Проект "Жизнь и творчество А.С. Пушкина"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: способствовать формированию интереса к книгам через знакомство детей с творчеством великого русского поэта и писателя А.С. Пушкина.

Задачи:

- познакомить детей с элементами биографии жизни и творчества А.С.Пушкина;

- воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них;

- развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах деятельности.

Вид проекта: познавательно-творческий.

Продолжительность: среднесрочный.

Актуальность.

Доброта героев, их эмоциональная отзывчивость особенно важны для детей, живущих в современной среде, агрессивной и наполненной суперсуществами из иных миров, которым чужды человеческие чувства и эмоции. Задача педагога добиться самого главного – сформировать у детей такой интерес к чтению художественной литературы, который будет содействовать активному отношению маленьких слушателей к тому, что им читают.

Для реализации образовательной области “Чтение художественной литературы” одним из ключевых вопросов для педагога является формирование круга детского чтения. В настоящее время, когда на прилавках книжных магазинов много продукции низкого качества, педагог не должен бездумно осуществлять выбор литературы для работы с детьми. На помощь педагогу всегда приходит проверенная временем классика детской литературы. Во все времена произведения А.С.Пушкина найдут положительный отклик в душе маленького читателя благодаря своему поэтическому слогу, легкости восприятия, плавности звучания, насыщенностью метафорами и образностью.

Проект реализуется через интеграцию всех образовательных областей.

Предполагаемый результат:

- развитие интереса к творчеству А.С. Пушкина;

- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;

- самостоятельная музыкально-художественная, театральная, изобразительная и познавательная творческая деятельность детей.

Участники проекта:

- воспитатель: Милавкина Татьяна Викторовна,

- дети подготовительной группы,

- родители.

Продукт проектной деятельности:

- выставка рисунков, поделок, книжек-самоделок по сказкам А.С. Пушкина.

Презентация проекта:

- оформление выставки “Персонажи сказок А.С. Пушкина глазами детей”;

- создание мини-музея А.С. Пушкина.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап

1. Опрос родителей и детей о том, какие книги читают дома, есть ли в домашней библиотеке произведения А.С. Пушкина.

2. Обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.

3. Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, музыкального материала по теме проекта.

4. Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности.

5. Разработка плана по реализации проекта.

2. Основной этап

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательные области Тема непосредственно-образовательной деятельности Программное содержание Материал, оборудование

Коммуникация

 

1. Беседы по сказкам “Твой любимый сказочный герой” из сказок А.С. Пушкина Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью, характеризовать сказочных героев, правильно оценивать их поступки, формировать умение чётко, ясно и последовательно отвечать на поставленные вопросы Сказки А.С. Пушкина, иллюстрации к сказкам
2. Дидактические игры: “Собери картину” (иллюстрации сказок) Развивать восприятие, зрительную память, внимание, связную речь Разрезные картинки по сказкам А.С. Пушкина
3. Пересказ отрывков из любимых сказок Развивать речь, умение чётко, последовательно выстраивать сюжетную линию в творческом рассказывании Книги со сказками А.С. Пушкина, иллюстрации к сказкам
4. Инсценировки отрывков из сказок А.С. Пушкина Развивать творческие способности, умение выразительно, эмоционально раскрывать образы сказочных героев Атрибуты к сказкам

Чтение художественной литературы

1. Знакомство детей с жизнью и творчеством А.С. Пушкина Познакомить детей с творчеством А.С. Пушкина, фактами его биографии; развивать интерес и любовь к творчеству великого поэта Портрет А.С.Пушкина, иллюстрации (семья Пушкина, родословная, памятник А.С. Пушкину, дом, в котором жил А.С. Пушкин), книги сказок А.С. Пушкина
2. Чтение сказок  А.С. Пушкина “Сказка о царе Салтане”, “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях” Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение Книга “Сказки А.С. Пушкина”, иллюстрации к сказкам, книжки-самоделки к сказкам
3. Заучивание стихотворения А.С. Пушкина “У лукоморья дуб зелёный…” Воспитывать у детей интерес к поэзии, учить понимать красоту и силу русского языка, говорить красиво и правильно Портрет поэта, иллюстрации к стихотворению “У лукоморья дуб зелёный…”, детские рисунки к стихотворению
4. Литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина

Закрепить знания детей о сказках А.С. Пушкина, умение выразительно читать отрывки из сказок. Развивать творческие способности; воспитывать любовь к книге

Портрет А.С Пушкина, иллюстрации к сказкам разных художников, детские рисунки и аппликации по сказкам поэта, атрибуты к разным сказкам А.С. Пушкина
5. Театрализация отрывков из сказок А.С. Пушкина Развивать творческие способности, интонационную выразительность, речь, умение выразительно, эмоционально раскрывать образы сказочных героев Костюмы, атрибуты, ширма
6. Чтение стихотворений “Уж небо осенью дышало…”, “Унылая пора! Очей очарованье!” Учить выразительно читать стихотворения, передавать интонацией печаль осенней природы, чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения; расширять представления о пейзажной лирике А.С. Пушкина Портрет А.С. Пушкина, иллюстрации и картины на тему об осени

Художественное творчество

Лепка “Белка там живёт ручная…” Учить детей лепить фигурку белочки поэтапно, создавать композицию на пластине, совершенствовать приёмы сглаживания, сплющивания, примазывания Иллюстрация к сказке “Сказка о царе Салтане” с изображением белочки; пластилин, стеки, доски, салфетки, картон, орешки, ветки ели
Аппликация “Золотая рыбка” Развивать интерес к методу обрывания, чувство композиции, творческое воображение; учить сочетать обрывание с вырезанием для получения выразительного образа; воспитывать интерес к технике обрывания Иллюстрации к сказке “Сказка о рыбаке и рыбке”; альбомные листы, цветная бумага, кисти, клей, клеёнки, салфетки
Рисование “У лукоморья дуб зелёный…” Развивать фантазию, творческое воображение, умение передавать в рисунке сказочный образ дуба, с его характерными особенностями; закрепить умение использовать нетрадиционные техники рисования Иллюстрация “У лукоморья дуб зелёный”, альбомные листы, карандаши, мелки, краски, кисти, баночки с водой, салфетки

Музыка

Слушание: “Белка”, “Полёт шмеля”; Импровизация полёта насекомых “Полёт шмеля” Н.А. Римский-Корсаков

Обогащать впечатления детей, способствовать развитию фантазии, воображения, прививать любовь к классической музыке Аудиозапись классической музыки композитора Н. Римского-Корсакова

Познание

Познавательно-исследовательская деятельность “Детство А.С. Пушкина и его семья”, “Родословная семьи Пушкиных”.

Конструирование “Золотая рыбка” (из бумаги)

Познакомить детей с фактами биографии А.С. Пушкина, с родословной его семьи.

Закрепить умение выполнять “золотую рыбку” из бумаги в технике “оригами”, развивать фантазию, мелкую моторику

Большая энциклопедия “Великие люди”.

Цветная бумага, ножницы, клей, салфетки, клеёнки, мелкие детали для придания выразительности образа рыбке

Совместная деятельность детей и педагога

1. Чтение сказок А.С. Пушкина: “Сказка о царе Салтане, о сыне его могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди”, “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Золотой петушок”, “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”, “У лукоморья дуб зелёный”, стихи “Уж небо осенью дышало…”, “Унылая пора! Очей очарованье!”.

2. Рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий.

3. Игра-драматизация “Три девицы под окном…”.

4. Конкурс чтецов отрывков по произведениям А.С. Пушкина.

5. Игра-фантазия “Если б я поймал золотую рыбку”.

6. Пушкинская игротека – дидактические игры по произведениям А.С. Пушкина. (“Какой сказочный герой лишний?”, “Найди предметы из сказок А.С. Пушкина”, “Отгадай, из какой сказки отрывок?”).

7. Оформление выставки детских работ по сказкам А.С. Пушкина.

8. Исследовательская работа о жизни А.С. Пушкина, о родословной его семьи.

Самостоятельная деятельность детей

1. Рассматривание иллюстраций в различных книгах сказок А.С. Пушкина.

2. Самостоятельное художественное творчество (рисование, раскраски, лепка, аппликация, ручной труд).

3. Творческая театрализованная деятельность.

Совместная деятельность детей и родителей

1. Чтение сказок, просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам А.С. Пушкина.

2. Заучивание стихов, отрывков из сказок.

3. Совместное творчество детей и родителей по изготовлению поделок, книжек-самоделок, рисунков по сказкам.

  Заключительный этап

- оформление практического материала;

- выставка творческих работ детей, родителей;

- создание мини-музея.

Читаем сказки А.С. Пушкина

Поделки (экспонаты) для нашего музея А.С. Пушкина

Книжки-самоделки по сказкам А.С. Пушкина

Музей А.С. Пушкина

Наш вернисаж