Методические разработки мероприятий по пропаганде правил дорожного движения

Разделы: Внеклассная работа


Одной из важных государственных задач в настоящее время является обеспечение безопасности дорожного движения. Актуальность этого вопроса заключается в том, что большой процент пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествиях составляют дети. По данным отдела пропаганды БДД УГИБДД ГУ МВД России по Московской области, несмотря на общее снижение детской аварийности, ежегодно на улицах и дорогах страны гибнут более 1500 и получают ранения около 24000 несовершеннолетних участников дорожного движения. Основная причина всех несчастных случаев с детьми на дороге заключается в несоблюдении правил дорожного движения и низкой культуре поведения участников дорожного движения водителей, пешеходов, в том числе детей.

Одним из направлений деятельности образовательных учреждений по вопросу безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Значительное место в этой работе занимает проведение массовых мероприятий на тему безопасности дорожного движения. Перед организаторами часто встает вопрос: какую еще интересную форму можно придумать?

Мы предлагаем Вашему вниманию разработку двух мероприятий:

  1. Коллективное творческое дело “Создание рукописного альманаха “Для всех, повсюду и всегда дорога безопасной быть должна!”.
  2. Творческий конкурс агитбригад ЮИД “Ярмарка”.

Представленные разработки могут быть использованы в работе руководителей отрядов ЮИД, педагогов-организаторов, классных руководителей, воспитателей и вожатых в детских лагерях. Надеемся, что наш опыт будет интересен и полезен коллегам.

1. Создание рукописного альманаха

“Для всех, повсюду и всегда дорога безопасной быть должна!”

Цель мероприятия:

создание игровых условий для усвоения детьми основной идеи Правил дорожного движения – обеспечение безопасности всех участников движения.

Задачи:

  • совершенствование форм и методов работы с детьми по пропаганде правил дорожного движения;
  • развитие творческого потенциала детей;
  • развитие навыков работы в команде;
  • организации содержательного досуга.

Результат:

альманах на тему дорожного движения, созданный руками детей.

Работа над созданием альманаха позволяет участникам:

  • вспомнить правила дорожного движения, оценить необходимость их соблюдения;
  • раскрыть важность профессии инспектора ГИБДД;
  • оценить значение отрядов ЮИД в работе по пропаганде ПДД;
  • пофантазировать о том, какой будет служба ГИБДД в будущем;
  • проявить свои организаторские способности и творческую фантазию.

Участники:

к участию в мероприятии приглашаются дети в возрасте от 10 до 14 лет.

Форма проведения:

мероприятие проводится в форме коллективного творческого дела.

Продолжительность:

1,5–2 часа.

Материально-техническое оснащение, реквизит.

  • Для проведения мероприятия необходимо помещение со столами по числу команд и стульями по количеству участников (включая взрослых).
  • Лототрон, коробка или “чудесный мешочек” для разыгрывания тем.
  • Контейнеры от киндер-сюрпризов по количеству глав альманаха.
  • Часы.
  • Канцелярские принадлежности для каждой команды: фломастеры, карандаши, маркеры, ручки, клеящие карандаши.
  • Наборы тематических картинок, фотографий и т.п.
  • Папка-скоросшиватель с прозрачным форзацем (обложка рукописного альманаха).
  • Заранее оформленный титульный лист рукописного альманаха и листы формата А4 разного цвета для оформления глав книги.
  • Памятки для команд (Приложение)
  • “Забор мнений” (нарисованный на листе ватмана)
  • Смайлики красного, синего, серого и черного цветов по числу участников мероприятия.

Ход мероприятия

За 3-5 дней до проведения мероприятия участники получают предварительное задание: подготовить подборку мелких картинок, фотографий, стихотворений и т.п. на тему дорожного движения.

1. Деление на команды.

Дети делятся на команды с равным количеством участников в каждой. Взрослые – кураторы команд. Их роль – помощь и консультирование по запросу детей.

Количество команд зависит от количества глав будущего Альманаха, и может быть определено организаторами мероприятия.

2. Разыгрывание тем.

Представитель от каждой команды достает из лототрона (коробки, “чудесного мешочка”) контейнер от киндер-сюрприза, в котором находится листок с названием одной из глав альманаха. Эту главу и предстоит написать команде.

Примерная тематика глав:

Глава I. “Трудно было человеку 10 000 лет назад…”.

Глава II. “Скорости нашего века”.

Глава III. “Очень нужные знаки дорожные”.

Глава IV. “Мы – ЮИД!”.

Глава V. “Осторожно! Дорожные ловушки!”.

Глава VI. “Я б в инспекторы пошел…”.

Глава VII. “ГИБДД в будущем”.

Разыграв темы, команды получают "Памятки" с примерным планом действий.

3. Выполнение задания.

Необходимо сообщить детям, сколько времени им отводится на работу. В зале, где проходит мероприятие, обязательно должны быть часы, чтобы участники могли целесообразно распределить работу по времени.

По ходу действия команды могут обмениваться картинками, фотографиями, рисунками.

4. Оформление альманаха.

По истечении времени ведущий мероприятия собирает странички и оформляет их в общую книгу. После титульного листа идет раздел “Содержание альманаха” с обязательным указанием всех авторов глав.

5. Подведение итогов - “Забор мнений”.

Каждый участник должен посмотреть результат своего труда и своих товарищей – готовый альманах - и оценить его.

На “Заборе мнений” каждый выставляет символическую оценку получившейся рукописной книге.

“Отлично” - красный смайлик.

“Хорошо” - синий смайлик.

“Так себе” - серый смайлик.

“Совсем не нравится” - черный смайлик.

Преобладающая цветовая гамма “забора” наглядно покажет оценку результата.

Уважаемые взрослые! Не забудьте в конце похвалить всех участников за проделанную работу и творчество!

6. Последействие.

А что потом? Где будет храниться альманах?

  • Можно оставить его в школьном клубе ЮИД, где с ним смогут ознакомиться все желающие.
  • Можно подарить его малышам из начальной школы. Им будет интересно полистать рукописную книгу и узнать из нее что-то новое.
  • Можно преподнести его в качестве подарка сотрудникам ГИБДД.

2. Конкурс агитбригад ЮИД “Ярмарка”

В толковом словаре значение слова ярмарка определяется, как большой торг, организуемый регулярно в определенном месте и в определенное время (обычно с увеселениями и развлечениями).

Ярмарки бывают тематические. Например, книжная ярмарка, сельскохозяйственная ярмарка.

А мы предлагаем Вам провести юидовскую ярмарку!

Цель: повышение интереса детей и подростков к проблеме соблюдения правил дорожного движения средствами художественного и декоративно-прикладного творчества.

Задачи:

  • поддерживать социальную активность детей и подростков, открывать новые возможности для развития их творческого потенциала;
  • способствовать обновлению форм массовых мероприятий с детьми по пропаганде безопасного поведения на дорогах;
  • пропагандировать среди школьников правила дорожного движения;
  • развивать художественные способности детей;
  • привлечение детей к участию в работе отрядов ЮИД.

Условия проведения.

К участию в ярмарке приглашаются команды юных инспекторов движения в количестве 4 человек.

На ярмарку участники представляют творческие работы, выполненные в любой технике декоративно-прикладного творчества, соответствующие тематике дорожного движения.

Кроме этого, каждая команда готовит творческое выступление, которое призвано сделать рекламу представленного на ярмарку “товара”.

После рекламы проходит собственно ярмарка - участники “продают” свои работы.

До конкурса каждая команда получает в свою “копилку” 40 символических денежных знаков – “колёсиков”. Свои работы команда покупать не может.

Цены для своих работ команды устанавливают сами.

Оценка выступлений.

Общая оценка творческого конкурса складывается из двух показателей: реклама товара и “выручка” за него. Победителем признается команда, набравшая в итоге наибольшее количество баллов.

Критерии оценки рекламы:

Содержательность рекламного текста 0-10 баллов

Оригинальное, творческое представление своего “товара” 0-10 баллов

Выразительность и четкость выступления 0-10 баллов

Актерское мастерство 0-10 баллов

Команды получают дополнительные баллы за “выручку” на ярмарке. Каждое “колесико” - 1 балл.

Необходимые материалы и оборудование.

1. Столы по количеству команд участников.

2. Денежные знаки “колёсики”.

3. Копилки по количеству команд участников.

4. Аудиотехника для воспроизведения музыкального сопровождения творческих выступлений команд (музыкальный центр, ноутбук).

5. Оценочные ведомости для жюри.

Советы организаторам.

При подготовке мероприятия важно учесть все нюансы, и надеемся, что наши советы помогут Вам избежать организационных ошибок.

Примерный ход мероприятия:

1. Подготовка “торговых рядов” (столы по количеству команд).

2. Оборудование командами своего торгового места, раскладка товара.

3. Реклама товара (в соответствии с жеребьевкой).

4. Продажа товара.

5. Подведение итогов.

6. Награждение победителей.

Количество работ, представленных на ярмарку каждой командой, может быть не ограничено, но лучше определить это заранее. Опыт показывает, что наиболее оптимальное количество – 10 товаров от каждой команды.

Возможно, что дети захотят продемонстрировать и свои кулинарные способности. Если команды будут готовить для ярмарки что-то съедобное (например, печенье в форме автомобиля и т.п.), то такого товара должно быть 1:10 от остального. И продаваться он должен как один лот “Печенье “Автомобиль”, а не штучно. Съедобные товары всегда охотнее раскупаются детьми, и команда, у которой в наличии только такой товар, будет иметь необоснованное преимущество.

Денежные знаки “колёсики” лучше сделать именными, т.е. подписать название команды. Это для того, чтобы в “копилку” команды не попали “свои” денежки, и избежать недостоверности результатов торговли.

Копилки лучше сделать заранее, подписать название команд. Это сократит время при подведении итогов.

Реклама товара (творческое выступление команды) не должна превышать 3-4 минут.

Перед началом мероприятия лучше провести жеребьевку для определения порядка выступления команд.

Помещение для проведения мероприятия необходимо выбрать просторное: актовый зал или холл.

И, конечно же, не забудьте про фотоаппарат. Уверены, что фотоснимки получатся яркими и интересными!

Заключение

(лирическое отступление)

Предлагаемые Вашему вниманию мероприятия мы провели на районных слётах ЮИД: “Ярмарку” - как творческий конкурс, а “Создание альманаха” - как досуговое мероприятие.

Честно говоря, опасались, какое впечатление они произведут и на детей и на взрослых-руководителей? Но мероприятия прошли настолько ярко, весело и интересно!

Работа над альманахом не только увлекла детей, позволила проявить себя, свои художественные и литературные способности, но главное – сплотила ребят из разных команд.

В Ярмарке участвовало 16 команд. Прошла она на одном дыхании. Три часа пролетели, как 10 минут.

Понятно, что при подготовке творческого выступления – рекламы - большая роль принадлежит взрослым. Дети показывают готовый “спектакль”. Но вот когда начинается торговля – это настоящий взрыв детского артистизма и творчества. Как дети зазывают к своему товару! Какие слоганы придумывают! Какие способы находят уговорить купить свой продукт! И не забывают напоминать покупателям о важности правил дорожного движения!

По мнению всех присутствующих на мероприятии взрослых – членов жюри, руководителей команд ЮИД, представителей прессы, сотрудников ГИБДД - Ярмарка удалась на славу! Да и дети долго еще вспоминали веселые выступления, рассматривали купленные сувениры, обсуждали их.

Надеемся, что наш опыт поможет Вам в подготовке профилактических мероприятий и конкурсов по безопасности дорожного движения. Желаем удачи!