Задачи:
Материал к занятию:
- куклы: Б;уратино и Мальвина,
- план-карта,
- набор цифр,
- касса цифр,
- кодовый замок,
- шнур затейник (пособие Воскобовича),
- сундучок с сюрпризом.
Краткое описание: проводится с детьми подготовительной группы по занимательному сюжету в виде путешествия. Закрепляются такие понятия, как порядковый счет прямой и обратный, состав числа из двух меньших, умение решать простые задачи, ориентировка в пространстве.
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята я приглашаю вас отравится сегодня в путешествие в сказочную страну. Где живет сказка. Согласны!
Дети: Да!
Основная часть.
Воспитатель: Сначала надо подговиться и сделать гимнастику для ума. Становитесь в круг.
- Игра “До, после” с кубиком, назвать 2 числа, которые идут по счету до или после заданного числа.
Я вижу, вы почти готовы, а вот еще одно упражнение для вас. Кто правильный даст ответ получит билетик в сказку.
“Ребята не зевайте, и правильно отвечайте”.
Игра “Назови скорей”
- Какой день недели сегодня?
- Какой день недели был перед четвергом?
- Назови день недели после четверга?
- Назови день недели между понедельником и средой?
- Назови первый день недели?
- Назови пятый день недели?
- Если вчера была пятница, то сегодня … ?
- Каждое воскресенье мы ходим в кино и вчера тоже ходили. Какой день недели сегодня?
- За понедельником был вторник, а за четвергом будет … ?
- Зиму сменит весна, а какое время года сменит весну… ?
Воспитатель: В некоторых сказках встречаются магические числа.
Назовите их?
Дети: 3; 7
Воспитатель: В киках сказках мы встречаемся с цифрой 7?
Дети: “Волк и семеро козлят”, “Белоснежка и семь гномом”, “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”.
Воспитатель: Чтобы попасть в сказочную страну надо пройти через волшебные седьмые ворота.
Встаньте парами так, чтобы составить число 7.
Игра “Ручеек” состав числа 7.
1 и 6, а вместе 7. (Дети самостоятельно находят пару так, чтобы сумма чисел на их карточках была равна 7)
Воспитатель: Вот мы и попали в сказочную страну.
Кто нас встречает, мы узнаем, если ответим на вопрос.
Игра “Пазлы”
(Открывается пазл с правильным ответом, на обратной стороне изображение героев):
- найдите пример с ответом 9. (4+5)
- прочитайте пример с ответом 3. (13 -10)
- прочитайте пример с ответом 15. (10+5)
- назовите пример, где число уменьшают на один. (11 – 1)
- назовите пример, где число увеличивают на 2. (8 + 2)
- в каком примере ответ 10, а слагаемые числа одинаковые. (5+5)
- из двух оставшихся назовите тот, где результат больше (14 – 4), (4+4)
Воспитатель: Кто же нас встречает?
Дети: Буратино и Мальвина.
Воспитатель: Из какой сказки эти герои.
Дети: “Приключение Буратино или золотой ключик”.
Буратино: Здравствуйте ребята.
Мальвина: Мы очень рады встрече с вами. И приготовили вам сюрприз. Положили его в сундучок. А ключ потеряли.
Буратино: Видимо его спрятали кот Базилио и лиса Алиса. Помогите ребята нам его отыскать и тогда узнаете, что мы для вас приготовили.
Воспитатель: Поможем ребята?
Дети: Да
Воспитатель: Только куда же нам идти, где искать.
Буратино: Вам поможет вот эта волшебная ниточка, она укажет вам путь.
Воспитатель: Ребята возьмите ваши досточки и выполняйте мои команды:
- одно деление вправо, поворот,
- одно деление вниз, поворот,
- одно деление влево поворот,
- одно деление вниз, поворот,
- два деления вправо, поворот,
- два деления вверх, поворот.
Воспитатель: Давайте проверим, все ли правильно выполнили задание. (Соотносим со схемой)
Если у вас точно такой же рисунок, то вы готовы в путь, а если нет исправьте.
Ну, вот теперь у всех, все правильно.
Тогда вперед, только в какую сторону мы пойдем сначала?
Дети: Вправо.
(Встали у столов. Маршируем и говорим стихи.)
Воспитатель:
По дорожке, по тропинке
Очень весело идем
Буратино мы поможем
Ключик золотой найдем.
Воспитатель: Посмотрите на первом повороте нас кто-то встречает. Кто это ребята?
Дети: Цифры
- У них что-то случилось. Они все перепутались. И просят нас навести порядок. Приступим к работе.
Воспитатель: На какие две группы можно поделить эти числа?
Дети: (На однозначные и двухзначные) – расставляем на полки.
- Какое из чисел первой и второй групп наименьшее.
- Какое из чисел первой и второй групп наибольшее.
- Прочитайте числа в первой группе в порядке возрастания.
- Прочитайте числа во второй группе в порядке убывания.
- Назовите пропущенные числа в каждой группе.
Воспитатель: Вот и справились мы с заданием, продолжаем наш путь.
Воспитатель: Куда нам сейчас идти?
Дети: Вниз.
Воспитатель:
Дружно, вместе мы идем.
Никогда не устаем.
Воспитатель: А вот и следующий поворот. Что же здесь случилось. Да здесь беда.
Путь засыпал камнепад, его мы дружно разберём и путь продолжим свой.
“Найди нужный знак”. (Сравнение чисел)
Необходимо камень отнести к своему знаку: больше, меньше, равно:
Путь расчищен, продолжаем движение.
Воспитатель: Продолжаем наше путешествие. Куда будем двигаться дальше?
Дети: Влево.
Воспитатель: Новое препятствие веселые задачи. (Работа с кассами)
Воспитатель:
Яблоки в саду поспели
Мы отведать их успели
5 румяных, налитых,
Три с кислинкой. Сколько их? (5+3=8)
Воспитатель:
“Шесть ежат в лесу гуляли,
Землянику собирали
А один пошел купаться.
Сколько их должно остаться? (6-1=5)
(Дети решают задачи и решение выкладывают на наборном полотне)
Воспитатель: А вот и новый поворот. Предлагаю сделать привал. И немножко активно отдохнуть.
Физкультминутка:
“Ничего не говори, лишь руками покажи”
Высоко! Низко! Далеко! Близко! Слева! Справа! Широко! Узко!
1- 2 все вставайте
3-4 приседайте
5-6 повернитесь
7-8 улыбнитесь
9-10 не зевайте, свои места занимайте.
Воспитатель: И снова в путь. Кто подскажет направление?
Воспитатель: В дорогу ребята. Осталось совсем чуть-чуть. Сейчас нам надо идти влево? Почему нет, а куда же?
Дети: Вправо.
Воспитатель: Дорога длинная, а чтобы её незаметно пройти давайте поразгадываем загадки. Ответы должны быть точными, а то заблудимся в сказочной стране.
Игра “Скажи наоборот”
Длинный – (короткий) | длиннее – (короче) |
Широкий – (узкий) | шире – (уже) |
Высокий – (низкий) | выше – (ниже) |
Толстый – (тонкий) | толще – (тоньше) |
Тяжелый – (легкий) | тяжелее – (легче) |
Воспитатель: Вот и дошли. Но, на путь у нас топкое болото. Пройти его можно по кочкам. А где они находятся - нам придется определить.
(Работа по карточкам).
Воспитатель: Болото поделено на квадраты. В тех квадратах, где нарисованы волны – это самые топкие места. А где волн нет, там растут кочки. Нарисуйте их. И скажите их местоположение.
(Дети называют координаты кочек, воспитатель рисует их на общем плане.)
Воспитатель:
И болото нам нипочем.
А сейчас куда двигаться?
Дети: Вверх.
Воспитатель: Посмотрите. Здесь нарисован ключ, да он не один. Как же нам найти свой? А вот подсказка. Нарисуйте недостающий ключ.
(Дети выполняют задание, определяют ключ)
Воспитатель: Вы, верно, выполнили задание. И посмотрите ключ у Буратино.
Воспитатель: Ну, что же Буратино открывай свой сундучок.
Буратино: Я бы открыл. Да замок не простой. Надо код разгадать.
Воспитатель: Поможем ребята!
Дети: Да.
(Работа с кассами)
- Первая цифра кода обозначает, сколько лап у двух собак (8)
- Вторая цифра – оценка, которую любят получать школьники в школе (5)
- Третья цифра, это число, у которого соседи числа два и четыре (3)
- Четвертая цифра, обозначает количество углов в квадрате. (4)
Выкладываем карточки с цифрами. Пробуем открыть замок.
(Открываем сундучок, внутри находим медали и письмо с пожеланием)
Воспитатель: А вот и сюрприз. Да это же конверт с письмом. (открывает)
Какое-то оно странное.
Буратино: Что такое, письмо испорчено. Наверное, его кот Базилио зашифровал, чтобы вы его не смогли прочитать.
Воспитатель: Не волнуйся Буратино, такие шифровки мы умеем разгадывать.
Правда, ребята.
Какое же пожелание получилось.
Дети: “Учись отлично”.
Воспитатель: Ребята, а кому, такое пожелание чаще всего говорят? (Школьникам)
А вы тоже будущие школьники и Герои сказочной страны желают вам учиться только на “отлично”.
Заключительная часть.
Воспитатель: От и закончилось наше путешествие. Каким оно вам показалось трудным или легким и почему?
- А что вам помогло справиться с трудностями?
В память о нем жители сказочной страны дарят вам медали, чтобы вы, когда станете школьниками, не забыли страну сказок.