Цель: учить различать звуки С - Ш изолированно, в слогах, в словах, в предложениях.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
- продолжать учить акустико-артикуляторной характеристики звуков Ш и С с опорой на различные виды контроля.
- учить определять наличие данных звуков в словах;
коррекционно-развивающие:
- продолжать развивать фонематический слух; речевое внимание;
- развивать логическое мышление;
коррекционно-воспитательные:
- воспитывать умение работать в группе,
- воспитывать интерес к логопедическим занятиям.
Демонстрационный материал: презентация, схемы для акустико-артикуляционной характеристики звуков, предметные картинки на звуки С, Ш, картинки смешариков, почтовая коробка, две магнитные доски, магниты, два слоговых домика, мяч.
Раздаточный материал: индивидуальные карточки с изображением всех смешариков, фишки, жевательные конфеты.
Ход занятия
Организационный момент: упражнение: «Давайте познакомимся». Дети вместе с логопедом становятся в круг, берутся за руки и называют свои имена.
Логопед: Ребята, мне рассказывали, что вы много знаете о звуках и буквах и, что на следующий год собираетесь пойти в школу. Это так? Тогда, именно вы мне и нужны. Я сегодня получила необычные письмо и посылку от очень известных, сказочных героев, которые просят о помощи. А кто это попробуйте отгадать: они смешные, они как шарики, а называют их …… (смешарики).
Логопед: Правильно, ребята - это смешарики, которые очень любят смех и шутки. С какого звука начинается слово смех? Шутки? (слово «смех» начинается со звука С, слово «шутки» со звука Ш»). Логопед показывает картинку смешариков на посылке.
Логопед: Молодцы. Вот с этими звуками смешарикам и надо было выполнить задания, которые им задали в школе. Но вчера они заигрались и забыли про задания. А утром они обнаружили, что их любимые буквы С - Ш куда-то пропали и теперь смешарикам совсем не до веселья. Посмотрите на экран (слайд 1). Какие теперь смешарики? (грустные, печальные, расстроенные). И название у них не понятное стало. Ну, что ребята поможем
смешарикам выполнить все задания и отыскать пропавшие буквы? В этом нам поможет план (слайд 2).
Логопед: Посмотрите на экран (слайд 3). Кому мы будем первому помогать? (лосяшу). Нам нужно рассказать все о звуках С и Ш (логопед достает из посылки схемы звуков). Произнесите звук С, этот звук похож на песенку «насоса». Что делают наши губы, язык.
Когда мы произносим звук С? Произнесите звук Ш он похож песню «змеи». (когда мы произносим звук С – губы улыбаются, кончик языка упирается в нижние передние зубы, по середине языка идет холодная струя воздуха; когда мы произносим звук Ш – губы вытягиваются вперед, язык принимает форму чашки, находиться вверху, посередине языка идет теплая воздушная струя воздуха).
Логопед: А где живут звуки? (в буквах). Чем звуки отличаются от букв? (звуки – слышим , произносим , а буквы – видим, пишем и читаем). Но буквы мы еще не нашли, поэтому звуки С и Ш будем обозначать стрелочками (по положению язычка). Стрелка вниз – звук С, стрелка вверх звук Ш. Посмотрим на экран, справились ли мы с первым заданием (слайд 4).. Посмотрите, а здесь еще одна схема, значит, мы не все рассказали. Звуки бывают гласные и … (согласные). Дайте характеристику звукам С и Ш. (звук С- согласный, глухой, твердый. Звук Ш согласный, глухой, твердый).
Логопед: Посмотрите, кому теперь нужно помочь? (слайд 5)…. (ежику). Давайте научим его играть со звуками. Первая игра называется: «Поймай звук». Если услышите слово со звуком С хлопайте один раз, если услышите слово со звуком Ш - хлопайте два раза (шутка, мышь, сабля, шиповник и т.д.) А теперь посмотрите на экран (слайд 6), нужно помочь ежику добраться до мячика заменяя стрелочки звуками С и Ш. (дети «читают» по схеме: с ш ш с ш с ш с с ). И последняя игра с мячом «Скажи наоборот». Я вам буду называть слоги со звуком С, а вы со звуком Ш ( СА-ша, со-шо и т.д.)
Логопед: К кому дальше ведет нас стрелка? (слайд 7)…. (к Пину). Ребята, помогите Пину выбрать смещариков, в названии которых есть звуки С или Ш. (работа за столами). Закройте фишками тех смешариков, в названии которых нет звуков С, Ш. Посмотрите на экран, справились ли вы с заданием? (слайд 8). Дети закрывают фишками Кар-карыча, Пина, Копатыча и ежика. Мы с вами хорошо потрудились, пора и отдохнуть. Крошу было дано задание, выучить зарядку (логопед достает, из посылки, картинку кроша).
Логопед: Давайте отдохнем вместе с ним (физминутка).
Вот от Кроша вам зарядка, выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь, выше, выше, потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите, поднимите, опустите.
Сели-встали (2 раза). Вы, надеюсь, не устали?
Надо вам свободно встать и спокойнее дышать.
Логопед: Ну что отправляемся дальше. Кто это? Логопед показывает картинки. (Нюша и Совунья). Помогите им разложить картинки. Как вы думаете, какие картинки мы будем выбирать для Совуньи, а какие для Нюши? (Совунье будем выбирать картинки, в названии которых есть звук С, а Нюше картинки, в названии которых есть звук Ш).
Логопед: Правильно, ребята, но расставляя картинки вы должны объяснять свой выбор и определять место звуков С, Ш в словах. Послушайте, как нужно отвечать: «Эту картинку я даю Нюше, потому что в слове «кошка» есть звук Ш, он находится в середине слова. Дети берут картинку, называют ее и определяют место звука в слове.
Логопед: Молодцы! И с этим заданием мы справились. Кто следующий? (слайд 9)… (Кар-карыч). Помогите Кар-карычу заполнить слоговые домики. Для этого вы разделитесь на две группы. Первая группа будет заполнять слоговой домик со словами в которых есть звук С, а вторая со словами, где есть звук Ш. На первый этаж вам нужно будет выложить картинки, названия которых состоят из трех слогов, на второй, которые состоят из двух слогов и на третий этаж картинку, в названии которой только один слог (дети выполняют слоговой анализ слов по группам, сравнивают их со схемой на экране, (слайд 10).
Логопед: Кому мы еще не помогли? (Барашу). Бараш очень любит стихи. Но сегодня слова в стихах перепутались. Давайте послушаем, что у него получилось, и исправим ошибки.
-
Кошка ловит «миску»,
Мама моет «мышку». -
На виду у детворы
«Крысу» красят маляры -
Пожарный носит «кашку»,
Саша ела «каску». -
Танцует Миша в «машке»,
Конфету дали «маске».
Логопед: Вот мы с вами и добрались до последнего из смешариков (картинка) ….Копатыча. Он очень любит работать на огороде и поэтому, копая грядки ему надо было выучить скороговорку: «Смешные шутки у Нюши и мишутки». Давайте произнесем 3 раза эту скороговорку, чтобы он смог ее запомнить. (Дети произносят четко скороговорку все вместе и индивидуально). Посмотрим на план (слайд 11). Как вы думаете, ребята, мы справились со всеми заданиями? (да). Ой, посмотрите на экран, а вот и пропавшие буквы (слайд 12). Они снова вернулись к смешарикам. Какие теперь смешарики? (слайд 13)…
(веселые, радостные, счастливые). Чему они радуются?
Итог:
Логопед: Что мы делали на занятии? Что больше всего понравилось? Дорогие, ребята, вы будущие ученики. И, чтобы у вас не произошло такой же истории, всегда выполняйте все задания вовремя. А смешарики еще раз благодарят вас за помощь и….. посмотрите на экран, что-то для вас приготовили (сюрприз, подарок). (слайд 14). Логопед угощает детей из маленькой коробочки жевательными конфетами, на фантиках которых изображены герои мультфильма «Смешарики».