Наметившаяся во всём мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ.
Программа “Если хочешь быть здоров…” ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Цель программы: учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
- учить детей быть в гармонии с самим с собой, окружающим миром;
- изучение “познания самого себя”, используя теорию познания, обобщающую интеграцию гуманитарных наук и объективных методов исследования; вооружение знаниями по основам охраны и укрепления психического здоровья, опираясь на новейшие достижения в данной области;
- формирование мотивационно-ценностного отношения к установке на здоровый образ жизни;
- овладение системой средств оздоровления, практическими умениями и навыками, обеспечивающими высокий уровень физического состояния и психического благополучия;
- овладение методами и приемами само- и взаимопомощи при несчастных случаях природного и бытового происхождения.
Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребёнка.
Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами.
Занятия по этой программе требуют от учащихся творческого подхода, который вырабатывается постепенно с учётом накопления знаний, умений и практического опыта. Занятия с детьми могут быть разных видов: беседа, оздоровительные минутки, деловые игры (“Скорая помощь”, “Доктора природы”, “Вопросы-ответы”), комплекс упражнений, общение с природой и др.
Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведение паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.
Оздоровительные минутки включают не только физические упражнения, но и “этюды для души” (например: “сотвори солнце в себе”). Оздоровительные паузе можно комбинировать, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп. Задача оздоровительных пауз – дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребёнку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретение спокойствия и равновесия.
Занятия о пище, питании можно проводить прямо в столовой. Здесь изучаются правила хорошего тона, теория закрепляется практикой, формируется положительный настрой, закрепляются здоровые принципы питания (тщательное пережевывание, разумное отношение к приёму жидкости, в том числе воды).
Программа “Если хочешь быть здоров…” включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Занятия важно строить так, чтобы дети получали знания о том, от чего зависит наше здоровье, приобретали навыка самосовершенствования.
Программа “Если хочешь быть здоров…” составлена на основе программы Обуховой Л.А. и Лемяскиной Н.А. “Школа докторов природы или 135 уроков здоровья” и рассчитана на 33 часа в 1 классе, 34 часа - во 2-4 классах в течении учебного года.
Занятия проводятся согласно утверждённой программе 1 раз в неделю с сентября по май.
К концу учебного курса учащиеся должны знать и уметь:
- быть здоровым душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия;
- быть в гармонии с самим с собой, окружающим миром;
- изучить “познания самого себя”, используя теорию познания, обобщающую интеграцию гуманитарных наук и объективных методов исследования; вооружение знаниями по основам охраны и укрепления психического здоровья, опираясь на новейшие достижения в данной области;
- сформировано мотивационно-ценностного отношения к установке на здоровый образ жизни;
- овладеть системой средств оздоровления, практическими умениями и навыками, обеспечивающими высокий уровень физического состояния и психического благополучия;
- овладеть методами и приемами само- и взаимопомощи при несчастных случаях природного и бытового происхождения.
Планирование (Приложение)