Проект урока "Защитники Отечества"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

- воспитание патриотического чувства к своему Отечеству на примере конкретных исторических событий и личностей;

- формирование понимания христианского взгляда на войну как объективное зло современного мира, на которую христианин идёт во имя защиты добра и справедливости.

Задачи урока:

- знакомить детей с историей России, ее традициями, святынями, верой;

- прививать любовь и уважение к семье, родному дому, к памяти предков, родному языку;

- расширять, уточнять и закреплять знания детей о защитниках Отечества, о людях, много сделавших для нашей Родины;

- усвоить какие действия допустимы для православного воина, а какие – нет.

- воспитывать уважение к воинам-защитникам Отечества, к людям труда;

- прививать любовь к России, к ее святым и героям.

Словарь к уроку: Отчизна (Родина), патриотизм.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, иллюстрации.

Учебник: А.В.Кураев “Основы православной культуры”, 4-5 класс. М.: Просвещение. 2012.

Ход урока

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

А) Учитель проводит беседу с учениками с целью актуализации их знаний по теме “Христианская семья”, заслушивание 1-2 сообщений по данной теме, подготовленные детьми о своей семье.

Вопросы

  1. Какие отношения должны складываться между членами семьи?
  2. Если возникнет угроза вашей семьи, сможете ли вы встать на защиту своих близких?

Б) Работа с учебником. (C. 88)

- Какие чувства вызвала эта трагедия?

- Может быть гнев справедливым?

- Что значит по-вашему гражданский долг?

- Что дорого каждому из нас?

Дети называют ценности (мама, семья, дом, мир, любовь).

На доске - иллюстрации, на которых можно показать различные изображения (папа, мама и ребенок – семья, или бабушка и внучка, которая ей помогает, а рядом изображения материальных благ – деньги, машины и проч.) и предложить детям выбрать, что важнее, т.е. что есть истинная ценность, а что ложная.)

- Все, что человеку важно и дорого, без чего он не может жить, человек должен беречь, хранить, а если надо – и защищать.

Все, что мы любим, нуждается в защите.

Если обидели тебя – можно стерпеть, и даже обязательно нужно удержаться от мести, от такого же ответа, чтобы не было драки. Ведь зло злом победить нельзя. Но добро необходимо защищать и если обижают твою мать или сестру, просто кого-то слабого – долг настоящего человека встать на защиту.

Из истории мы помним, что всегда русский народ вставал на защиту своей земли от врагов и захватчиков.

3) Актуализация знаний.

“Ради кого хочешь жить, ради тех и погибнуть не бойся”. Эти слова Святителя Василия Великого станут темой нашего занятия.

- В стародавние времена со всех сторон окружена была Русь многочисленными врагами. Все они хотели захватить нашу землю, богатые города и красивейшие православные храмы.

Как вихрь налетали на русские земли хазары, половцы, монголо-татары. Грабили, сжигали, разоряли города, деревни, православные церкви, убивали людей, а многих молодых и здоровых забирали в полон-плен, где потом продавали в рабство. Поэтому нашему народу постоянно приходилось защищаться от врагов. Во главе дружин стояли мудрые, умные полководцы. С христианской точки зрения только оборонительная война считается справедливой, если она ведётся за свою семью, за свою родину, за свою святыню.

Презентация

Слайд 1. На Руси по-особому чтили защитников. Многих из них причислили к лику святых.

Одним из них стал князь московский Дмитрий Донской. (Чтение текста с.90)

Слайд 2.

А кого можно считать первыми защитниками Земли Русской? Богатыри, о силе и мужестве которых слагали былины.

(Небольшое сообщение ученика о богатыре Илье Муромце.)

Слайд 3. Перед вами – великий князь Александр Невский.

- Ребята, а за что князю Александру народ дал прозвание Невский? (Краткое сообщение заранее подготовленного ученика)

Князь Александр Невский – великий воин, который одерживал победы и над шведскими, и над немецкими рыцарями, когда те вторгались в пределы Руси. Но князь был ещё и миротворцем. (Небольшое сообщение ученика).

- Вопрос о защите Отечества был и остаётся самым важным в России. И войну стали называть Отечественной, так как на защиту вставал весь народ.

Слайд 4

Кузьма Минин – гражданин Новгорода. Во время польской интервенции он обратился к народу со словами: “Люди русские! Пришла пора помочь родимой Руси! Спасём милую Родину. Не пожалеем своего имущества, продадим свои дома, отдадим последнее, что имеем, чтобы собрать войско. Поищем человека, который смог бы это войско возглавить”. Люди отозвались на его слова: богатые люди приносили своё имущество, а бедные отдавали последнюю копейку. Собрали войско, и во главе его встал князь Дмитрий Пожарский.

Минин и Пожарский привели войско к Москве и выгнали поляков, защитили своё Отечество! За их подвиг через много лет народ собрал деньги на памятник. И поставили этот памятник на Красной площади, где была одержана победа.

Слайд 5

Александр Васильевич Суворов совершил много подвигов во имя Отечества. Его любили солдаты и называли отцом-батюшкой. Суворов тоже любил своих солдат, берёг их, заботился о них. Полководец ел с ними из одного котла, спал с ними на земле, на соломе. За подвиги перед Отечеством ему было присвоено звание Генералиссимуса.

Слайд 6

Среди святых православной церкви – адмирал Фёдор Ушаков. Он провёл десятки морских сражений и ни одного не проиграл. (Небольшое сообщение ученика).

Слайд 7

Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Не было семьи, которая не приняла бы участия в этой страшной войне. Весь народ от мала до велика встал на защиту Отечества.

(Сообщение о Жукове Г.К.)

4) Первичная проверка понимания.

Вопросы

  1. Кого называют героями? защитниками?
  2. Почему Дмитрий Московский пошёл в Троицкую обитель?
  3. Что значат слова Александра Невского: “Не в силе Бог, а в правде”?

5) Закрепление.

(Чтение учебника с.90)

- Какими качествами должен обладать воин-защитник?

- Какие законы должны соблюдаться на войне?

- В чём они заключаются?

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

- К следующему уроку подготовьте рассказ о герое-защитнике. Может это будет известный герой, а может, вы решите рассказать о вашем родственнике, сражавшимся за нашу Родину. И подумайте над вопросом: “А что мы можем сделать для своей Родины?”.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия).

- Как мы чтим память воинов, павших на поле брани за нашу землю?

- Какие праздники, славящие наше Отечество, мы чтим?

- В чём разница справедливой и несправедливой войны?

- Когда он подвиг совершает,
То не заботится ничуть,
Узнает кто, иль не узнает
О нём самом когда-нибудь.
Но жизнь подарена планете
И небо мирное над ней
Лишь потому, что есть на свете
Солдаты Родины моей…

Мы все разные, но все мы связаны друг с другом, мы живем, потому что у нас есть Родина. Человек не может жить без Родины и приносить настоящую пользу обществу – духовные плоды. Родина - это наши корни, наши традиции, наша семья, наши родные и близкие, все наши соседи, все люди, живущие рядом, их мы называем соотечественники, потому что у нас общее Отечество, т.е. одна Родина. Всех нас объединяет общая история нашего Отечества, общая вера, общие ценности. Нужно учиться жить в согласии с другими людьми и с собой. Старайтесь быть добрее, уважать мнение окружающих, внимательнее относиться друг к другу. И тогда в мире станет меньше зла и насилия.