Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботится о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.
У детей с нарушениями речи, как правило, имеются и другие отклонения. При этом бывает снижен тонус сенсорной и моторной сферы. Что усугубляет тяжесть речевой недостаточности, а также ведет к задержке темпа общего развития. Причины лежат в незрелости определенных зон мозга, либо в их дисфункции. Что касается самой речи, то, как правило “Страдают” не просто звуки, а механизмы восприятия понимания, а также речевой аппарат. Из вышесказанного следует вывод, что формировать речь следует не изолированно, а лишь в комплексе с общим развитием.
В.М. Бехтерев писал: “что движение рук тесно связано с речью и её развитием”. В.А Гиляровский отмечал, что “запоздалое развитие речи в свою очередь в большинстве случаев представляет частичное проявление общего недоразвития моторики”.
Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.
Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, т. к. раннее обучение часто приводит к формированию неправильной техники письма).
Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М.Кольцова, Е.И.Исенина, Л.В.Антакова – Фомина) была подтверждена связь речевой и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Совершенствование интеллектуальных и
мыслительных процессов необходимо начинать с
развития движений пальцев и тела. Развивающая
работа должна быть направлена от движений к
мышлению, а не наоборот. Для успешного обучения и
развития ребенка одним из основных условий
является полноценное развитие в дошкольном
детстве межполушарного взаимодействия, которое
можно развить через кинезиологические
упражнения.
Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.
Слово “кинезиология” происходит от греческого слова “кинезис”, обозначающего движение, и “логос” - наука, т.е. наука о движениях.
Кинезиологические упражнения влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка, тем значительнее эти изменения. Известно, что развитие интеллектуальных и мыслительных возможностей необходимо начинать с развития движений тела и пальцев рук. Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи, т.к. рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.
Данные упражнения позволяют выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга.
Перечисленные выше положения были положены в основу создания авторской программы “Волшебные движения”, имеющей оздоровительное и коррекционно-развивающее направления.
Кинезиологические упражнения в условиях дошкольного образовательного учреждения расширяют круг интересов и общения детей. Такие упражнения не только сближают детей, но и воспитывают у них коммуникативные качества, позволяют активизировать познавательные интересы.
Систематическое выполнение кинезиологических упражнений влияет на всестороннее развитие ребенка и способствует успешной подготовке к школьному обучению.
Программа “Волшебные движения” построена с учетом деятельного и индивидуального подходов, а также общедидактических принципов: наглядности, доступности, сознательности, системности.
Она состоит из пояснительной записки и разделов, в которой поэтапно рассматривается развитие тонкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи. В приложении программы включены таблицы (диагностики развития тонкой моторики), методики выявления развития тонкой моторики, комплексы упражнений, методические рекомендации для родителей.
Программа “Волшебные движения” рассчитана для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с недоразвитием речи в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Программа представляет интерес для воспитателей, родителей, логопедов работающих с детьми дошкольного возраста.
Цели, задачи программы “Волшебные движения”
Цель программы: обеспечение полноценного физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка через кинезиологические упражнения.
Задачи:
- развитие межполушарной специализации;
- развитие межполушарного взаимодействия;
- развитие межполушарных связей;
- синхронизация работы полушарий;
- активизация работы мышц глаз;
- развитие дыхательной мускулатуры
- развитие мелкой моторики;
- развитие способностей;
- развитие памяти, внимания;
- развитие речи;
- развитие мышления.
В результате обучения по данной программе:
- улучшается память и концентрация внимания;
- развиваются межполушарные взаимосвязи;
- улучшается речь;
- снижается утомляемость;
- повышается способность к произвольному контролю;
- активизируются интеллектуальные и познавательные процессы.
Условия успешного выполнения кинезиологических упражнений
1. Основным условием является точное выполнение движений и приёмов, педагог (родители) обязан сначала сам освоить все упражнения, а затем уже обучать детей.
2. Работа проводится как левой и правой рук поочерёдно, так и согласованная работа обеих рук одновременно.
3. Занятия должны проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке. Занятия, проходящие в ситуации стресса, не имеют интегрированного воздействия.
4. Если упражнения используются при выполнении домашней работы или во время проведения развивающих занятий, то необходимо учитывать следующее:
- выполнение стандартных учебных действий может прерываться кинезиологическим комплексом, тогда как творческую деятельность прерывать нецелесообразно;
- когда предстоит интенсивная умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества, рекомендуется применять комплекс перед началом работы.
5. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20-35 минут в день.
6. Заниматься необходимо ежедневно. Длительность занятий по одному комплексу упражнений - 45-60 дней.
Для постепенного усложнения упражнений можно использовать:
- ускорение темпа выполнения;
- выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля);
- подключение движений глаз и языка к движениям рук.
Раздел 1
I этап. Содержание работы по применению кинезиологических упражнений с детьми 5-6 лет
Задачи I этапа работы:
- снятие эмоциональной напряженности, создание положительного эмоционального настроя;
- развитие межполушарного взаимодействия, внимания, памяти, воображения;
- развитие мелкой моторики, речи, мышления;
- активизация работы мышц глаз;
- формирование добрых чувств по отношению к близким;
- формирование самостоятельности, уверенности в себе, повышение самооценки.
К концу первого года:
- снижается тревожность, дети становятся спокойнее и увереннее;
- улучшаются навыки самообслуживания;
- развивается устная речь;
- формируется логическое мышление;
- улучшаются коммуникативные навыки.
1.1. Учебно-тематический план 1 год обучения
Тема | Количество часов |
1. Упражнения на освоение телесного пространства | 6 недель |
2. Упражнения для компенсации левого полушария и активизация межполушарного воздействия | 6 недель |
3. Упражнения для профилактики нарушения зрения и активизации работы мышц глаз | 6 недель |
4. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия | 6 недель |
Раздел 2
II этап. Содержание работы по применению кинезиологических упражнений с детьми 6-7 лет
Задачи II этапа работы:
- снятие эмоциональной напряженности, создание положительного эмоционального настроя;
- развитие межполушарных связей, внимания, памяти, воображения;
- развитие мелкой моторики, речи, мышления;
- формирование мотивационной готовности к школе;
- синхронизация работы полушарий;
- развитие дыхательной мускулатуры.
К концу второго года:
- повышается мотивация к обучению;
- улучшается мыслительная деятельность;
- развиваются все виды речи;
- улучшаются навыки межличностного общения;
- формируется адекватная самооценка;
- формируется правильное дыхание.
2.1. Учебно-тематический план 2 год обучения
Тема | Количество часов |
1. Дыхательные упражнения | 6 недель |
2. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия | 6 недель |
3. Упражнения для развития творческого (наглядно-образного) мышления (правого полушария головного мозга) | 6 недель |
4. Упражнения для развития абстрактно-логического мышления (левого полушария головного мозга) | 6 недель |
Раздел 3. Совместная коррекционно-воспитательная работа по использованию кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста.
Взаимосвязь в работе воспитателя и логопеда
Перед воспитателем группы и учителем-логопедом для детей с общим недоразвитием речи стоят и общеобразовательные, и коррекционные задачи. Первые определяются и решаются путём выполнения требований общеобразовательной программы дошкольного образования “От рождения до школы” под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2011 год. Решение коррекционных задач невозможно без тесного сотрудничества с учителем-логопедом, без создания единого подхода в коррекционно-воспитательной работе. Первичное знакомство и отработка упражнений проводится совместно воспитателя группы и учителя-логопеда. Формами применения кинезиологических упражнений являются: на фронтальных занятиях – физкультурные паузы, на индивидуально-подгрупповых – дидактическая игра. Такая совместная работа обеспечивает полноценное развитие ребенка.
Взаимосвязь в работе воспитателей и родителей
Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая деятельность, направленная на укрепление и сохранение здоровья детей, воспринимается родителями положительно. Родители детей, посещающих нашу группу, ознакомлены с условиями выполнения кинезиологических упражнений. Для ознакомления родителей с содержанием работы используются следующие формы:
- Групповые родительские собрания.
- Подгрупповые и индивидуальные беседы, консультации.
- Открытые занятия для родителей.
- Папки – передвижки, содержащие рекомендации по правильному выполнению кинезиологических упражнений.
Список литературы
- Бехтерев В.М. Умом и сердцем / В.М. Бехтерев. – М.: Издательство политической литературы, 1982. – 284 с.
- Гиляровский В.А. Избранные труды. Медицина / В.А Гиляровский, - М.: 1973. – 301 с.
- Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии / В.А. Киселева. – М.: Школьная Пресса, 2007. – 48 с.
- Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учиться говорить. Пальчиковый игротренинг/ М.М Кольцова, М.С. Рузина. – СПб.: ИД “МиМ”, 1998. – 192 с.
- Синицина Е.И Умные пальчики / Е.И. Синицина. – М.: “Лист”, 1998. – 144 с.
- Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников /А.Л.Сиротюк.- М.: ТЦ Сфера, 2002. – 48 с.
- Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии / А.Л.Сиротюк. - М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.
- Узорова О.В. Нефёдова Е.А. Пальчиковая гимнастика. - М., 2002.
- Формы оздоровления детей 4-7 лет / авт.-сост. Е.И.Подольская. – Волгоград: Учитель, 2009. – 270 с.