Урок-КВН по физике и математике

Разделы: Математика, Физика


Нестандартная форма урока: урок-КВН. 

Цель обучения: обобщить и систематизировать знания учащихся по математике и физике, применяемые в повседневной жизни.

Цель развития: развивать умение контролировать, регулировать и оценивать свои знания и действия, умение работать в малой группе, а также преодолевать трудности в достижении намеченной цели.

Цель воспитания: продолжить работу по воспитанию интереса к изучению математики и физики, а также дисциплинированности и организованности.

Ход игры

1 ведущий: Здравствуйте дорогие гости и участники игры! Мы рады приветствовать вас на нашем физико-математическом КВНе.

Для кого же мы сегодня начинаем КВН – конечно, для вас! Чтобы вы сегодня немного отвлеклись и повеселились, лучше узнали таланты и способности друг друга (а их у вас очень много!), подумали над вопросами и ответами, проявили солидарность с командами, повысили свой интеллект, в общем, провели время с пользой.

2 ведущий: А для чего мы начинаем КВН? Для того чтобы никто из вас не задавал такой знакомый всем преподавателям вопрос: “А зачем мне математика? А зачем мне физика? Мне они в жизни не пригодятся!” А ведь слово математика пришло к нам из древнего языка, где “мантейн” означает учиться и приобретать знания; “фюзис” - в переводе “природа”. И если есть упражнения для развития тела, то математика и физика призваны развивать логическое мышление, внимание, мозг, не говоря уже о приобретённых знаниях. Недаром их называют “гимнастикой для ума”.

Я надеюсь, что вы сегодня убедитесь, что математика и физика - это не “сухие” науки и что заниматься ими также увлекательно, как и играть в КВН.

1 ведущий: В нашей игре принимают участие 2 команды: “Эрудит”, “Улет”. У каждой из присутствующих команд есть свои болельщики, которым в процессе игры не раз нужно будет помогать, и зарабатывать дополнительные баллы в копилку своей команды.

Наш КВН сегодня судят: __________

Жеребьевка.

2 ведущий: Чтоб всё в КВНе прошло без заминки, его мы начнём – ну, конечно, с разминки! Команды отвечают по очереди, сначала вопросы задаются 1 команде, по количеству правильных ответов определяется заработанные командами баллы. Затем на свои вопросы отвечает 2 команда.

1 конкурс

Разминка (1 команда)

1. Замершая вода. (Лед)

2. Сахар в кусочках. (Рафинад)

3. Две двойки. (Четверка)

4. Какое число можно найти в каждом автомобильном бензобаке? (Октановое число)

5. Над каким предприятием можно увидеть вывеску с надписью “СТО”? (Над станцией технического обслуживания)

6. Цифры на дверях квартир. (Нумерация)

7. Кто в году 4 раза переодевается. (Земля)

8. В чём теплее: в трёх рубашках или в рубашке тройной толщины. (В трёх рубашках)

9. О чём спрашивается в поговорке – загадке: “Чего с земли не поднимешь”. (Тень) 

10. Вокруг носа вьётся, а в руки не даётся. (Запах)

11. Как называется наука, которая занимается обработкой компьютерных данных? (Информатика)

12. В какой стране была построена первая атомная электростанция? (Россия, г.Обнинск)

Разминка (2 команда)

1. Два стальных коня по воде несут меня. (Коньки)
2. Сказочная шапка. (Невидимка)
3. Накидка для лампочки. (Абажур)
4. Три тройки. (Девятка)
5. Эмблемой какого автомобиля являются четыре кольца? (“Ауди”)
6. Многогранник из Египта – это… (Пирамида)
7. О каком явлении говорит пословица: “Как аукнется, так и откликнется”. (Эхо)
8. Без рук, без ног по полю рыщет, поёт да свищет, деревья ломает, к земле траву прижимает. (Ветер) 
9. Какое колесо автомобиля не вращается при спуске с горы. (Запасное)
10. Где на Земле самые длинные сутки. (Везде одинаковые)
11. Почему говорят: “Ветер снег съедает”? Что это за явление? (Испарение)
12. На флаге какого государства на красном фоне изображены 5 звездочек. (Китай)

2 конкурс

2 ведущий: Переходим к следующему конкурсу, в котором вам предстоит дать определение физическим величинам и математическим функциям. 

Каждой команде даны карточки с физическими и математическими величинами. Необходимо собрать ответы на доске (3 по математике и 5 по физике). Выигрывает конкурс тот, кто быстрее справится с заданием (время выполнения – 3 мин., максимум за конкурс 4 балла). Приложение 1.

Во время участия команд в конкурсе болельщики отвечают на вопросы (каждый правильный ответ болельщика приносит по 1 баллу в копилку команды).

3 конкурс

1 ведущий: Кто больше? Из слова Треугольник составить как можно больше слов. Из слова Интерференция составить как можно больше слов. Приложение 2

4 конкурс

Разделите квадрат на две равные части несколькими способами так, чтобы линия разреза шла по сторонам клеток. Приложение 3

Вопросы болельщикам.

1. Геометрическое тело, на которое похожа земля. (Шар)
2. Учённый, установивший закон всемирного тяготения. (Ньютон)
3. Сторона, лежащая против прямого угла. (Гипотенуза) 
4. Отрезок, соединяющий центр окружности с любой её точкой. (Радиус) 
5. Изобретатель радио. (А.С. Попов) 
6. Какая физическая величина измеряется в ваттах. (Мощность)
7. То, что невозможно выразить физической величиной и что, по утверждению Достоевского, спасёт мир. (Красота) 
8. “Часы жизни”. (Время) 
9. Четырёхугольник, у которого все стороны равны. (Ромб) 
10. Периметр квадрата. (4a) 
11. Прибор для измерения сопротивления. (Омметр) 
12. Ускорение свободного падения. (9,8 м/с2) 
13. Процесс перехода вещества из твёрдого состояния в жидкое. (Плавление) 
14. Название функции y=kx+b. (Линейная) 
15. Луч, делящий угол пополам. (Биссектриса) 
16. Какое явление мешает остановиться машине мгновенно. (Инерция) 
17. Самая простая смазка, всегда имеющаяся под рукой. (Вода)

5 конкурс

2 ведущий:  Задание “Вопрос – ответ” (за правильный ответ один балл, по шесть вопросов команде).

Вопросы первой команде:

1. Инфракрасное облучение зерна уничтожает жучков-вредителей. Почему жучки погибают, а зерно нет?

Ответ. Жучки имеют чёрный цвет, поэтому интенсивно поглощают инфракрасное излучение и погибают.

2. Если рассматривать в микроскоп каплю сильно разбавленного молока, то можно видеть, что плавающие в жидкости мелкие капли масла непрерывно движутся. Объясните это явление.

Ответ. Броуновское движение.

3. Почему горящий керосин нельзя тушить водой?

Ответ. Вода тяжелее керосина и она опустится вниз и не закроет доступ воздуха к керосину.

4. Прибор для измерения углов. Ответ: Транспортир.

5. Математическое предложение, требующее доказательств. Ответ: Теорема.

6. Прибор для построения окружности. Ответ: Циркуль

7. Как называется график синуса? (Синусоида)

Вопросы второй команде:

1. В чём теплее: в трёх рубашках или в рубашке тройной толщины?

Ответ. В трёх рубашках.

2. Ученики рассчитали, что для освещения ёлки нужно взять 12 имеющихся у них электрических лампочек. Как их нужно соединить? Почему?

Ответ. Последовательно.

3. Почему грязный снег в солнечную погоду тает быстрее, чем чистый?

Ответ. Чистый снег отражает солнечную энергию, грязный поглощает, поэтому нагревается и тает.

4. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны. Ответ: Медиана

5. Треугольник, у которого все стороны равны. Ответ: Равносторонний.

6. График квадратичной функции. Ответ: Парабола

7. Чему равно число пи? (3,14)

8. Отношение синуса к косинусу равно? (Тангенс)

6 конкурс

1 ведущий: Задание “Кто ты?” ваша задача определить о каком учёном идет речь.

1. Ты жил в III веке до нашей эры в древней Греции. Занимался математикой, физикой и астрономией. Заложил начала механики, гидростатики, аэростатики. Ты исследовал условия плавания тел, действия жидкости на тела. Известна также легенда о том, что ты при помощи жителей города сжёг римский флот Марцелла солнечными лучами, отражёнными множеством зеркал. Ты ввёл законы рычага, изобрёл машины для орошения полей, использовал винт, рычаг, блок для подъёма больших грузов и в военных метательных машинах. Долгое время Сиракузы (это город, в котором ты жил) оборонялись от врагов при помощи метательных машин. Легенда гласит, что когда римские легионеры ворвались в Сиракузы, ты уже состарившийся сидел на берегу моря и решал геометрическую задачу. Увидев над своей головой меч, крикнул: “Не трогай моих чертежей”. Архимед

2. Ты родился в 1643 году в Англии. Являлся создателем современного естествознания, прославился трудами по механике, оптике, астрономии, математике. Дал определение трём основным принципам механики, открыл закон всемирного тяготения и на его базе разработал теорию движения планет. Внёс огромный вклад в оптику, впервые разложил белый свет на семь цветов призмой. Ты придерживался корпускулярной теории света (свет – это поток частиц). Твоё научное творчество сыграло исключительную роль в развитии физики. Ньютон

3. Ты жил в IV веке в Италии. Занимался физикой и астрономией. Изучал движение тел, открыл закон колебаний маятника, создал теорию простых механизмов. Создал первый телескоп (зрительную трубу) и наблюдал в него Луну и планеты, обнаружил спутники Юпитера, пятна на Солнце и фазы Венеры. Поддерживал и развивал гелиоцентрическую теорию Коперника, за что преследовался инквизицией. На суде ты публично отрёкся от своих взглядов. Тебя называют “отцом” экспериментальной физики, человеком, от которого берёт начало физика как наука. Галилей

4. Как фамилия великого французского математика, создателя прямоугольной системы координат и впервые введшего в математику понятие о переменной величине и функции? Рене Декарт

5. Кому из этих ученых принадлежат слова: “Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит”. Ломоносов

6. Ученый, который обессмертил предмет своей одежды? Пифагор

Приложение 4

7 конкурс

2 ведущий: Следующий конкурс: “Экспериментальная мастерская”.

- Как протолкнуть в сосуд сваренное в крутую очищенное яйцо, не прикладывая внешних усилий?”

Ответ: “Зажечь бумагу, опустить ее в бутылку, а сверху положить яйцо. Яйцо втянется в бутылку под действием силы атмосферного давления”.

- “Три первых стакана наполнены водой, три последних - пустые. Что нужно сделать, чтобы пустые и полные стаканы чередовать, при этом можно выполнить только одно действие”.

Ответ: 5 и 2 поменять местами. Приложение 7

8 конкурс

1 ведущий: Определить и объяснить явление, изображенное на плакате (каждой команде дается задание нарисовать физическое явление, команда соперников должна объяснить рисунок) время выполнения 6 минут. Максимальное кол-во балов 6 - за рисунок, 6 баллов за ответ.

Приложение 5

Во время участия команд в конкурсе болельщики отвечают на вопросы (каждый правильный ответ болельщика приносит по 1 баллу в копилку команды).

  1. Прямая, имеющая одну точку с окружностью. (Касательная)
  2. График квадратичной функции. (Парабола)
  3. Может ли дождь идти 2 дня подряд. (Нет – ночь их разделяет)
  4. На столе лежало 4 яблока, одно из них разделили пополам. Сколько яблок на столе? (4)
  5. Росло 4 березы. На каждой березе по 4 больших ветки. На каждой большой ветке по 4 маленьких ветки. На каждой маленькой ветке по 4 яблока. Сколько всего яблок? (256)
  6. Чему равно 3 в третьей степени? (27)
  7. Какая единственная птица способна летать хвостом вперед? (Колибри)
  8. Как называется корабль, имеющий 2 корпуса? (Катамаран)
  9. В какую из четырех сторон света обращен алтарь православной церкви? (На восток)
  10. Какому королю служили 3 мушкетера А. Дюма?  (Людовику 13)
  11. Какую приставку употребляют математики и физики, когда видят число 106? (Мега – мегавольт, мегаватт)
  12. Что произойдет с космическим кораблем, если он разовьет 3-ю космическую скорость (16,67 км/с)? (Он сможет улететь за пределы Солнечной системы, преодолев притяжение Солнца)
  13. Справедлива ли пословица: “Не услышишь выстрела, которым будешь убит”? (Да, скорость пули больше, чем скорость звука)
  14. Джин, то, вылезая из бутылки, то влезая обратно, всё время меняет свою форму и объём. В каком состоянии находится Джин? (В газообразном)
  15. Если бы физики решили выдать всем силам заграничные паспорта, то какие три графы были бы паспортах? (Модуль, направление и точка приложения)
  16. Меняя колесо своей машины, человек уронил все четыре гайки его крепления в решетку канализационного стока, откуда достать их было невозможно. Он уже решил, что застрял здесь, но проходивший мимо мальчик подсказал ему очень дельную мысль, которая позволила ему поехать дальше. В чем состояла его идея?

Ответ: Мальчик предложил отвернуть по одной гайке с каждого из трех колес и закрепить ими четвертое колесо. Сделав это, человек смог доехать до ближайшего гаража на прочно закрепленных колесах.

9 конкурс

2 ведущий: Командам предстоит поучаствовать в конкурсе  “Кто точнее”: перед вами банка с конфетами. За одну минуту вы должны прикинуть, сколько здесь конфет и подойти тихонько сказать мне. Кто наиболее точно назовёт мне число, тот получает 3 балла и конфеты.

Заключительный этап КВН

2 ведущий: Просим жюри подсчитать число баллов, которые командам принесли зрители, и огласить общий итог игры. Приложение 6

Слово предоставляется жюри для подведения итогов и награждения. Победители были отмечены грамотами, а также участникам команд в качестве поощрения были выставлены оценки “отлично” по физике и математике.

- Мы поздравляем команду победителей и хотим закончить наше мероприятие словами Павла Антакольского.

Продолжается век.
И другой приближается век.
По кремнистым ступеням
Взбираясь к опасным вершинам.
Никогда, никогда, никогда
Не отдаст человек
Своего превосходства
Умнейшим машинам.

Рефлексия. Приложение 8