Урок-путешествие "Священные сооружения"

Разделы: Начальная школа


Класс: 4 Б.

Цель:формирование понятия “священное сооружение” через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий и понять их значение в жизни человека.

Задачи.

1) Сформировать представление об основных священных сооружениях мировых религий – церковь, синагога, ступа, пагода, мечеть.

2) Научить различать священные сооружения разных религий по их характерным архитектурным особенностям.

3) Воспитывать уважительное и бережное отношение к священным сооружениям разных религиозных культур.

4) Прививать уважительное отношение к людям, носителям разных культур и религий

5) Развивать интерес к культуре разных народов.

6) Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся.

7) Способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения. Развивать эстетический вкус.

Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, , самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, устный рассказ на тему, работа в группах с источниками информации, игра, работа с текстом.

Основные термины и понятия: синагога, церковь, алтарь, икона, фреска, мечеть, минарет, ступа, пагода.

Оборудование: ПК, мультимедиа, раздаточный материал учебник.

Средства наглядности: видеоролики , фотографии священных сооружений.

Планируемые результаты.

личностные: воспитание чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;

метапредметные: оценивать правильность выполнения действий и работать в группах. Строить понятные для других высказывания;

предметные познакомить с описанием основных священных сооружений.

Тип урока комбинированный.

Структура урока.

  1. Организация деятельности учащихся.
  2. Проверка усвоения материала прошлого урока.
  3. Введение в тему. Постановка проблемы.
  4. Объяснение нового материала.. Беседа с классом и работа с иллюстративным материалом.
  5. Закрепление материала.
  6. Работа в группах с раздаточным материалом и текстом группам.
  7. Проверка усвоения знаний.
  8. Рефлексия.
  9. Подведение итогов урока.
  10. Задание на дом: нарисовать рисунок с изображением одного из священных сооружений.
  11. Расскажи родителям, что нового ты узнал на уроке.

Ход урока

1. Организация деятельности учащихся. Приветствие детей. Проверка усвоения материала прошлого урока и сообщение темы, цели и задач урока.

Проверка усвоения материала прошлого урока (работа в группах).

Ребятам раздаются карточки с изображением знаков разных религий. Так они разбиваются на группы. В группах ребята должны будут поработать по плану:

1. Возникновение религии.

2. Её основатель.

3. Священные книги.

Сообща составить план ответа. По плану рассказать у доски.

Учащиеся заслушивают рассказы делегатов от групп. Совместно заполняется таблица:

Христианство

Ислам

Буддизм

Основатели

Иисус Христос

Мухаммад

Сиддхартха Гаутама (Будда)

Священные книги

Библия

Коран

Типитака

Хранители

Епископы, священники и диаконы

Единая община умма

Имам

Община сангха

Ламы

Где исповедуют

Россия, Украина, Белоруссия и др.

Иран, Турция, Чечня, Арабские страны, Дагестан, Ингушетия и др.

Россия, Израиль и др.

Вступительное слово уч-ля (деятельность уч-ля).

- Что вы понимаете под словами “священные сооружения”?

- Какие священные сооружения вам знакомы?

- Для чего они предназначены?

- Как вы думаете, если существуют священные книги и хранители преданий религий, таинства в каждой из религий, то должны ли существовать священные сооружения?

Деятельность уч-ся (уч-ся высказывают своё мнение по заданным учителем вопросам.

Называют тему урока и определяют цель).

2. Введение в тему.

На планете Земля распространение религий можно увидеть с помощью карты. Показ слайда. Вы видите распределение численности населения Земли по религиозному признаку по данным на 2011 год. христиане — 2,31 млрд (33 % населения Земли), мусульмане — 1,58 млрд (23 % населения Земли) буддисты — 0,47 млрд (6,7 % населения Земли) иудеи — 15 млн (0,2 % населения Земли).

- Расположите названия основных мировых религий по времени возникновения?

- Перечислите священные книги мировых религий.

- Вспомните, кто считается основателями мировых религий.

- Что объединяет людей всех религиозных культур?

Совместные ритуальные действия верующие выполняют в специальных сооружениях, я предлагаю посмотреть как же они выглядят и чем отличаются друг от друга( фотографии различных свящённых сооружений) Посмотрите, какие они красивые и какие разные. Давайте попробуем предположить, догадаться к какой из религиозных культур – исламу, христианству, иудаизму, буддизму – они относятся и обоснуем наши ответы. (Ответы - предположения детей, каждое предположение должно обосновываться). Сложная задача? Но мы с вами предполагали, а ведь нам нужно знать это точно.

3. Работа над темой.

- Уже в далёкой древности люди стали собираться вместе, чтобы молиться своим богам и для этих целей они сооружали определённые строения.

- Кто какие сооружения строил мы сейчас и узнаем.

Священные здания ислама.

Три самые большие в мире мечети.

1. Она известна также под названием Харам Бейт-Уллах (в переводе – “Священный дома Аллаха” или “Запретный дом Аллаха”). Находится она в г. Мекке, в Саудовской Аравии. Эта мечеть не только самая большая как по размеру, так и по вместимости, но и самая значимая в жизни последователей Ислама.

Она одна из главных мусульманских святынь, в её дворе находится сердце исламского мира – Кааба. Именно во двор Заповедной мечети стремятся всю жизнь сердца верующих. Поворачиваясь в её сторону, они читают намаз пять раз в день. И каждый обязан, имея возможность, совершить паломничество к Каабе.

На протяжении веков здание регулярно перестраивалось. Увеличение количества паломников постоянно требовало большей вместимости. Последний раз крупное строительство было на её территории в 1980 г. – тогда было пристроено два минарета и ещё один корпус внушительных размеров.

Количество минаретов в комплексе Аль-Харам росло, и на данный момент их девять; по высоте они достигают девяноста пяти метров. Площадь всего сооружения сейчас – 309 тыс. кв. метров. Здесь четыре главных входа с воротами и 44 второстепенных. Только представьте здание, имеющее 48 входов, в которые текут реки верующих людей, вносящие на молитву до 700 тыс. человек.

Те, кому не хватает места на трёх этажах в молельных, молятся на крыше здания, давно уже приспособленной для этих целей и отделанной мраморными плитами. В подвальных помещениях тоже располагаются молельни, которые открываются в дни наибольшего наплыва посетителей. Здание оснащено кондиционерами, эскалаторами, современными видеокамерами. В комплексе есть собственные теле- и радиостудии.

Чтобы осветить его, работают две мощные электростанции. Глядя на то, как плотным потоком под звуки азана мусульмане входят во двор Аль-Масджид Аль-Харам, невольно вспоминаешь слова Всевышнего, переданные Его Пророком (мир ему и благословение) в Священном Коране: “Когда подоспеет помощь Аллаха и настанет победа, и когда ты увидишь, что люди толпами станут принимать веру Аллаха, то воздай хвалу Господу твоему и проси у Него прощения, ибо Он – прощающий” (сура “Ан-Наср”, № 1–3).

2. Мечеть Пророка (Masjid Nabawi)

Эта мечеть является второй по величине в мире, и расположена она, как и самая большая мечеть, в Саудовской Аравии, только не в Мекке, а в Медине. Вторая по величине, она ещё и вторая святыня Ислама. Мечеть на этом месте была ещё во времена жизни Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), а впоследствии он, Абу Бакр и Умар (праведные халифы) (да будет доволен ими Аллах) были похоронены здесь. Могила Пророка (мир ему и благословение) находится под зелёным куполом. Считается, что он сам принимал участие в строительстве мечети. Здесь Любимейший из всех, кто жил на земле, для мусульман человек читал свои проповеди. Здесь Ислам переживал свои первые этапы развития.

Построенная в первый год Хиджры мечеть перестраивалась множество раз, расширялась, и на данный момент её вместимость – от 600 тысяч человек, а территория – 400–500 кв. метров. Между тем считается, что в период хаджа она вмещает в себя до миллиона человек. Одним из её компонентов является платформа высотой 30 см – веранда Сафа, место, где жили сподвижники, покинувшие свои жилища и переселившиеся к Пророку (мир ему и благословение) до тех пор, пока не обзавелись жильём. Считается, что число живших на ней асхабов – от 70 до 100 человек.

Одним из главных украшений мечети являются колонны, каждая из которых имеет название и напоминает о событиях, о которых она сама могла бы рассказать, если бы только Всевышний наделил её возможностью произносить речи. Архитектура всего ансамбля – классическая. С этой мечети переняты основные архитектурные особенности во всех мечетях мира. Перед нею – классическая прямоугольная площадь, на которой верующие молятся, устраивают собрания, занятия и судебные споры.

3. Шах Фейсал (Shah Faisal)

Мечеть Шах Фейсал находится недалеко в Исламабаде, Пакистан. Так как строительство её финансировала Саудовская Аравия, названа мечеть в честь тогдашнего короля Саудии Фейсала., им было высказано пожелание о постройке большой мечети в исламабаде когда сам город только еще закладывался. Довольно долго она занимала всего лишь шестое место в списке крупнейших мечетей. Однако была учтена вместимость её прилегающей территории, а это плюс к 100 тысячам, которые вмещают её молельный зал и внутренний двор, ещё 200 тысяч человек, - и это вывело мечеть на третье место в списке, если определять по параметрам наибольшей вместительности.

Площадь её молитвенного зала составляет 0,48 гектара, а общая площадь - 18,97 гектара. Высота купола - 40 м. Минареты возносятся к небу на высоту 88 м. Саудовской Аравии её строительство обошлось в 130 миллионов саудовских риалов (приблизительно 120 миллионов долларов). Некоторые источники отдают ей первое место в мире, опираясь на величину единого молитвенного зала, находящегося под одним куполом.

Пожелание король саудии высказал в 1966, в 1969 был конкурс проектов Мечеть начали строить в 1976 году, а завершили в 1985-86 г.; её архитектура совмещает в себе традиции мусульманского зодчества и современность линий и подходов. С одной стороны, в ней есть всё, что должно быть у классической мечети: минареты, молельный зал с росписью и мозаикой… И вместе с тем она не похожа ни на одну из них. Она вызывает совершенно противоположные ассоциации, захватывает зрителя и держит его в изумлении и восхищении.

В то же время она похожа и на палатку кочевника, остановившегося на ночлег в низовьях горы, за которой сразу начинаются Гималаи, и путник решил передохнуть перед глобальным переходом. Возникают ассоциации и с космическим кораблём пришельцев, совершившим посадку в горной долине планеты Земля.

А четыре минарета, создающие вокруг мечети визуальный квадрат, напомнят опытному путешественнику мечети Стамбула: это единственное, что взял из традиций своего народа и перенёс на пакистанскую землю архитектор-турок Ведат Далокай, по проекту которого она построена. Вся искристая, мечеть крайне необычно смотрится. Возможно, правдой будет всё-таки сказать, что она ни на что не похожа.

Материалы, которые использовались в её строительстве, - мрамор и бетон. Невероятное для мусульманского храма количество прямых линий и… необычная, невероятной красоты золотистая люстра-шар. Ночью она выглядит ещё более феерично, освещённая огнями и иллюминацией.

Пока шло строительство, её нетрадиционный дизайн вызывал неудовольствие и склоки, однако впоследствии это стихло, уступив месту восхищению. Мечеть необычная и вместе с тем великолепная, и может по праву называться одной из самых красивых мечетей мира. Молящиеся в ней могут расположиться не только в молельном зале, но и на крытых балконах и галереях, непосредственно .на балконе находится женский зал.

Священные здания буддизма.

Буддийский храм.

Ступа

Существует два основных типа буддийских сооружений:

Первый тип – предназначенные для поддержания жизни монастыря: храмы, порой достигающие огромных размеров, помещения для монахов, зал для верующих, библиотеки.

Второй тип – сооружения, которые сами по себе являются объектом поклонения: ступа, алтарь. Они являются центром монастыря и выполняют роль хранителя священных реликвий.

Основные понятия

Храм Дацан

В буддизме священные храмы называются “дацаны”. Дацаны включают в себя культовые сооружения (скульптуры божеств, ступы, молитвенные барабаны – хурдэ) и хозяйственные постройки, а также домики, в которых живут монахи и послушники.

Буддисты ходят в дацаны для того чтобы помолиться, поклониться божествам, попросить совета у ламы, получить ответы на свои вопросы у ламы-астролога. В мирной атмосфере дацана человек очищается, становится мудрее.

Отличительными особенностями буддийских храмов являются многоуровневые крыши, свисающие карнизы, позолоченные столбы и деревянные украшения в виде мифических животных.

У стен буддийских храмов стоят длинные ряды вращающихся на вертикальной оси молитвенных барабанов, внутри которых листы с молитвами. Многократное прокручивание молитвенных барабанов молящимися заменяет чтение ими молитвы: сколько раз прокрутили барабан, столько раз буддист “прочитал” молитву. Крутить барабан можно только правой рукой, поскольку левая рука считается нечистой. Торжественный обход вокруг храма (ступы) совершают так, чтобы он находился по правую руку, т.е. обход делают по часовой стрелке.

Внутри буддийский храм представляет собой квадратное помещение с алтарной частью, расположенной напротив входа. В центре алтарной части на помосте размещается статуя Будды, по его сторонам сидят меньшие по размеру святые и бодхисаттвы. На помосте перед статуями располагаются масляные светильники и различные дары верующих. На стены вывешиваются “танки” – изображения божеств, нарисованные на шелковых тканях красочных цветов.

Правила поведения буддистов в храме. Заходя на территорию дацана буддист должен снять головной убор. Вести себя в храме ему следует тихо и скромно, отключить сотовые телефоны. Нельзя громко разговаривать, смеяться, показывать в сторону божеств пальцами, раздражаться, злиться, держать руки в карманах. Необходимо стараться думать только о хорошем, желать добра всем живым существам.

Войдя в дацан, молящийся мысленно должен вежливо поздороваться с божествами, которые находятся там. После этого сложить ладошки вместе. Это напоминает цветок лотоса – символа мудрости и милосердия (буддисты представляют, что внутри ладошек на кончиках больших пальцев, как на троне, сидит Будда). После этого молящийся приветствует всех божеств и Будду, проходя по кругу слева направо (по солнцу).

Поклоны совершаются 3, 7, 21 и т.д. раз. Бывают полупоклоны и полные поклоны (простирания). При поклоне буддист обязательно должен желать всем живым существам избавления то страданий.

Важные понятия

Ступа – (в переводе с санскрита – куча земли, камней), буддийское культовое сооружение, внутри которых хранятся священные реликвии.

“Хурдэ” (в переводе – “молитвенный барабан”) – в таких барабанах находятся написанные на бумаге молитвы.

Священные здания иудаизма.

Синагога.

Синагога - это любое помещение, предназначенное для общественной молитвы иудеев, что всегда было и остается ее главным назначением и главным отличием. Внешне выглядеть может очень разнообразно. Да и стоит ли об этом заботиться, когда пространство – весь мир. Cинагога не является храмом, а еврейский Храм может быть построен только на одном месте - на Храмовой горе в Иерусалиме. В середине 10 века до н.э. был построен Иерусалимский храм. Он стал центром религиозной жизни еврейского народа. Но захватчики захватили Иерусалим и разрушили Храм. Уцелела лишь часть стены. Она считается святыней. Паломники оплакивают разрушенный Храм, поэтому стена называется Стеной Плача. Первые христиане не строили СПЕЦИАЛЬНЫХ ХРАМОВ, они собирались в жилых домах.

Синагоги абсолютно независимы. Любая группа верующих может организовать синагогу. Для управления синагогой верующие сами выбирают руководителей. Любая синагога, скромная или роскошная, должна быть оборудована соответствующим образом. Там обязательно должны быть:

шкаф или ниша, где хранятся свитки Торы. Обычно его помещают у стены, обращенной в сторону Иерусалима. Он должен быть прикрыт специальным занавесом.

вечный огонь, лампа, которая должна постоянно гореть, символизируя заповедь: “возжигать вечный огонь перед скрижалями…” возвышение, на котором стоит стол, куда кладут свиток Торы во время чтения недельных глав. отделение для женщин, иногда балкон, иногда боковой или задний придел. Было отделение для женщин и в Иерусалимском Храме.

Разрешается также украшать синагогу в соответствии со вкусами и возможностями общины: витражи, фресками, резьбой по дереву и т.п. Ограничения касаются лишь изображений людей.

Священные здания православия.

Христианский храм.

Во времена преследования христиане были вынуждены скрываться, и они собирались на молитвы в катакомбах. А позднее появились церкви. Со времен Ветхого Завета Господь заповедовал Своему народу строить храмы –священные сооружения, где Он мог бы обучать, направлять и благословлять их. Например, Господь повелел Израильтянам построить переносную скинию, которая стала их храмом во время их хождения по пустыне Во все времена Господь повелевал Своему народу строить храмы. Храмы – это дома Господа в буквальном смысле слова. Это святые места Богослужения, где люди заключают священные заветы с Богом.

Традиционно христианские храмы в плане имеют крест - символ креста Христова как основы вечного спасения, круг (тип храма ротонда) - символ вечности, квадрат (четверик) - символ земли, где народы сходятся в храм с четырёх сторон света, либо восьмиугольник (восьмерик на четверике) - символ путеводной вифлеемской звезды. Каждый храм посвящен какому-либо христианскому празднику или святому, день памяти которого называется храмовым (престольным) праздником. Иногда в храме устраивают несколько алтарей (приделов). Тогда каждый из них посвящен своему святому или событию. Согласно традиции, храм обычно строится алтарём на восток.

Первые православные храмы Киевской Руси строились из кирпича, который потом имел широкое применение на протяжении всех периодов русского храмового строительства

Храм- заимствовано из старославянского языка “хором” что означало “ крыша” или “навес” а позднее “дом”. В толковом словаре В.И.Даля определение “храм” следующее; здание для общественного богослужения и всякого исповедания.

Любой православный храм состоит из 3-х частей- алтарь –храм-притвор .

4. Повторение. Закрепление материала.

- Предлагаю вам сыграть в игру “Правдивые и неправдивые высказывания”.

(Раздать карточки, где ребята пишут “да” или “нет” напротив каждого высказывания)

Священные сооружения служат верующим для выполнения ритуальных действий.

В древности в качестве места для молитв использовались переносные шатры.

В древности священными сооружениями считались камни, расположенные в определённом порядке.

У иудеев храм был разрушен, поэтому у них священных сооружений нет.

Мужчины и женщины-иудеи молятся вместе.

У христиан священные сооружения – это храмы (церкви).

Внутри христианского храма можно увидеть алтарь, иконостас, колокольню, амвон, менору, притвор, фрески, парохет.

5. Закрепление.

Предлагает игру в группах “Найди пару”. На столах у каждой группы лежит одинаковый набор изображений священных сооружений и карточки с названиями религий.

Задание: подбери изображения, которые соответствуют данной религии.

(Учащиеся разбиваются на группы. Выполняют задание. Проводят взаимопроверку. Ещё раз делают вывод.

6. Проверка усвоения знаний.

Вывод.

- Какой вывод о священных сооружениях мы можем сделать? (Священные сооружения могут быть совершенно разными по своему внешнему и внутреннему виду, но назначение у них всегда одно – совместное участие в ритуалах)

- Какие священные сооружения религий мира мы знаем? (Мечеть, церковь, пагода, ступа)

- Какие прилагательные мы можем подобрать для характеристики внешнего вида этих сооружений? (Красивые, величавые, великолепные, необычные,…)

- Нужны ли человечеству такие архитектурные сооружения, почему? Как должны к ним относится люди? (Беречь, охранять,…)

В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу…

Каждый день в жизни человека приносит ему что-то новое – встречи с людьми, общение, знакомство с новыми местами. У нас с вами и пока это заочные путешествия, но и они позволяют нам узнавать много нового. Вспомните тему нашего урока – “Священные сооружения”

И если представить, что тема урока – это вершина горы, а мы альпинисты, определите, удалось ли нам приблизиться к вершине. На столах у вас конверты, выньте оттуда каждый человечка и поместите его на нашу гору. Если вы считаете, что мы с вами достигли цели, то человечек может быть повыше, а если нет, то у подножия горы.

7. Рефлексия.

Продолжите предложения:

Сегодня я узнал…

Меня очень заинтересовало…

Мне сложно понять…

Было неинтересно…

Я бы хотел…

8. Итог урока.

Итак, cо священными сооружениями, каких мировых религий мы уже познакомились?

- Как называется священное сооружение в православии? (Церковь) А в иудаизме подобное сооружение как называется? (Синагога) По какому яркому признаку мы узнаем, что перед нами церковь? (Купола) .

Вот и закончилось наше первичное знакомство со священными сооружениями религий мира. Какое впечатление у вас осталось от этого “знакомство”? Что ещё вы хотели бы узнать о подобных архитектурных сооружениях?

- Какие священные сооружения религий мира мы знаем? (Мечеть, церковь, пагода, ступа)

- Нужны ли человечеству такие архитектурные сооружения, почему? (Ответы детей)

- Как должны к ним относиться люди? (Беречь, охранять,…)

- Зачем нам необходимо беречь подобные архитектурные сооружения? (Ответы детей)

- Правильно ребята, охрана и бережное отношение памятников культуры это долг каждого человека перед самим собой и перед потомками. А скажите, можем ли мы в одном городе увидеть священные сооружения разных мировых религий? (Конечно, можем) А почему так бывает? (Ответы)

- В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу.

9. Задание на дом.

- Рассказать родителям о священных сооружениях мировых религий, вместе с родителями составить список священных сооружении религий мира в городе.

- Найди в республике священное сооружение. Запиши, какие особенности, свойственные этим религиям, ты можешь в нем отметить.

Приложение