Повышение двигательной активности детей в детском саду

Разделы: Работа с дошкольниками


Растить детей здоровыми, сильными – задача каждого дошкольного учреждения. И в наш современный век особенно актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также обучение их доступным двигательным умениям и навыкам.

Эффективность реализации задач и содержания физического воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от наличия рациональной предметно-игровой среды: спортивно-игровой материал, различные тренажеры, нестандартное оборудование. Интерес, игра, предметная среда являются главным побудительными стимулами для детей.

Правильный подбор оборудования и рациональное его использование способствуют развитию двигательной сферы дошкольников, формированию базовых умений и навыков, повышению функциональных возможностей детского организма, воспитанию интереса к занятиям физической культурой.

Многообразие подбора и расстановки оборудования даёт возможность детям продуктивно обыгрывать его в процессе учебных занятий физической культурой, а также в организованной двигательной деятельности на прогулке и во время гимнастики.

Мы считаем, что движение - основа здоровья, поэтому ставим перед собой следующие задачи:

- создать развивающую среду, внедряя нестандартное оборудование;

- помочь накопить опыт знаний для укрепления физического и психического здоровья;

- направлять совместную работу всего педагогического коллектива и родителей на развитие и закаливание организма;

Как показала практика, одна только развивающая среда уже позволяет повысить двигательную активность, подтолкнуть дошкольника к движению, совершаемому по собственной воле, желанию, без принуждения.

Целесообразный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования и пособий в разных формах двигательной активности способствуют развитию физических качеств и творческих способностей, формированию разнообразных двигательных умений и навыков, воспитанию нравственно – волевых качеств, повышению интереса к спортивным играм и физическим упражнениям.

В дошкольных учреждениях основная форма развития двигательной активности детей – физкультурные занятия. В целях развития и поддержания интереса к занятиям важно позаботиться о подборе физкультурного оборудования. Перечень физкультурного оборудования, предлагаемый торговлей, очень широк. И, тем не менее, атрибуты, сделанные своими руками, также с удовольствием используются детьми. Новое спортивное оборудование-это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

Моя задача - насыщение пространства физкультурного зала недорогим, нестандартным, многофункциональным оборудованием и инвентарем, отвечающим гигиеническим, эстетическим и другим требованиям.

Многообразен и непредсказуем мир вещей, способных обрести вторую жизнь, благодаря творчеству и выдумке умелых рук (футляры от киндер-сюрприза, карандаши, пластмассовые пробки от бутылок, пуговицы и т.д.). Благодаря нашей выдумке эти, бесполезные на первый взгляд, предметы превратились в забавные игрушки и пособия для выполнения различных упражнений и корригирующих гимнастик.

Сделанные пособия являются многофункциональными. Они используются в общеразвивающих упражнениях, в основных движениях, соревнованиях, на праздниках и развлечениях.

Сделанное в нашем детском саду нестандартное оборудование - несложное и недорогое. Использование этих пособий и оборудования позволяет внести в каждое занятие физкультурой элемент необычности, занимательности. Кроме того, использование нестандартного оборудования позволяет более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствует повышению интереса к физкультурным занятиям, а также обеспечивает активную двигательную деятельность в течении всего дня, так как педагоги успешно стали использовать его в работе с детьми на группах и участках детского сада.

Эффективной формой повышения двигательной активности в детском саду являются физкультурные досуги и праздники.

Физкультурные развлечения в детском саду – это всегда зрелищные и радостные события. Их ждут, к ним готовятся, они надолго остаются в памяти детей.

Развлекательные досуги наполнены весёлыми занимательными упражнениями, интересными спортивными номерами, встречами с любимыми героями, неожиданными сюрпризами. Они вызывают у детей повышенный интерес к двигательному материалу, дают возможность реализовать свой двигательный опыт, проявить двигательное творчество. Физкультурные досуги призваны веселить детей, доставлять им удовольствие. Они не только являются своеобразной формой показа достижений в различных видах движений, но и учат творческому использованию двигательного опыта в условиях коллективных действий. Физкультурные досуги проводятся во всех возрастных группах детского сада, 1 раз в месяц. Физкультурные досуги строятся на простых жизненных ситуациях, сюжетах народных сказок, детских литературных произведений, подвижных игр.

Содержание их может объединять увлекательный игровой сюжет, включающий в себя подвижные игры, игровые задания преимущественно спортивного характера, загадки, стихи и песни на спортивную тематику.

Представляю 2 сценария физкультурных досугов с использованием нестандартного оборудования, которые помогут воспитателю или инструктору по физической культуре детского сада провести развлечение весело и интересно.

Физкультурный досуг в средней группе “Кто-кто в теремочке живёт?”

Цель: повысить двигательную активность детей.

Задачи: закрепить умение выполнять ОРУ под музыку, правильно выполнять подражательные движения. Учить детей искать образные средства передачи движений. Развивать двигательную самостоятельность. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Пособия: костюмы для героев, плоскостной теремок, нестандартное оборудование: деревья, кочки, цветы по количеству детей, туннель, гусенички, гора, каменная дорожка, бабочки на шнуре, ручей.

Роли исполняют дети подготовительной группы.

В углу спортивного зала расположен теремок, роли героев исполняют дети подготовительной группы.

Ведущий:

Сказка, сказка, прибаутка
Рассказать её не шутка.
Чтоб к концу не стар, не мал
От неё не задремал.

Отправляемся в сказку. Дорога длинная, дорога интересная.

Дети идут, перешагивая через гусеничек, перепрыгивая через ручей, между бабочками “змейкой”, пролезают в тоннель, по кочкам, по каменной дорожке. <Рисунки 1, 2, 3, 4, 5, 6>. Приложение

Дети подходят к теремку.

Ведущий:

Стоит в поле теремок,
Он не низок, не высок.
Пусть сыграет с нами тот,
Кто в теремочке живёт…
Ребята, давайте вместе спросим:
Кто-кто в теремочке живёт?
Кто-кто в невысоком живёт?
Мышка: (выбегает из теремка)
Я маленькая мышка,
Я вовсе не трусишка.
Становитесь в хоровод,
Сделаем разминку.

ОРУ с цветами под музыку. <Рисунок 7, 8>. Приложение

1. “Мой цветок”.

И.п. ноги вместе, цветок в руках перед собой

1-4 вращение цветка пальцами вправо

5-8 вращение цветка пальцами влево (4 раза)

2. “Вдыхаем аромат цветка”.

И.п. ноги вместе, цветок в прямых руках перед собой

1 - притянуть цветок к себе, имитация нюхаем цветок

2 - и.п. (4 раза)

3. “Дует ветер”.

И.п. ноги врозь, цветок в обеих руках над головой

1- наклон туловища вправо

2 - наклон туловища влево (6 раз)

4. “Высокие и низкие цветы”.

И.п. ноги слегка расставлены, цветок в обеих руках над головой

1- присесть, опустить цветок на пол

2 - и.п. (4 раза)

5. “Посмотри на мой цветок”.

И.п. ноги врозь, цветок в опущенных руках

1 - поворот туловища вправо, цветок вытянуть перед собой

2 - и.п.

3- поворот туловища влево, цветок вытянуть перед собой

4- и.п. (4 раза)

6. “Потанцуем”.

И.п. ноги вместе, цветок в обеих руках над головой

1-4 кружение на носочках вправо

5-8 кружение на носочках влево

Мышка: (обращается к детям) Некогда мне с вами играть, пойду тесто на пироги ставить (убегает в теремок).

Ведущий (вместе с детьми стучат в теремок):

Кто-кто в теремочке живёт?
Кто-кто в невысоком живёт?

Голос из теремка:

В маленькой канавке
На лесной опушке
Днём и ночью громко
Квакает…

Дети: Лягушка!

Лягушка (появляется из теремка): Ребята, а вы умеете прыгать, как я? Давайте, вместе попрыгаем.

Дети вместе с лягушкой выполняют прыжки вокруг кочек. <Рисунок 9, 10>. Приложение

Ведущий:

Вот лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши ножки.
Ква-ква, ква-ква!
Скачут, вытянувши ножки.

Лягушка (после того, как дети выполнять прыжки): Некогда мне с вами играть, пойду мышке помогать пироги лепить (уходит в теремок).

Ведущий и дети опять стучат в теремок:

Кто-кто в теремочке живёт?
Кто-кто в невысоком живёт?

Лиса (выходит из теремка):

Знают звери все в лесу,
Меня красавицу лису!
Воображуля я такая,
Посмотрите, как шагаю.

Лиса показывает, а дети повторяют ходьбу “змейкой” между деревьями. <Рисунок 11, 12>. Приложение

После того, как дети выполнят это движение.

Лиса: Ну а теперь я пошла помогать лягушке и мышке пироги печь. (Лиса уходит)

Ведущий и дети опять стучат в теремок:

Кто-кто в теремочке живёт?
Кто-кто в невысоком живёт?

Зайчик (выпрыгивает из теремка):

Раз, два, три, четыре, пять!
Негде зайчику скакать.
Всюду ходит волк, волк,
Он зубами щёлк, щёлк!

Ведущий:

А мы спрячемся в кусты.
Прячься заинька и ты!

(Дети прячутся за деревья)

Волк (появляется из теремка):

Я лохматый серый волк,
Я в зайчишках знаю толк!
Все они прыг, да скок,
Попадут мне на зубок!

Проводится подвижная игра “Зайцы и волк” 3-4 раза.

Ведущий и дети опять стучат в теремок:

Кто-кто в теремочке живёт
Кто-кто в невысоком живёт?
Никто не отзывается

Медведь (появляется за спинами детей):

Я хочу жить в теремочке, но меня туда не пускают, говорят, что я ничего делать не умею. Не правда, я играть люблю. Давайте, поиграем.

Проводится игра “У медведя во бору” (3 раза).

После игры медведь говорит: А ещё я с давних пор замечательный танцор!

(Звучит музыка, дети и медведь пляшут)

Ведущий:

Вот какой весёлый пляс
Во дворе идёт у нас!
Не стоит никто на месте,
Все танцуют с нами вместе,
Все ногами топают,
Все в ладоши хлопают!
Вот весёлые дела –
В пляс вся улица пошла!

Герои выходят из теремка и тоже присоединяются к детям.

Мышка и лягушка выносят на разносе пироги и угощают детей. Дети говорят героям спасибо и приглашают их к себе в группу на чай.

Сценарий физкультурного досуга
для детей старшей группы “Весёлая физкультура”

Цель: повышение двигательной активности.

Задачи: закрепить двигательные умения и навыки у детей. Продолжать работу по профилактике плоскостопия. Учить согласовывать свои действия с действиями других детей при выполнении ОРУ. Развивать быстроту, ловкость, творческое воображение. Создать весёлое настроение у детей.

Пособия: волшебный круг, шнур с бабочками, мячи, кочки, лилии, герои сказки теремок (игрушки), оборудование для профилактики плоскостопия, костюм Айболита.

Сценарий

Ведущий:

Состязание, ребятки,
Мы начнём сейчас с зарядки!..
Для чего нужна зарядка?
Это вовсе не загадка –
Чтобы силу развивать
И весь день не уставать!
Если кто-то от зарядки
Убегает без оглядки,-
Он не станет нипочём
Настоящим силачом!

Дети выполняют под музыку ОРУ с “Волшебным кругом”. Дети стоят в кругу, все держатся за него. <Рисунок 13, 14, 15>. Приложение

1. “Подтянись”

И.п. ноги вместе, шнур в опущенных руках

1 - поднять шнур вверх, подняться на носки

2 - и.п. (6-8 раз)

2. “Наклоны”

И.п. ноги на ширине плеч, Шнур прижат к груди

1 - наклон туловища вперёд, положить шнур на пол

2 - выпрямиться

3 - наклон туловища вперёд, взять шнур

4 - и.п. (6-8 раз)

3. “Приседание”

И.п. стоя, ноги слегка расставлены, шнур в опущенных руках

1 - присесть, руки вытянуть вперёд

2 – и.п. (6-8 раз)

4. “Рычаг”

И.п. ноги вместе, шнур в руках над головой

1 – поднять согнутое колено вверх, шнур опустить к колену

2 - и.п. (6-8 раз)

5. “Прыжки”

Шнур лежит на полу. Прыжки на двух ногах, продвигаясь вдоль шнура вправо и влево. Прыжки в чередовании с ходьбой.

Ведущий:

Провели разминку ловко.
Приступаем к тренировке!

К ней пригласит вас… (имя девочки, которая читает стихотворение)

Девочка:

Мой весёлый, звонкий мяч.
Ты куда пустился вскачь
Красный, жёлтый, голубой –
Не угнаться за тобой.

Проводиться игра “Не спугни бабочку”. Дети делятся на пары и перебрасывают мяч друг другу двумя руками из-за головы через шнур с бабочками. <Рисунок 16, 17, 18>. Приложение

Ведущий:

Отгадайте загадку:

На одной ноге стоит.
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат.
На носу повисла капля
Узнаёте? Это… (цапля)

Проводиться игра “Цапля и лягушки” (игра поводиться в импровизированном болоте 3-4 раза со сменой цапли). <Рисунок 19, 20>. Приложение

Ведущий: Закончите начатое мной стихотворение.

Стоит в поле… (теремок, теремок)

Он не низок,… (не высок)

Пусть сыграет с нами тот

Кто в теремочке… (живёт)

Дети ставят героев сказки по порядку и выполняют ползание на четвереньках между героями (“змейкой”).

Ведущий: А вот и гость к нам спешит. (Появляется доктор Айболит)

Айболит:

Приходите ко мне лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И зайчишка, и щенок.
Я ловко вправил плечико
Зелёному кузнечику,
Я вылечил животики
Несчастным бегемотикам.
У кого болит? От чего болит?
Почему болит и давно ль болит?
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
Я приехал к Пете,
Я приехал е Коле.
Здравствуйте, дети!
Кто у вас болен?

Ведущий: Здравствуй, добрый доктор Айболит. У нас сегодня праздник, все здоровы и веселы.

Айболит: Не может быть.

Ведущий: (обращается к детям) Ребята, разве кто-нибудь у нас болен?

Айболит: Я должен это проверить (начинает обход детей).

Сейчас погляжу из под очков на кончики язычков.

Есть ли у вас девочки чумазые?

Неужели никто уколов не боится?

А не в вашем ли детском саду живёт царевна Несмеяна?

Посмотрите все на меня, сейчас я по глазам узнаю, кто не любит делать зарядку.

Ведущий:

Мы день зарядкой начинаем.
И танцуем и поём,
И нисколько не скучаем,
Очень весело живём!

Айболит: А для ног зарядку делать умеете?

Проводиться профилактика плоскостопия с использованием нестандартного оборудования. <Рисунок 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27>. Приложение

Айболит: А играть вы любите?

Проводится подвижная игра “Перебежки” (4-5 раз, разные виды передвижения).

<Рисунок 28, 29>. Приложение

Айболит: Молодцы ребята, дружно вы играли. И за это я вас хочу угостить вкусными и полезными витаминами (даёт детям витамины)

Ведущий:

Чтоб расти и закаляться
Не по дням, а по часам,
Физкультурой заниматься,
Заниматься надо нам!
Дети под музыку покидают зал.

Литература: В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак “Физкультурные праздники в детском саду”.