Цель: познакомить обучающихся с изменениями, произошедшими во всех сферах московского общества за последние годы, и перспективами развития города.
Задачи:
- Расширить знания обучающихся об истории Москвы, её достопримечательностях;
- дать представление о деятельности столичного правительства и органов городского самоуправления;
- развивать познавательный интерес обучающихся к актуальном историко-правовым проблемам современного общества;
- способствовать воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
- способствовать развитию личности обучающихся на основе освоения универсальных учебных действий, привлечение их к активной учебно-познавательной деятельности;
- способствовать формированию стремления обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию.
- способствовать в развитии у обучающихся индивидуальных познавательных интересов, исследовательских умений, самостоятельности, творчества, умения работать в группе.
Тип урока: комбинированный, интегрированный.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка темы и цели урока.
− Сегодня наш первый урок посвящён теме: «Москва вчера, сегодня, завтра» (слайд 1).
− Как вы понимаете это предложение? (Ответы детей).
− Мы поговорим о нашей столице, о нашей Москве. Совершим путешествие в прошлое, настоящее и будущее города.
3. Актуализация знаний.
− Что вы знаете о Москве, её истории? (Ответы детей).
− Обобщим ваши высказывания, посмотрим презентацию об истории Москвы (слайды 2-5).
− Говорят, без прошлого нет настоящего. Как вы понимаете это высказывание? (Ответы детей).
− Как для вас выглядит Москва сегодня, какой вы её видите? (Ответы детей).
Просмотр слайдшоу «Москва сегодня» (слайд 6).
− Какой образ сегодняшней Москвы складывается у вас после просмотра видеофрагмента? (Ответы детей).
− Какие места в Москве вы любите больше всего? (Ответы детей).
4. Усвоение новых знаний.
− Правительством Москвы разработана программа развития города «Москва – город, удобный для жизни» (слайд 7).
− Как вы понимаете название этой программы? (Ответы детей).
− Какие актуальные вопросы развития Москвы требуют решения? (слайды 8-10).
− Правительство Москвы выбрало семь основных направлений развития нашего города.
− Первое направление – мобильный город. Это создание условий для свободного перемещения по городу общественного транспорта и автомобилистов, развитие системы общественного транспорта. Планируется, что время на дорогу с работы домой сократится на 15 минут. Что, по вашему мнению, должно быть сделано, чтобы достичь такого результата? (слайд 11-12).
− Второе направление – комфортная городская среда – включает в себя улучшение качества жизни москвичей, сбалансированное развитие общественного пространства, сохранение исторического наследия и улучшения внешнего облика Москвы (слайд 13).
− Третье направление – здоровый город – повышение качества и доступности медицинского обслуживания, профилактика заболеваний, экология и спорт (слайд 14).
− Четвёртое направление – образованный город – повышение качества и доступности дошкольного, среднего, профессионального образования, обеспечение возможности дополнительного образования и профессиональной переподготовки (слайд 15-16).
− Следующее направление – социально защищённый город – предполагает поддержку нуждающихся, сохранение и развитие системы льгот, сокращение бедности (слайд 17).
− Шестое направление – новая экономика Москвы – это обеспечение роста экономики города за счет привлечения инновационных кадров, увеличения эффективности промышленности города (слайд 18).
− Последнее направление – открытая Москва – включает в себя участие жителей в управлении города, развитие местного самоуправления, доступность и высокое качество государственных услуг (слайд 19).
5. Обобщение и систематизация полученных знаний.
− Сейчас мы предлагаем вам выступить в роли учёных, изучающих прошлое, настоящее и будущее Москвы (слайд 20).
- 1 группа выполнит проект «Летопись времён» о прошлом нашего города.
- 2 группа – проект «Наша Москва» о своих любимых местах в столице.
- 3 группа составит проект развития транспортной системы «Мобильный город».
- 4 группа разработает проект («Здоровый город») спортивных площадок, которыми могут пользоваться люди всех возрастов: дети, взрослые, люди старшего возраста.
- 5 группа будет работать над проектом «Образованный город». Учёным, архитекторам и дизайнерам предстоит создать модель школы будущей Москвы.
- 6 группа заглянет в далёкое будущее и выполнит проект «Москва в 3013 году».
6. Подведение итогов урока и рефлексия.
− Представление проектов.
− Как менялась Москва и жизнь горожан с течением времени?
− Какова роль жителей в изменениях, происходящих в нашем городе?
− Закончите фразы:
- Мне запомнилось…
- У меня получилось…
- Было интересно узнать…
− Надеюсь, что каждый из Вас гордится тем, что является москвичом. Однако не следует забывать, что право зваться москвичом не даётся с рождения, это право надо заработать. Только преумножая традиции своей Малой Родины, воспитывая в себе любовь к богатствам её культуры, вы сможете с гордостью сказать о себе: «Я – Москвич!».