Растить детей здоровыми, сильными – задача каждого дошкольного учреждения. И в наш современный век особенно актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также обучение их доступным двигательным умениям и навыкам.
Эффективность реализации задач и содержания физического воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от наличия рациональной предметно-игровой среды: спортивно-игровой материал, различные тренажеры, нестандартное оборудование. Интерес, игра, предметная среда являются главным побудительными стимулами для детей.
Правильный подбор оборудования и рациональное его использование способствуют развитию двигательной сферы дошкольников, формированию базовых умений и навыков, повышению функциональных возможностей детского организма, воспитанию интереса к занятиям физической культурой.
Многообразие подбора и расстановки оборудования даёт возможность детям продуктивно обыгрывать его в процессе учебных занятий физической культурой, а также в организованной двигательной деятельности на прогулке и во время гимнастики.
Мы считаем, что движение - основа здоровья, поэтому ставим перед собой следующие задачи:
- создать развивающую среду, внедряя нестандартное оборудование;
- помочь накопить опыт знаний для укрепления физического и психического здоровья;
- направлять совместную работу всего педагогического коллектива и родителей на развитие и закаливание организма;
Как показала практика, одна только развивающая среда уже позволяет повысить двигательную активность, подтолкнуть дошкольника к движению, совершаемому по собственной воле, желанию, без принуждения.
Целесообразный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования и пособий в разных формах двигательной активности способствуют развитию физических качеств и творческих способностей, формированию разнообразных двигательных умений и навыков, воспитанию нравственно – волевых качеств, повышению интереса к спортивным играм и физическим упражнениям.
В дошкольных учреждениях основная форма развития двигательной активности детей – физкультурные занятия. В целях развития и поддержания интереса к занятиям важно позаботиться о подборе физкультурного оборудования. Перечень физкультурного оборудования, предлагаемый торговлей, очень широк. И, тем не менее, атрибуты, сделанные своими руками, также с удовольствием используются детьми. Новое спортивное оборудование-это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
Моя задача - насыщение пространства физкультурного зала недорогим, нестандартным, многофункциональным оборудованием и инвентарем, отвечающим гигиеническим, эстетическим и другим требованиям.
Многообразен и непредсказуем мир вещей, способных обрести вторую жизнь, благодаря творчеству и выдумке умелых рук (футляры от киндер-сюрприза, карандаши, пластмассовые пробки от бутылок, пуговицы и т.д.). Благодаря нашей выдумке эти, бесполезные на первый взгляд, предметы превратились в забавные игрушки и пособия для выполнения различных упражнений и корригирующих гимнастик.
Сделанные пособия являются многофункциональными. Они используются в общеразвивающих упражнениях, в основных движениях, соревнованиях, на праздниках и развлечениях.
Сделанное в нашем детском саду нестандартное оборудование - несложное и недорогое. Использование этих пособий и оборудования позволяет внести в каждое занятие физкультурой элемент необычности, занимательности. Кроме того, использование нестандартного оборудования позволяет более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствует повышению интереса к физкультурным занятиям, а также обеспечивает активную двигательную деятельность в течении всего дня, так как педагоги успешно стали использовать его в работе с детьми на группах и участках детского сада.
Эффективной формой повышения двигательной активности в детском саду являются физкультурные досуги и праздники.
Физкультурные развлечения в детском саду – это всегда зрелищные и радостные события. Их ждут, к ним готовятся, они надолго остаются в памяти детей.
Развлекательные досуги наполнены весёлыми занимательными упражнениями, интересными спортивными номерами, встречами с любимыми героями, неожиданными сюрпризами. Они вызывают у детей повышенный интерес к двигательному материалу, дают возможность реализовать свой двигательный опыт, проявить двигательное творчество. Физкультурные досуги призваны веселить детей, доставлять им удовольствие. Они не только являются своеобразной формой показа достижений в различных видах движений, но и учат творческому использованию двигательного опыта в условиях коллективных действий. Физкультурные досуги проводятся во всех возрастных группах детского сада, 1 раз в месяц. Физкультурные досуги строятся на простых жизненных ситуациях, сюжетах народных сказок, детских литературных произведений, подвижных игр.
Содержание их может объединять увлекательный игровой сюжет, включающий в себя подвижные игры, игровые задания преимущественно спортивного характера, загадки, стихи и песни на спортивную тематику.
Представляю 2 сценария физкультурных досугов с использованием нестандартного оборудования, которые помогут воспитателю или инструктору по физической культуре детского сада провести развлечение весело и интересно.
Физкультурный досуг в средней группе “Кто-кто в теремочке живёт?”
Цель: повысить двигательную активность детей.
Задачи: закрепить умение выполнять ОРУ под музыку, правильно выполнять подражательные движения. Учить детей искать образные средства передачи движений. Развивать двигательную самостоятельность. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Пособия: костюмы для героев, плоскостной теремок, нестандартное оборудование: деревья, кочки, цветы по количеству детей, туннель, гусенички, гора, каменная дорожка, бабочки на шнуре, ручей.
Роли исполняют дети подготовительной группы.
В углу спортивного зала расположен теремок, роли героев исполняют дети подготовительной группы.
Ведущий:
Сказка, сказка, прибаутка
Рассказать её не шутка.
Чтоб к концу не стар, не мал
От неё не задремал.
Отправляемся в сказку. Дорога длинная, дорога интересная.
Дети идут, перешагивая через гусеничек, перепрыгивая через ручей, между бабочками “змейкой”, пролезают в тоннель, по кочкам, по каменной дорожке. <Рисунки 1, 2, 3, 4, 5, 6>. Приложение
Дети подходят к теремку.
Ведущий:
Стоит в поле теремок,
Он не низок, не высок.
Пусть сыграет с нами тот,
Кто в теремочке живёт…
Ребята, давайте вместе спросим:
Кто-кто в теремочке живёт?
Кто-кто в невысоком живёт?
Мышка: (выбегает из теремка)
Я маленькая мышка,
Я вовсе не трусишка.
Становитесь в хоровод,
Сделаем разминку.
ОРУ с цветами под музыку. <Рисунок 7, 8>. Приложение
1. “Мой цветок”.
И.п. ноги вместе, цветок в руках перед собой
1-4 вращение цветка пальцами вправо
5-8 вращение цветка пальцами влево (4 раза)
2. “Вдыхаем аромат цветка”.
И.п. ноги вместе, цветок в прямых руках перед собой
1 - притянуть цветок к себе, имитация нюхаем цветок
2 - и.п. (4 раза)
3. “Дует ветер”.
И.п. ноги врозь, цветок в обеих руках над головой
1- наклон туловища вправо
2 - наклон туловища влево (6 раз)
4. “Высокие и низкие цветы”.
И.п. ноги слегка расставлены, цветок в обеих руках над головой
1- присесть, опустить цветок на пол
2 - и.п. (4 раза)
5. “Посмотри на мой цветок”.
И.п. ноги врозь, цветок в опущенных руках
1 - поворот туловища вправо, цветок вытянуть перед собой
2 - и.п.
3- поворот туловища влево, цветок вытянуть перед собой
4- и.п. (4 раза)
6. “Потанцуем”.
И.п. ноги вместе, цветок в обеих руках над головой
1-4 кружение на носочках вправо
5-8 кружение на носочках влево
Мышка: (обращается к детям) Некогда мне с вами играть, пойду тесто на пироги ставить (убегает в теремок).
Ведущий (вместе с детьми стучат в теремок):
Кто-кто в теремочке живёт?
Кто-кто в невысоком живёт?
Голос из теремка:
В маленькой канавке
На лесной опушке
Днём и ночью громко
Квакает…
Дети: Лягушка!
Лягушка (появляется из теремка): Ребята, а вы умеете прыгать, как я? Давайте, вместе попрыгаем.
Дети вместе с лягушкой выполняют прыжки вокруг кочек. <Рисунок 9, 10>. Приложение
Ведущий:
Вот лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши ножки.
Ква-ква, ква-ква!
Скачут, вытянувши ножки.
Лягушка (после того, как дети выполнять прыжки): Некогда мне с вами играть, пойду мышке помогать пироги лепить (уходит в теремок).
Ведущий и дети опять стучат в теремок:
Кто-кто в теремочке живёт?
Кто-кто в невысоком живёт?
Лиса (выходит из теремка):
Знают звери все в лесу,
Меня красавицу лису!
Воображуля я такая,
Посмотрите, как шагаю.
Лиса показывает, а дети повторяют ходьбу “змейкой” между деревьями. <Рисунок 11, 12>. Приложение
После того, как дети выполнят это движение.
Лиса: Ну а теперь я пошла помогать лягушке и мышке пироги печь. (Лиса уходит)
Ведущий и дети опять стучат в теремок:
Кто-кто в теремочке живёт?
Кто-кто в невысоком живёт?
Зайчик (выпрыгивает из теремка):
Раз, два, три, четыре, пять!
Негде зайчику скакать.
Всюду ходит волк, волк,
Он зубами щёлк, щёлк!
Ведущий:
А мы спрячемся в кусты.
Прячься заинька и ты!
(Дети прячутся за деревья)
Волк (появляется из теремка):
Я лохматый серый волк,
Я в зайчишках знаю толк!
Все они прыг, да скок,
Попадут мне на зубок!
Проводится подвижная игра “Зайцы и волк” 3-4 раза.
Ведущий и дети опять стучат в теремок:
Кто-кто в теремочке живёт
Кто-кто в невысоком живёт?
Никто не отзывается
Медведь (появляется за спинами детей):
Я хочу жить в теремочке, но меня туда не пускают, говорят, что я ничего делать не умею. Не правда, я играть люблю. Давайте, поиграем.
Проводится игра “У медведя во бору” (3 раза).
После игры медведь говорит: А ещё я с давних пор замечательный танцор!
(Звучит музыка, дети и медведь пляшут)
Ведущий:
Вот какой весёлый пляс
Во дворе идёт у нас!
Не стоит никто на месте,
Все танцуют с нами вместе,
Все ногами топают,
Все в ладоши хлопают!
Вот весёлые дела –
В пляс вся улица пошла!
Герои выходят из теремка и тоже присоединяются к детям.
Мышка и лягушка выносят на разносе пироги и угощают детей. Дети говорят героям спасибо и приглашают их к себе в группу на чай.
Сценарий физкультурного досуга
для детей старшей группы “Весёлая физкультура”
Цель: повышение двигательной активности.
Задачи: закрепить двигательные умения и навыки у детей. Продолжать работу по профилактике плоскостопия. Учить согласовывать свои действия с действиями других детей при выполнении ОРУ. Развивать быстроту, ловкость, творческое воображение. Создать весёлое настроение у детей.
Пособия: волшебный круг, шнур с бабочками, мячи, кочки, лилии, герои сказки теремок (игрушки), оборудование для профилактики плоскостопия, костюм Айболита.
Сценарий
Ведущий:
Состязание, ребятки,
Мы начнём сейчас с зарядки!..
Для чего нужна зарядка?
Это вовсе не загадка –
Чтобы силу развивать
И весь день не уставать!
Если кто-то от зарядки
Убегает без оглядки,-
Он не станет нипочём
Настоящим силачом!
Дети выполняют под музыку ОРУ с “Волшебным кругом”. Дети стоят в кругу, все держатся за него. <Рисунок 13, 14, 15>. Приложение
1. “Подтянись”
И.п. ноги вместе, шнур в опущенных руках
1 - поднять шнур вверх, подняться на носки
2 - и.п. (6-8 раз)
2. “Наклоны”
И.п. ноги на ширине плеч, Шнур прижат к груди
1 - наклон туловища вперёд, положить шнур на пол
2 - выпрямиться
3 - наклон туловища вперёд, взять шнур
4 - и.п. (6-8 раз)
3. “Приседание”
И.п. стоя, ноги слегка расставлены, шнур в опущенных руках
1 - присесть, руки вытянуть вперёд
2 – и.п. (6-8 раз)
4. “Рычаг”
И.п. ноги вместе, шнур в руках над головой
1 – поднять согнутое колено вверх, шнур опустить к колену
2 - и.п. (6-8 раз)
5. “Прыжки”
Шнур лежит на полу. Прыжки на двух ногах, продвигаясь вдоль шнура вправо и влево. Прыжки в чередовании с ходьбой.
Ведущий:
Провели разминку ловко.
Приступаем к тренировке!
К ней пригласит вас… (имя девочки, которая читает стихотворение)
Девочка:
Мой весёлый, звонкий мяч.
Ты куда пустился вскачь
Красный, жёлтый, голубой –
Не угнаться за тобой.
Проводиться игра “Не спугни бабочку”. Дети делятся на пары и перебрасывают мяч друг другу двумя руками из-за головы через шнур с бабочками. <Рисунок 16, 17, 18>. Приложение
Ведущий:
Отгадайте загадку:
На одной ноге стоит.
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат.
На носу повисла капля
Узнаёте? Это… (цапля)
Проводиться игра “Цапля и лягушки” (игра поводиться в импровизированном болоте 3-4 раза со сменой цапли). <Рисунок 19, 20>. Приложение
Ведущий: Закончите начатое мной стихотворение.
Стоит в поле… (теремок, теремок)
Он не низок,… (не высок)
Пусть сыграет с нами тот
Кто в теремочке… (живёт)
Дети ставят героев сказки по порядку и выполняют ползание на четвереньках между героями (“змейкой”).
Ведущий: А вот и гость к нам спешит. (Появляется доктор Айболит)
Айболит:
Приходите ко мне лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И зайчишка, и щенок.
Я ловко вправил плечико
Зелёному кузнечику,
Я вылечил животики
Несчастным бегемотикам.
У кого болит? От чего болит?
Почему болит и давно ль болит?
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
Я приехал к Пете,
Я приехал е Коле.
Здравствуйте, дети!
Кто у вас болен?
Ведущий: Здравствуй, добрый доктор Айболит. У нас сегодня праздник, все здоровы и веселы.
Айболит: Не может быть.
Ведущий: (обращается к детям) Ребята, разве кто-нибудь у нас болен?
Айболит: Я должен это проверить (начинает обход детей).
Сейчас погляжу из под очков на кончики язычков.
Есть ли у вас девочки чумазые?
Неужели никто уколов не боится?
А не в вашем ли детском саду живёт царевна Несмеяна?
Посмотрите все на меня, сейчас я по глазам узнаю, кто не любит делать зарядку.
Ведущий:
Мы день зарядкой начинаем.
И танцуем и поём,
И нисколько не скучаем,
Очень весело живём!
Айболит: А для ног зарядку делать умеете?
Проводиться профилактика плоскостопия с использованием нестандартного оборудования. <Рисунок 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27>. Приложение
Айболит: А играть вы любите?
Проводится подвижная игра “Перебежки” (4-5 раз, разные виды передвижения).
<Рисунок 28, 29>. Приложение
Айболит: Молодцы ребята, дружно вы играли. И за это я вас хочу угостить вкусными и полезными витаминами (даёт детям витамины)
Ведущий:
Чтоб расти и закаляться
Не по дням, а по часам,
Физкультурой заниматься,
Заниматься надо нам!
Дети под музыку покидают зал.
Литература: В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак “Физкультурные праздники в детском саду”.