зевайте
Всех вас ярмарка зовет!
Ярмарка, ярмарка!
Русская ярмарка!
Кто на ярмарку – придет
Что захочет – все найдет!

(Все изделия стоят вразброс, дети полукругом)

– Посмотрите сколько изделий народного искусства!
– Внимательно рассмотрите их.
– По мотивам каких народных росписей их можно разделить?
– А кто догадается, как эти изделия назвать одним словом? (Декоративно-прикладное искусство)
– Ребята, а чтобы на ярмарке нам хорошо было видно и слышно давайте присядем.
– Мы с вами много говорили о народно-прикладном искусстве, кто же хочет поделиться своими знаниями о Дымковской росписи?

1 ребенок. Далеко-далеко за дремучими лесами, за зелеными полями, на берегу голубой речки стояло большое село Дымково.
Каждое утро вставали люди, затапливали печки, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково.

2 ребенок. Жили в том селе веселые и озорные люди. Любили они лепить яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделали за долгую зиму. А когда поднимается в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, люди выносили свои игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну кликать.

3 ребенок. Эти игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называться Дымковскими.
– Молодцы ребята, очень интересно!
– А сейчас мы будем покупать понравившееся изделие. Но для того, чтобы его купить – необходимо о нём рассказать.

1 ребенок.

Вот индюк нарядный
Весь такой он складный
У большого индюка
Все расписаны бока
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост
Точно солнечный цветок
И высокий гребешок
Красной краскою горя
Как корона у царя!

2 ребенок. Это – индюк. Он сделан из глины. Расписан дымковской росписью. Дымковская роспись имеет свой орнамент, состоящий из 5 элементов: кругов, прямых и волнистых линий, точек – горошин и клеток. У индюка яркие насыщенные цвета – красный, зеленый, желтый, голубой. Хвост украшен волнистыми линиями, листьями.

– Какие предметы этой росписи вы видите еще?
– Как  их назвать одним словом? (игрушки)

3 ребенок.

Синяя сказка – глазам загляденье
Словно весною капель
Ласка, забота, тепло и терпенье
Русская звонкая Гжель.

Это – чашка. Она сделана из глины и расписана гжельской росписью. Гжельская роспись имеет только белый и голубой цвет. На чашке мы видим орнамент из голубых цветов и листьев.

– Какие предметы этой росписи вы видите?
– Как их назвать одним словом?

5 ребенок.

Если взглянешь на дощечки
Ты увидишь чудеса
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит
Вся земля вокруг дрожит
Птицы яркие летают
И кувшинки расцветают!

6 ребенок. Это дощечка для резки продуктов. Она сделана из дерева и расписана городецкой росписью. На ней имеются такие элементы, как «ромашка», «ягода», «листья». В середине изображен конь. Здесь использованы красные, синие, белые цветы.

– Какие предметы этой росписи вы видите на столе?
– Как одним словом их назвать? (Эти предметы поставить на стол, т.к. мы их покупали)
– Молодцы, а теперь отдохнем.

Физкультминутка

Пошла Маша на базар,
Принесла домой товар:
Родной матушке  – платок,
Посередочке цветок;
Братьям-соколам –
По козловым сапогам;
Сестрицам-лебедицам –
По белым рукавицам.

– Ребята, на ярмарке случаются чудеса – изделия не только можно купить или продать, но можно попробовать самим их расписать.
– садимся на рабочие места мастеров. Вы видите там незаконченные работы городецких, дымковских и гжельских мастеров.
– Вам необходимо дорисовать соответствующие элементы.

Дети работают, воспитатель контролирует, подсказывает.

– Молодцы, все справились!
– А теперь давайте вспомним пословицы, которые сопровождали людей в работе, учили их.

1. Что посеешь – то пожнешь.
2. Не будет скуки, когда заняты руки.
3. Птицу узнают в полете, а человека в работе.
4. Дело мастера боится.
5. Упорство и труд все перетрут.
6. Труд человека кормит, а лень портит.
7. Каков мастер, такова и работа.
8. Кончил дело – гуляй смело.
9. У лентяя Федорки, всегда отговорки.
10. Делу время – потехе час.

– Молодцы! А теперь сделаем пальчиковую гимнастику.

Гусь стоит и все гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет.
Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой.
Курочка прыг на крыльцо:
– Я снесла тебе яйцо.

– А какие чудесные изделия народно – прикладного искусства у вас получились! Вы настоящие мастера.
– Что вам больше всего понравилось на нашей ярмарке?
– Ребята, а ведь на ярмарку народ ходит не только, чтобы людей посмотреть и себя показать, а и что-нибудь купить. Давайте попробуем продать свои изделия.
– А для этого надо расхвалить свой товар так, чтобы гостям захотелось его купить.
– Подходите гости дорогие!

Все дети:

Подходи народ честной
Здесь у нас за копейку
Можно всё купить
Яркие уборы, игрушки, погремушки.

1 ребенок.

Ну что тут толковать
Пора товары разбирать.

(Гости ходят, выбирают товар, покупают)

3 ребенок.

А вот посуда расписная
Была у царя такая
Да вся побилась
А наша не бьется
Из нее ничего не прольется
Щи из нее вкусней
Да и каша добрей!

4 ребенок.

Не товар, а сущий клад!
Разбирайте нарасхват
Давай подходи
И других приводи!

– Вот и подошла к концу ярмарка!

Весь товар у нас на славу
Потрудились вы не зря
Вот конфетки получите
И спасибо вам друзья!