Ход праздника
(Класс празднично оформлен. На празднике присутствуют гости: родители учащихся.
В сценарии праздника действующие лица: Королева Знаний, наука Математика, герои сказок: Знайка, Незнайка, Звездочет).
1. Вступительная часть. <Приложение 1>:
Учитель, слайды 1, 2, 3: Дорогие друзья! Мы в гостях у Математики. Она помогала нам летом выполнять задание, итоги которого мы сегодня подводим. Математика как гостеприимная хозяйка нас радушно встречает, но не блинами и пирогами, а интересными загадками, задачами, секретами, которые помогут нам отгадать смекалка, сообразительность, фантазия.
(Входят Королева Знаний и наука Математика.)
Королева Знаний:
Моё королевство все любят и чтут.
В моем королевстве науки живут
Я каждой науке названье дала,
Сегодня на праздник пришла с Математикой.
Математика сложна,
Но скажу с почтеньем:
Математика нужна
Всем без исключенья!
Математика:
Научу я всех считать,
И делить, и умножать,
Складывать и вычитать,
Ромб от круга отличать.
На компьютере задачки
Интересные решать.
И желаю всем ребятам
Математиками стать!
Знайка:
Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звезд,
Управлять машиной в поле
Иль вести машину ввысь –
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись!
Чтоб врачом, моряком или летчиком стать
Надо, прежде всего, математику знать!
Звездочет:
И прекрасна и сильна
Математика – страна.
Тут везде идет работа,
Все подсчитывают что-то.
Сколько в комнате углов,
Сколько ног у воробьев,
Сколько в садике скамеек,
Сколько в пятачке копеек.
Незнайка:
Математика повсюду: глазом только поведешь –
И примеров разных уйму - ты вокруг себя найдешь.
Учитель: Верно, Незнайка. Ребята, будем внимательными к окружающему нас миру, будем стремиться наблюдать и познавать, чтобы жить весело и интересно. А Математика нас научит не только считать и решать, но и красоту понимать. Сегодня мы и собрались, чтобы подвести итоги интересной работы, которую начали выполнять еще в период летних каникул. А какое слово будет ключевым в нашей теме, мы узнаем, разгадав кроссворд:
Знайка, слайды 4, 5, 6 <Приложение 1>:
Пестрый глобус закрутился и в кроссворд
оборотился.
В эти клетки поскорей записать слова сумей.
Чтобы наш кроссворд решить, надо с математикой
дружить.
( Дети отгадывают загадки и разгадывают кроссворд), <Рисунок 1>
1. Я – фигура круглая,
Есть центр у меня.
А каждая точка окружности моей
От центра равноудалена. (Круг)
2. Родственник прямой, луча,
Вот такой я молодец.
У меня есть и начало, и конец. (Отрезок)
3. У меня всего, у меня всего,
У меня всего по три.
Три стороны и три угла
И столько же вершин. (Треугольник)
4. Я давно знакомый твой,
Каждый угол мой прямой.
Все четыре стороны -
Одинаково равны. (Квадрат)
(Дети, разгадав ребус, называют ключевое слово – узор), <Рисунок 2>
Учитель, слайд 7 <Приложение 1>: Да, это слово – узор. Именно, узору в ваших работах уделено самое пристальное внимание. А что такое узор? Как вы понимаете? (Дети отвечают). А вот какое лексическое значение этого слова в толковом словаре: Узор – это рисунок, являющийся сочетанием линий, красок, теней. Орнамент – узор из сочетания геометрических, растительных или элементов. Эти слова часто будут встречаться в рассказах наших ребят, будьте внимательны и вам откроется вся красота их содержания.
Учитель, слайд 8 <Приложение 1>: Итак, начинаем “Защиту творческого проекта “Математика вокруг нас. Цветники: форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты”. Сегодня на празднике работает жюри. В его составе родители учащихся нашего класса: Иванов О.В., Гутенева Ж.А, Жилякова О.А., Фараджева И.А., Горбунова Е.А.
2. Основная часть. Защита творческого проекта “Математика вокруг нас. Цветники: форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты”. Презентация проектов.
Учитель, слайд 9 <Приложение 1>: Актуальность выбранной темы объясняется тем, что мы искали решение для создания условий, чтобы развивать необходимые в учении способности учащихся и воспитывать интерес к знаниям. Цель работы: организация познавательной внеурочной деятельности, при которой учитывались бы индивидуальные особенности детей, путь и темп развития каждого ребенка.
Учитель: слайд 10 <Приложение 1>: Результатом деятельности должен был стать альбом “Математика вокруг нас. Цветники: форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты”. Ведущие условия социального проекта: составление плана работы, организация совместной деятельности педагога, обучающихся и их родителей, создание альбома проекта, защита проекта. Начинаем отчет о работе учащихся класса:
Ученик 1, слайды 11, 12 <Приложение 1>:
Вот и пролетело лето. Здравствуй, школьная
планета!
Заливается звонок: “В класс! Скорее на урок!
Вы, наверное, готовы поднабраться знаний новых?”
Лето позади. Мы снова сели за парты. Но о летнем отдыхе и красоте родной природы у нас остались не только воспоминания. Перед летними каникулами мы решили выполнить проект о цветниках. Договорились, кто из нас будет собирать материал по теме, кто выполнять моделирование, а кто готовить презентации и защищать их.
Ученик 2, слайд 13 <Приложение 1>: В течение лета мы отдыхали на море, побывали в разных городах нашей страны, увидели много интересного, но особое внимание обращали на цветники. На улицах и в парках их большое разнообразие. Цветы посажены в виде разных узоров, состоящих из кривых, прямых, ломаных линий.
Ученик 3, слайд 14 <Приложение 1>: Мы сфотографировали цветники интересные по форме, цветовому содержанию узоров и орнаментов. Собирать материал и обрабатывать информацию по данной теме, строить модели цветников и оформлять альбом нам помогали родители и учитель.
Ученик 4, слайд 15 <Приложение 1>: Мы стремились сделать модели самых оригинальных цветников, чтобы передать связь математики с жизнью, красоту узоров и орнаментов, состоящих из геометрических фигур и расширить свои знания о науке и о природе.
Учитель: Спасибо, ребята. В ходе защиты проектов мы будем чередовать ваши выступления с играми-заданиями помощников Математики. Да и нашим героям не терпится дать задания, которое они приготовили для вас.
3. “Занимательная математика Знайки и его друзей”.
Знайка, слайды 16, 17 <Приложение 1>: Ребята, скажите, сколько треугольников я насчитал на этом чертеже? (Дети определяют количество треугольников и аргументируют свои ответы: 8 треугольников) <Рисунок 3>
Незнайка, слайды 18, 19 <Приложение 1>: А мне, ребята, помогите, пожалуйста, выполнить задание “Конфеты”: Три подружки Таня, Ира и Варя любят конфеты: две девочки – шоколадные, одна карамель. Таня и Ира любят разные конфеты. Варя и Ира тоже любят разные конфеты. Кто же из них любит карамель? (Дети, рассуждая: Ира) <Рисунок 4>
4. Защита проектов. Учитель, слайд 20 <Приложение 1>: Для защиты проекта приглашаются Киндратюк Татьяна и Гринишин Кирилл.
Киндратюк Татьяна, (используя презентацию ) <Приложение 2>:
Лето я провела на Украине и побывала в городе Тернополе. Город красивый, богат пышной зеленью. В Тернополе много цветников. Некоторые из них я сфотографировала.
Вот один из них. Цветы здесь посажены в виде узоров, состоящих из ломаных линий. В узоре чередуются белые, нежно-сиреневые и розовые цветы петуньи. Очень красиво смотрятся алые цветы сальвии на фоне зелени. Слева я поместила модель. Это общий вид цветника. Форма узора второго цветника также ломаная линия. Розовые и ярко-красные линии цветов чередуются с зелеными линиями разных оттенков.
Учитель: Таня, почему эти цветники привлекли твое внимание?
Татьяна: В узорах этих цветников четко видны ломаные линии, их красивое чередование.
А этот цветник я назвала “Чудо-дерево” и узнала, что он имеет форму конуса. В нем сочетание розовых и сиреневых цветов.
Учитель: Обратите внимание на форму цветника конус. Конус – это объемное геометрическое тело. Ребята, кто хочет задать Тане вопрос? (Дети задают вопросы, Татьяна отвечает). А теперь послушаем Кирилла.
Гринишин Кирилл, (используя презентацию) <Приложение 3>: В столице нашей Родины городе Москве много зеленых парков и скверов, богатых разнообразной растительностью: деревьями, кустарниками, травами и цветами. Летом я был в Москве и увидел много интересного. Особое внимание я обращал на цветники города и заметил, сколько своеобразных, необычных орнаментов – узоров из растительных элементов можно придумать, используя геометрические фигуры.
Вот цветник “Круг в окружности” состоит из красных, желтых цветов и светло-зеленых декоративных трав. В центре круга фигура цветка из пяти ярко-желтых лепестков.
А этот цветник сложной формы, состоящий из трех соединенных кругов. В элементах узора сочетание красного и оранжевого цвета. Бордюр цветника из желтых цветов создает яркий контраст с зеленью цветника.
В скверах, парках и около зданий много мини-цветников: цветы в декоративных вазах четырехугольной и шестиугольной формы. Они невелики по размеру, но с яркими пурпурными, лазоревыми, желтыми цветами являются главным украшением города.
А вот цветник “Бабочка”. Сочетание желтого, розового и темно-коричневого цветов делает ярким фигуру бабочки, которая состоит из четырех овалов. Контрастная последовательность расположения цветов делает узор особенно четким.
Цветник “Полоса с декоративной вазой”. Форма сверху вазы и цветника — круг. Ярко-красные цветы в центре круга среди белых цветов увеличивают объем формы цветника, а окружность белых цветов вокруг красных расширяет и увеличивает его размер.
А этот цветник, состоящий из сложных узоров, имеет вид нежного розового цветка с восьмью лепестками. Вокруг лепестков узоры из кривых линий белых цветов, а между лепестками узоры треугольной формы из ярко-желтых цветов.
Учитель: Кирилл, ты собрал богатый материал по теме. Интересно было выполнять задание, какие новые знания ты приобрел?
Кирилл: Мне интересно было работать. Я убедился, что математика – наука важная и нужная. Знания математики люди широко используют в жизни. А при создании цветников она помогает нам видеть красоту и гармонию окружающего мира.
И еще я узнал много новых понятий: “форма”, “размер”, “узор”, “орнамент”, “контраст”, “сочетание” и другие.
Учитель: Ребята, о чем вам хочется спросить Кирилла? (Вопросы учащихся)
А сейчас новое задание нам предлагает Звездочёт. Давайте послушаем внимательно.
5. “Занимательная математика Знайки и его друзей”,
Звездочёт, слайды 21, 22 <Приложение 1>: В пустую клеточку надо вставить картинку. Варианты предложены справа и пронумерованы. Назовите номер картинки, которая должна стоять в пустой клеточке. (Ответ: № 4) <Рисунок 5>
6. Основная часть (продолжение).
Учитель, слайд 23 <Приложение 1>: Продолжаем защиту проектов. Приглашаются Ковалевский Александр, Носырев Денис, Матвиенко Никита
Ковалевский Александр, (используя презентацию) <Приложение 4>: Этим летом мы с мамой были в городе Святогорске. Там я увидел цветник, о котором мне хочется рассказать. Он необыкновенной красоты, состоит из узоров сложной формы, ограниченных кривыми линиями и напоминает царскую корону. Элементы узоров расположены симметрично. В цветнике прекрасное сочетание цветов: сиреневого, розового, малинового, синего, красного. А это смоделирован его общий вид.
Еще один интересный цветник, многоярусный, с фигурами птиц и животных. Он украшает скверик города Тюмени.
Учитель: Саша, ты рассказал о своих впечатлениях, а какие трудности возникли у тебя, когда ты выполнял эту работу?
Александр: Трудно было делать модель-аппликацию цветника, но мне помогала мама, и вместе нам удалось это сделать.
Учитель: В твоем рассказе встретилось новое для нас понятие “симметрия”. Ты сможешь нам объяснить, как ты это понимаешь?
Александр: Симметрично расположены фигуры – значит, одинаково расположены в противоположные стороны от точки или прямой.
Учитель: Симметрия – соразмерность, одинаковость в расположении фигур по противоположным сторонам от точки, прямой или плоскости. В данном случае на модели Саши такая одинаковость (по форме) и соразмерность (по величине) видна от прямой линии в противоположные стороны. А теперь слово дадим Носыреву Денису.
Носырев Денис, (используя презентацию) <Приложение 4>: Один из самых интересных цветников, которые видел этим летом, я назвал “Цветочные часы”. Форма цветника — круг. Светло-зеленого цвета цифры чисел из декоративной травки четко видны на фоне темно-коричневого круга циферблата. В центре круга красные цветы посажены в форме ромба, а в нем закреплены стрелки часов. Вот так мы с ребятами его смоделировали. Цифры для модели нам помогали делать родители.
Учитель: Уважаемые родители, ребята, ваши вопросы Денису. (Вопросы, ответы.)
Спасибо, Денис. А теперь послушаем о работе Матвиенко Никиту.
Матвиенко Никита, (используя презентацию) <Приложение 4>: Этот цветник сложной формы я назвал “Узоры в полосе”. В центральной части цветника ромб из сиреневых цветов, его обрамляют пересекающиеся ломаные линии из белых и красных цветов.
Учитель: Хорошо, Никита. Мы знаем, что ты любишь фотографировать, часто участвуешь в фотоконкурсах, а что тебе понравилось делать при выполнении работы?
Никита: Мне понравилось наблюдать и собирать материал о цветниках и выполнять проект, но самому было трудно. И мне, как и Саше, помогала мама. Я доволен результатом своей работы.
Учитель: Вы молодцы, ребята! А теперь пора и отдохнуть. Но, какой же, отдых без частушек?
7. Музыкальная пауза. Веселые школьные частушки, слайд 24, <Приложение 6>
8. Основная часть (продолжение).
Учитель, слайд 25 <Приложение 1>: И заканчивают защиту проектов Надеин Глеб, Хохлова Варвара, Арлашкин Андрей. Пожалуйста, ребята.
Надеин Глеб, (используя презентацию) <Приложение 5>: Каждое лето я отдыхаю у бабушки в городе Тобольске.
Город Тобольск красивый и зеленый. Получив задание на лето о цветниках, я стал наблюдать.
Мое внимание привлекли небольшие декоративные вазы-корзины. Форма такой вазы — часть шара. Диаметр окружности около 1 метра. С нежными и ароматными цветами петуньи они красиво смотрятся около зданий города.
А этот цветник интересен тем, что основу его составляет велосипед. Его колеса – окружности, соединенные отрезками, рама – четырехугольник. Он стоит у окна здания.
Учитель: Хорошо, Глеб. А как ты представляешь шар? Можешь ли ты ответить, чем отличается шар от круга?
Глеб: Круг - это геометрическая фигура на плоскости, а шар – объемное геометрическое тело.
Учитель: Правильно! Молодец! А теперь послушаем Варю.
Хохлова Варвара, (используя презентацию) <Приложение 5>): В городе Тюмени много цветников вдоль улиц и дорог. Вот один из них. Его форма - полоса. В полосе чередуются отрезки желтых, оранжевых и коричневых цветов.
Учитель: Как ты думаешь, почему вдоль дорог цветники чаще всего имеют форму полосы?
Варвара: Думаю, что так удобно – полоса хорошо прилегает к дороге и не мешает движению. Ее также можно продолжить достаточно долго, чтобы радовать красотой всех путешествующих.
Учитель: Вопросы - Варе. (Вопросы – ответы). Арлашкину Андрею – слово.
Алашкин Андрей, (используя презентацию) <Приложение 5>: На летних каникулах я отдыхал в Казахстане в городе Астана. Этот город очень красивый. Его улицы и площади украшают многочисленные цветники. Мне хочется вам показать самые интересные из них. Вот форма цветника - четырехугольник с белыми и красными цветами. Узор: наложение красных и белых ромбов, уменьшающихся по размеру к центру цветника.
Следующий цветник сложной формы с орнаментом. Составляющие его элементы повторяются и чередуются. Этот цветник один из самых красивых в городе.
А вот на одной из площадей города Астана расположены по прямой линии цветники различные по форме: круг чередуется с квадратом. В этом узоре одно из необычных сочетаний геометрических фигур растительных элементов.
На следующем слайде вы видите объемный цветник “Черепаха”, который мне очень понравился. Форма панциря черепахи - половина шара.
Вот чем я хотел поделиться с вами. И еще мне хочется сказать: я рад, что побывал в прекрасном городе Астана, сделал много для себя открытий и выполнил интересное задание.
Учитель: Молодец, Андрей. Интересный материал собрал. Много нового узнал. Видим, что хорошо знаешь названия геометрических фигур. Ребята, пока жюри подводит итоги, мы еще раз поможем Незнайке и послушаем Знайку.
9. “Занимательная математика Знайки и его друзей”.
10. Заключительная часть. Подведение итога.
Незнайка, слайды 26, 27 <Приложение 1>: Я прочитаю стихотворение о цветах, и задание у меня “Цветок”.
Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.
Задание. Болельщики встречают участников Олимпийских игр 2012 года. Маленькая девочка подбежала к чемпиону и подарила ему цветок. Присмотритесь внимательно к словам и найдите в одном из них название цветка, который девочка подарила чемпиону. (Пион)
Знайка, слайды 28, 29 <Приложение 1>: Рассади цветы на клумбе в квадратиках, используя их адреса в скобках. <Рисунок 6> ( Дети выполняют задание, рассуждая, заполняют таблицу. <Рисунок 7> )
10. Заключительная часть. Подведение итога.
Учитель, слайд 30 <Приложение 1>: Ребята, понравилось ли вам работать по этой теме?
Поделитесь своими впечатлениями. Что было для вас интересным, неожиданным?
Какие трудности вы испытывали и как их преодолевали?
Довольны ли вы своими результатами? Какие новые знания приобрели? Что вы научились делать самостоятельно? Какие полезные советы вы можете дать своим товарищам, чтобы они, выполняя подобную работу, не повторили ваших ошибок?
(Ответы учащихся-участников творческого проекта)
Учитель, обращаясь к классу, к присутствующим на празднике: Что вы можете сказать о работе ваших товарищей? Что вам понравилось? Что, на ваш взгляд, не совсем удалось?
Ваши пожелания. Оцените работы. Назовите лучшие из них.
(Высказывания учащихся, гостей, родителей) Слово жюри: оценка работы.
Учитель, слайд 31 <Приложение 1>: Уважаемые гости праздника, родители, ребята, всем спасибо! Работа, с которой мы успешно справились, оказалась не только интересной, но и очень полезной для всех нас. Думаю, что все присутствующие убедились в том, что математика всюду вокруг нас и это не скучная наука, а прекрасная страна знаний, по которой нам предстоит еще очень много путешествовать и открывать для себя и знания, и красоту окружающего нас мира.
Покажите, пожалуйста, ребята, гостям праздника результат нашей творческой деятельности - альбом проекта “Математика вокруг нас. Цветники: форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты”. (Дети демонстрируют альбом “Математика вокруг нас…”).
Литература
1. Матяш Н.В. “Проектная деятельность младших школьников”, книга для учителя начальных классов/ Н.В Матяш, В.Д. Симоненко, М: Вентона-Граф, 2002.
2. Горячев А.В. “Проектная деятельность младших школьников”/А.В. Горячев/ Начальная школа, 2004, №5, с. 3-8.
3. М.К. Господникова, Н.Б. Полянина, Е.И. Самохвалова и др. “Проектная деятельность в начальной школе”, Волгоград: Учитель, 2012.
4. В.Ф. Феоктистова “Исследовательская и проектная деятельность младших школьников”, Волгоград: Учитель, 2012.
5. Шумакова Н.Б. “Развитие творческой активности школьников”, М: Педагогика, 1991.
6. В.П. Труднев “Внеклассная работа по математике в начальной школе”, М: Просвещение, 1995.
7. М.И.Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова “Математика 1 класс”, часть 2, М: Просвещение, 2011.