Конспект занятия по формированию математических представлений "Путешествие в сказочную страну"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • закреплять навык прямого и обратного порядкового счета в пределах 20; а также понятии однозначные и двухзначные числа;
  • закрепить знания о составе чисел из двух меньших;
  • закрепить знания о последовательности дней недели;.
  • упражняться в умение ориентироваться на досточке и в пространстве используя слова “влево”, “вправо”, “ вверх”, “вниз”;
  • продолжать учить детей составлять арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр;
  • развивать смекалку, зрительную память, воображение;
  • способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;
  • воспитывать положительную мотивацию к учению, интерес к предмету.

Материал к занятию:

- куклы: Б;уратино и Мальвина,

- план-карта,

- набор цифр,

- касса цифр,

- кодовый замок,

- шнур затейник (пособие Воскобовича),

- сундучок с сюрпризом.

Краткое описание: проводится с детьми подготовительной группы по занимательному сюжету в виде путешествия. Закрепляются такие понятия, как порядковый счет прямой и обратный, состав числа из двух меньших, умение решать простые задачи, ориентировка в пространстве.

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята я приглашаю вас отравится сегодня в путешествие в сказочную страну. Где живет сказка. Согласны!

Дети: Да!

Основная часть.

Воспитатель: Сначала надо подговиться и сделать гимнастику для ума. Становитесь в круг.

- Игра “До, после” с кубиком, назвать 2 числа, которые идут по счету до или после заданного числа.

Я вижу, вы почти готовы, а вот еще одно упражнение для вас. Кто правильный даст ответ получит билетик в сказку.

“Ребята не зевайте, и правильно отвечайте”.

Игра “Назови скорей”

- Какой день недели сегодня?

- Какой день недели был перед четвергом?

- Назови день недели после четверга?

- Назови день недели между понедельником и средой?

- Назови первый день недели?

- Назови пятый день недели?

- Если вчера была пятница, то сегодня … ?

- Каждое воскресенье мы ходим в кино и вчера тоже ходили. Какой день недели сегодня?

- За понедельником был вторник, а за четвергом будет … ?

- Зиму сменит весна, а какое время года сменит весну… ?

Воспитатель: В некоторых сказках встречаются магические числа.

Назовите их?

Дети: 3; 7

Воспитатель: В киках сказках мы встречаемся с цифрой 7?

Дети: “Волк и семеро козлят”, “Белоснежка и семь гномом”, “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”.

Воспитатель: Чтобы попасть в сказочную страну надо пройти через волшебные седьмые ворота.

Встаньте парами так, чтобы составить число 7.

Игра “Ручеек” состав числа 7.

1 и 6, а вместе 7. (Дети самостоятельно находят пару так, чтобы сумма чисел на их карточках была равна 7)

Воспитатель: Вот мы и попали в сказочную страну.

Кто нас встречает, мы узнаем, если ответим на вопрос.

Игра “Пазлы”

(Открывается пазл с правильным ответом, на обратной стороне изображение героев):

- найдите пример с ответом 9. (4+5)

- прочитайте пример с ответом 3. (13 -10)

- прочитайте пример с ответом 15. (10+5)

- назовите пример, где число уменьшают на один. (11 – 1)

- назовите пример, где число увеличивают на 2. (8 + 2)

- в каком примере ответ 10, а слагаемые числа одинаковые. (5+5)

- из двух оставшихся назовите тот, где результат больше (14 – 4), (4+4)

Воспитатель: Кто же нас встречает?

Дети: Буратино и Мальвина.

Воспитатель: Из какой сказки эти герои.

Дети: “Приключение Буратино или золотой ключик”.

Буратино: Здравствуйте ребята.

Мальвина: Мы очень рады встрече с вами. И приготовили вам сюрприз. Положили его в сундучок. А ключ потеряли.

Буратино: Видимо его спрятали кот Базилио и лиса Алиса. Помогите ребята нам его отыскать и тогда узнаете, что мы для вас приготовили.

Воспитатель: Поможем ребята?

Дети: Да

Воспитатель: Только куда же нам идти, где искать.

Буратино: Вам поможет вот эта волшебная ниточка, она укажет вам путь.

Воспитатель: Ребята возьмите ваши досточки и выполняйте мои команды:

- одно деление вправо, поворот,

- одно деление вниз, поворот,

- одно деление влево поворот,

- одно деление вниз, поворот,

- два деления вправо, поворот,

- два деления вверх, поворот.

Воспитатель: Давайте проверим, все ли правильно выполнили задание. (Соотносим со схемой)

Если у вас точно такой же рисунок, то вы готовы в путь, а если нет исправьте.

Ну, вот теперь у всех, все правильно.

Тогда вперед, только в какую сторону мы пойдем сначала?

Дети: Вправо.

(Встали у столов. Маршируем и говорим стихи.)

Воспитатель:

По дорожке, по тропинке
Очень весело идем
Буратино мы поможем
Ключик золотой найдем.

Воспитатель: Посмотрите на первом повороте нас кто-то встречает. Кто это ребята?

Дети: Цифры

- У них что-то случилось. Они все перепутались. И просят нас навести порядок. Приступим к работе.

Воспитатель: На какие две группы можно поделить эти числа?

Дети: (На однозначные и двухзначные) – расставляем на полки.

- Какое из чисел первой и второй групп наименьшее.

- Какое из чисел первой и второй групп наибольшее.

- Прочитайте числа в первой группе в порядке возрастания.

- Прочитайте числа во второй группе в порядке убывания.

- Назовите пропущенные числа в каждой группе.

Воспитатель: Вот и справились мы с заданием, продолжаем наш путь.

Воспитатель: Куда нам сейчас идти?

Дети: Вниз.

Воспитатель:

Дружно, вместе мы идем.
Никогда не устаем.

Воспитатель: А вот и следующий поворот. Что же здесь случилось. Да здесь беда.

Путь засыпал камнепад, его мы дружно разберём и путь продолжим свой.

“Найди нужный знак”. (Сравнение чисел)

Необходимо камень отнести к своему знаку: больше, меньше, равно:

Путь расчищен, продолжаем движение.

Воспитатель: Продолжаем наше путешествие. Куда будем двигаться дальше?

Дети: Влево.

Воспитатель: Новое препятствие веселые задачи. (Работа с кассами)

Воспитатель:

Яблоки в саду поспели
Мы отведать их успели
5 румяных, налитых,
Три с кислинкой. Сколько их? (5+3=8)

Воспитатель:

Шесть ежат в лесу гуляли,
Землянику собирали
А один пошел купаться.
Сколько их должно остаться? (6-1=5)

(Дети решают задачи и решение выкладывают на наборном полотне)

Воспитатель: А вот и новый поворот. Предлагаю сделать привал. И немножко активно отдохнуть.

Физкультминутка:

“Ничего не говори, лишь руками покажи”

Высоко! Низко! Далеко! Близко! Слева! Справа! Широко! Узко!

1- 2 все вставайте

3-4 приседайте

5-6 повернитесь

7-8 улыбнитесь

9-10 не зевайте, свои места занимайте.

Воспитатель: И снова в путь. Кто подскажет направление?

Воспитатель: В дорогу ребята. Осталось совсем чуть-чуть. Сейчас нам надо идти влево? Почему нет, а куда же?

Дети: Вправо.

Воспитатель: Дорога длинная, а чтобы её незаметно пройти давайте поразгадываем загадки. Ответы должны быть точными, а то заблудимся в сказочной стране.

Игра “Скажи наоборот”

Длинный – (короткий) длиннее – (короче)
Широкий – (узкий) шире – (уже)
Высокий – (низкий) выше – (ниже)
Толстый – (тонкий) толще – (тоньше)
Тяжелый – (легкий) тяжелее – (легче)

Воспитатель: Вот и дошли. Но, на путь у нас топкое болото. Пройти его можно по кочкам. А где они находятся - нам придется определить.

(Работа по карточкам).

Воспитатель: Болото поделено на квадраты. В тех квадратах, где нарисованы волны – это самые топкие места. А где волн нет, там растут кочки. Нарисуйте их. И скажите их местоположение.

(Дети называют координаты кочек, воспитатель рисует их на общем плане.)

Воспитатель:

И болото нам нипочем.
А сейчас куда двигаться?

Дети: Вверх.

Воспитатель: Посмотрите. Здесь нарисован ключ, да он не один. Как же нам найти свой? А вот подсказка. Нарисуйте недостающий ключ.

(Дети выполняют задание, определяют ключ)

Воспитатель: Вы, верно, выполнили задание. И посмотрите ключ у Буратино.

Воспитатель: Ну, что же Буратино открывай свой сундучок.

Буратино: Я бы открыл. Да замок не простой. Надо код разгадать.

Воспитатель: Поможем ребята!

Дети: Да.

(Работа с кассами)

- Первая цифра кода обозначает, сколько лап у двух собак (8)

- Вторая цифра – оценка, которую любят получать школьники в школе (5)

- Третья цифра, это число, у которого соседи числа два и четыре (3)

- Четвертая цифра, обозначает количество углов в квадрате. (4)

Выкладываем карточки с цифрами. Пробуем открыть замок.

(Открываем сундучок, внутри находим медали и письмо с пожеланием)

Воспитатель: А вот и сюрприз. Да это же конверт с письмом. (открывает)

Какое-то оно странное.

Буратино: Что такое, письмо испорчено. Наверное, его кот Базилио зашифровал, чтобы вы его не смогли прочитать.

Воспитатель: Не волнуйся Буратино, такие шифровки мы умеем разгадывать.

Правда, ребята.

Какое же пожелание получилось.

Дети: “Учись отлично”.

Воспитатель: Ребята, а кому, такое пожелание чаще всего говорят? (Школьникам)

А вы тоже будущие школьники и Герои сказочной страны желают вам учиться только на “отлично”.

Заключительная часть.

Воспитатель: От и закончилось наше путешествие. Каким оно вам показалось трудным или легким и почему?

- А что вам помогло справиться с трудностями?

В память о нем жители сказочной страны дарят вам медали, чтобы вы, когда станете школьниками, не забыли страну сказок.

Приложение