Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
- формирование умения у младших школьников точно употреблять и правильно писать слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков;
- развитие орфографической зоркости, речи и любознательности учащихся к уроку русского языка;
- совершенствование умения слушать и слышать, работая в группах; воспитание чувства коллективизма.
Оборудование: презентация, три кроссворда для групп, задания для самостоятельной работы, толковые словари русского языка Ожегова С. И. для каждой группы.
Этапы урока | Ход урока | Формируемые УУД | Деятельность учащихся | |||||||||||||||
I. Орг. момент |
Сегодня у нас необычный урок русского языка, который пройдет в форме деловой игры «Заседание редакционного совета газеты». Кто знает, чем занимаются люди, работающие в редакции газеты? Мы с вами, работая в группах, попробуем себя в роли редакторов, журналистов, корректоров, побываем в «Отделе писем» и «Отделе печати». |
Личностные УУД: формирование положительной мотивации к обучению.Познавательные УУД: выявление сущности, особенности объектов; учиться обобщать и классифицировать по признакам; Коммуникативные УУД: учиться слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; Регулятивные УУД: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать |
Из предлагаемых слов для справок выбирают подходящие по смыслу слова с удвоенной буквой согласного, вспоминая правило их написания. Объясняют написание удвоенных согласных с помощью состава слова. Выявляют закономерность, делают умозаключение, предполагают и формулируют тему урока. |
|||||||||||||||
II. Актуализация опорных знаний Самостоятельная работа Проверка самостоятельной работы Слайд 4 |
Определить тему сегодняшнего урока вам поможет следующее задание. В нашу редакцию поступила заметка, но в ней пропущены некоторые слова и вам необходимо ее отредактировать, то есть, вставить недостающие слова, вспомнив их написание. Откройте ваши деловые блокноты-тетради, запишите число. На эту работу 5 минут. Слайд 3. … утром мы вышли на прогулку. … ветерок шелестел в листве. Мы побрели по … дорожке. Вдалеке виднелась … усадьба. О ней можно … много интересного. Слова для справок: стари(н/нн)ый, дли(н/нн)ый, осе(н/нн)ий, ра(н/нн)ий, ра(с/сс)казать. Что объединяет эти слова? Назовите орфограмму? |
|||||||||||||||||
III. Определение темы, постановка целей урока | Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока. Верно, мы продолжим изучать слова с удвоенными согласными. Только сегодня продолжим знакомиться со словами, пришедшими из других языков. Гиперссылка на слайд 1 Что будем изучать? Чему должны научиться? (Ребята определяют цели урока) Слайд 2 |
|||||||||||||||||
IV. Изучение нового материала 1. Самостоятельная работа в группах по осмыслению учебного материала |
Слова, с которыми мы с вами познакомимся на уроке пришли к нам из латинского языка. Все эти слова с приставкой ад-. В каком источнике мы можем узнать, о словообразовании каких слов пойдет речь на уроке? Попробуйте, проанализировав информацию на слайде (Гиперссылка на слайд 5) и в учебнике на стр. 20-22, понять, как образовались удвоенные согласные в словах, пришедших к нам из других языков. Работаем в группах, на обсуждение 5 минут. Выслушаем версии групп. У какой группы была правильная версия? Версия какой группы была очень близка к правильной? Молодцы! Но наша работа еще не закончена. Продолжаем наблюдать и исследовать. Давайте узнаем какие слова образовались с помощью приставки ад-. |
Личностные УУД: осознание трудностей нашего языка, стремление к их преодолению, проявление трудолюбия и желания решить учебную задачу; познавательный интерес к изучению русского языка, готовность преодолевать учебные затруднения. Регулятивные УУД: осознавать и принимать учебную задачу, планировать и выполнять действия для её решения; выполнять учебные действия, использовать речь для регуляции своих действий, сверять сделанные выводы с выводами в учебнике. Познавательные УУД: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, использовать её для решения учебно-познавательной задачи; анализировать, сравнивать, классифицировать, группировать языковой материал, фиксировать выводы в таблице, словесно оформлять их, обобщать. Коммуникативные УУД: участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, рассказывать о своих наблюдениях и сделанных выводах одноклассникам, осуществлять взаимоконтроль. |
Читают материал учебника, анализируют информацию в группах, наблюдают за значением приставки –ад и образованием слов с удвоенными согласными, пришедших из других языков.(Ребята, собираясь в группы, как правило, на последней парте каждого ряда, встают со своих рабочих мест, выполняют задание вместе, а затем опять рассаживаются по местам. Это, своего рода, физминутка, которая, не отвлекая ребят от учебного процесса, позволяет им встать, пройтись и одновременно поработать в группе). |
|||||||||||||||
2. Самостоятельные сообщения групп |
Устно выполним первую часть упражнения 13 на стр. 22. Назовите слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие к нам из других языков. |
|||||||||||||||||
3. Работа с учебником | Есть ли непонятные для вас слова? Выпишите все непонятные слова в первую колонку таблицы. (Заранее печатается данная таблица на каждого ученика) |
|||||||||||||||||
Учебное задание «Терминатор» |
Во второй колонке (2 задание) попробуйте написать свой вариант определения слова. Сравните свои определения с определениями ребят из группы. Выберите наиболее удачное. Найдите толкования данных слов в толковом словаре и выпишите основное определение в третью колонку (3 задание). (Ребята работают в группах с толковым словарем С.И. Ожегова) Составьте словосочетание с данным словом и запишите в четвертую колонку. Давайте проверим. Какие непонятные слова выписали? Что они обозначают? |
Наблюдают за ролью, значением и написанием слов; учатся самостоятельно давать толкование слову и соотносить его с толковым словарем С.И. Ожегова |
||||||||||||||||
Работа с кроссвордом | В редакцию нашей газеты в «Отдел писем» прислали кроссворд для рубрики «Отгадайте». Все слова-отгадки вы можете найти на страницах 21- 22 и упражнения 13 на стр.22 учебника русского языка. Внимательно списывайте слова из учебника, заполняя кроссворд, на эту работу 7 минут. Слайд 6. (На столах у ребят кроссворды с заданиями. Ребята собираются в группы) Задания к кроссворду 1. Устройство для накопления энергии с целью последующего её использования. 2. Рукоплескания в знак одобрения или приветствия. 3. Хлопать в ладоши в знак одобрения. 4. Устройство для развлечений в местах общественного отдыха, например карусель, тир, качели. 5. Желание есть, употреблять пищу. 6. Помощник профессора, врача при выполнении ими каких-нибудь научных работ, операций. 7. Помещение, в котором установлена аппаратура. 8. Чистый, опрятный. 9. Документ об окончании учебного заведения |
По толкованию
отгадывают
слова; анализируют их написание, расширяют знания о лексическом значение слов. |
||||||||||||||||
Проверка работы в группах | Назовите ключевое слово. Какая орфограмма в этом слове? Какие слова являются исключением из правила и в их написании нет удвоенного согласного? |
Находят
«ключевое»
слово, соотносят
его с темой
урока Сотрудничают с одноклассниками, работая коллективно.Объясняют значения слов, |
||||||||||||||||
Работа со словосочетаниями Взаимопроверка |
Самостоятельно выполните вторую часть задания упражнения 13 на стр. 23. | осуществляют самоконтроль в процессе письма и на этапе проверки, вносят исправления. Сотрудничают с одноклассниками, работая в парах |
||||||||||||||||
V. Физминутка для глаз (Презентация 2) | Каждому работнику редакции необходима пауза. Вам нужно следить глазами за движущимися фигурами. |
|||||||||||||||||
VI. Закрепление изученного материалаСловарная работа Слайд 7 | Каждый отдел попробовал себя в роли журналиста и заранее готовил этимологическую справку об одном словарном слове, с написанием которого мы сегодня познакомимся на уроке. Я предоставляю слово первой группе. Слайд 8 Запишите слово «газета», подчеркните орфограмму в этом слове. Я предоставляю слово второй группе. Слайд 9 Запишите слово «корректор», подчеркните орфограмму в слове. Я предоставляю слово третьей группе. Слайд 10 Запишите слово «аннотация», подчеркните орфограммы в этом слове. Какое слово лишнее? Почему? Как вы думаете, относятся ли слова «аннотация» и «корректор» к словам, которые образовались с помощью приставки ад-? Докажите свою точку зрения. Попробуйте составить и записать одно предложение, чтобы в нем были употреблены все три словарных слова. (Примеры предложений: Корректоры проверили аннотацию к детской газете. По вине корректоров в аннотации одной из статей утренней газеты была допущена ошибка. Ребята читали краткую аннотацию к книге о работе корректоров в газете.) |
Личностные УУД: сознательное отношение к своей речи, умение контролировать отдельные стороны своей речи (в частности, правописание), понимание необходимости говорить понятно Регулятивные УУД: выполнять инструкции учителя, действовать по предложенному плану, ориентироваться на общий способ действия. Контролировать действия (чужие и свои). Оценивать свои достижения, осознавать трудности и стараться преодолевать их. Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, делать умозаключения, выводы, классифицировать, моделировать, обобщать материал. Коммуникативные УУД: выражать свои мысли в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, участвовать в совместных действиях. |
Внимательно следят за изображениями на слайд Сообщают заранее подготовленные этимологические справки о происхождении словарных слов «газета», «корректор», «аннотация», делают вывод о том, какие из этих слов образовались с помощью приставки –ад. Составляют предложения с этими словами. |
|||||||||||||||
Самостоятельная работа |
Вам предстоит попробовать себя в роли корректоров: необходимо исправить ошибки и записать словосочетания верно. На эту работу 5 минут. Слайд 11 Воспользоваться помощью асистента, получить атестат о среднем образовании, зарядить акумулятор, громко аплодировать, написать акуратно, есть с апетитом, сделать апликацию из листьев, устроить веселый атракцион. |
Проверяют словосочетания, выполняя необходимый способ действия, исправляют обнаруженные ошибки. | ||||||||||||||||
Проверка самостоятельной работы Слайд 12 | Обменяйтесь тетрадями и проверьте, сверяя запись на слайде. | |||||||||||||||||
Игра «Печатная машинка» (Приложение) | Пришло время запустить новые слова в печать, чтобы о них узнали из нашей газеты. Эту работу выполняет отдел печати. | |||||||||||||||||
VII. Минутка чистописания Слайд 14 |
Назовите буквы удвоенных согласных, которые встречаются в словах, пришедших из других языков. На минутке чистописания мы пропишем эти буквы Слайд 13 Что нового узнали на уроке? Что понравилось на уроке? Какое задание на уроке вам показалось особенно трудным? Удалось ли достигнуть поставленных целей? Гиперссылка на слайд 2 Тетрадь для самостоятельной работы стр.11 упр.9. Слайд 15 |
Упражняются в «письме», применяя орфографические умения в написании слов с удвоенными согласными, которые образовались с помощью приставки –ад. Систематизируют полученные знания, оценивают свои достижения |
Источники:
- Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык
- класс. Часть первая. - М.: Академкнига/учебник, 2011 .
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Просвещение, 2002.
- Рут М.Э. Этимологический словарь русского языка для школьников. - Екатеринбург: У- Фактория, 2007.
- Степанова В.В. Становление письменной речи.– Смоленск: Универсум, 2003.
- Изображения. [Электронный ресурс]. -UPL: images.yandex.ru. (дата обращения 20.11.2012).
- Музыка. [Электронный ресурс]. -UPL: muzofon.com/search/Pol-Mariya-Toccat. (дата обращения 18.03.2013).