Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми.
Задачи:
- закрепить уже имеющиеся знания детей о космосе;
- расширять представления о космосе;
- развивать творческие способности детей, внимание, память;
- развивать моторные функции детей, речь, воображение, наблюдательность;
- развивать знания об освоении человеком космического пространства, о первом полете Ю. А. Гагарина;
- воспитывать чувство гордости за свою Родину;
- воспитывать уважение к профессии космонавта;
- воспитывать желание быть здоровым, сильным и смелым.
Оборудование:
- макет ракеты;
- воздушные шары 10 шт.;
- обручи 4 шт.;
- мультимедийная установка;
- 2 столика
Материал:
- карточки с изображением предметов: книга, блокнот, авторучка, скафандр, яблоко, тюбик с манной кашей, тюбик – торт, будильник, колбаса. (2 комплекта);
- карточки с буквами К, О, С, М, О, Н, А, В, Т. (2 комплекта);
- таблички с надписями: Земля, Марс, Венера. (2 комплекта).
Ход мероприятия
На заставке мультимед. установки звездное небо
Воспитатель:
Синее небо открыло
Жёлто-оранжевый глаз.
Солнце – дневное светило
Ласково смотрит на нас.
Кружится плавно планета
В зыбком мерцанье огней.
В Космосе где-то комета
Следом стремится за ней.
Рвётся с орбиты Меркурий,
Хочет Венеру обнять.
Этим магнитные бури
Может Меркурий поднять.
Дальние звёзды мигают,
Что-то сигналя Земле.
Чёрные дыры зияют
Вечной загадкой во мгле.
Ребята, наш праздник мы сегодня посвящаем дню космоса и первому полету первого в мире космонавта Юрия Гагарина. 12 апреля 1961 года в нашей стране был выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль – спутник “Восток” с человеком на борту. Пилотом – космонавтом которого являлся наш русский летчик Гагарин Юрий Алексеевич.
Рассвет еще не значит ничего,
Обычные последние известия.
А он уже летит через созвездия,
Земля проснется с именем его…
Мир затаил дыхание. Мир слушал голос человека пролетающего над океанами и странами и люди в этих странах повторяли: “Гагарин”, “Юрий”… Земля узнала человека, проложившего дорогу к звездам. Он стал героем всей Земли. Так появилось слово КОСМОНАВТ. (Указывает на портрет Ю.А. Гагарина, появившийся на мультимед. установке)
Рисунок 1
Ребенок 1:
Живем мы на нашей планете
В такой замечательный век.
И первый из первых в ракете
Наш русский летел человек!
Летел он один по Вселенной,
Чтоб снова вернуться к Земле!
Воспитатель: После старта Юрия Гагарина прошло много лет. За это время многое изменилось в космонавтике: и техника, и подготовка экипажей…Стартуют новые корабли, спутники кружат вокруг нашей планеты. В космосе работают мужественные, смелые люди, герои! Посмотрите, ребята на них. (Указывает на портреты космонавтов, называя их имена, появившиеся на мульитмед. установке)
После демонстрации портретов космонавтов заставка на экране Звездное небо.
Ребенок 2:
Мчатся ракеты к дальним мирам,
К подвигам сердце рвется…
Кто верит крылатым, как песня мечтам,
Тот цели своей добьется!
Воспитатель: Первыми космонавтами были пилоты – летчики. Потом работу в космосе продолжили конструкторы, врачи. Сейчас космос зовет тех, кто умеет управлять компьютерами, плавить металл, проводить монтажные и разгрузочные работы.
Ребенок 3:
Нашим ученым дороги ясны
Будут в космической мгле,
Но эти дороги затем лишь нужны,
Чтоб лучше жилось на Земле.
Проложим дороги к далеким мирам,
В ракетах к Луне полетим,
И если мы встретим ровесников там,
То в гости к себе пригласим.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите побывать в космосе?
Дети: Да!
Ребенок 4:
Если в космос мы хотим,
Значит скоро полетим!
Самым дружным будет наш,
Наш веселый экипаж!
Заранее подготовленная аудиозапись – голос: Внимание! Внимание! Говорит пульт управления. Мы с вами находимся в районе стартовой площадке космодрома “Дружба”. Сюда прибыли первые пассажиры, участники первого пассажирского рейса “Земля – Марс – Луна – Земля”. Участник рейса прошли сложные испытания и сейчас покажут нам свою готовность №1.
Заранее сформированные и немного подготовленные команды поочередно произносят название ракеты. Названия ракет могут быть разные: “Дружба”, Звездолет”, “Космос”, “Смелые” и т.д.)
Командир 1-й команды: Команда к полету готова! Командир (фамилия, имя)
Командир 2-й команды: Команда к полету готова! Командир (фамилия, имя)
Воспитатель: В полете каждый космонавт должен выполнять космические правила. Я буду называть начало правила, а вы все вместе должны его продолжить.
Главным правилом у нас –
Дети: Выполнять любой приказ!
Воспитатель: Космонавтом хочешь стать –
Дети: Должен много много знать!
Воспитатель: Любой космический маршрут
Дети: Открыт для тех, кто любит труд!
Воспитатель: Только дружных звездолет
Дети: Может взять с собой в полет!
Воспитатель: Скучных, хмурых и сердитых
Дети: Не возьмем мы на орбиту!
Воспитатель: Внимание, начинается запуск ракет! Команды по ракетам!
(Запуск ракеты сопровождается шумовыми эффектами, записанными на диск и на мультимед. установке демонстрируется полет ракеты)
Воспитатель: Внимание! Всем приготовиться к запуску! Пристегнуть ремни!
Командиры: Есть пристегнуть ремни!
Воспитатель: Запустить двигатели!
Командиры: Есть запустить двигатели!
Воспитатель: Пять, четыре, три, два, один, пуск!
Поднимается ракета,
Чертит небо ярким светом.
Оказались на орбите
Ура! Ура! Ура! Летим!
В полете командам предлагаются конкурсы-соревнования.
Игра-эстафета “Что возьмем с собой в космос”
На полу разложены два комплекта карточек с изображением предметов: книга, блокнот, авторучка, скафандр, кошка, яблоко, тюбик с манной кашей, тюбик торт, фотография ребенка, будильник, колбаса. В ходе эстафеты каждый игрок должен взять по одной карточке с изображением того, что космонавт на самом деле может взять с собой на космический корабль.
Ребенок 5:
Летит в космической дали
Стальной корабль
Вокруг Земли.
И хоть малы его окошки,
Всё видно в них,
Как на ладошке:
Степной простор,
Морской прибой,
А может быть
И нас с тобой!
Дидактическая игра “В космос всем открыта дверь, ну-ка сам себя проверь!”
Ведущий просит детей представить, будто они летят в ракете, задавая детям вопросы.
Предлагаемые вопросы следует обсудить с детьми ранее.
- Когда отмечается день космонавтики?
- Можно ли назвать Юрия Гагарина героем? Почему?
- Какие профессии побывали в космосе?
- Как называется транспорт, на котором осуществляют полеты в космос?
- Как называется самая жаркая звезда?
- Как называется спутник Земли?
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Ребенок 6:
Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.
Следует, ребята знать
Нужно всем подольше спать.
Ну а утром не лениться –
На зарядку становиться!
Чистить зубы, умываться,
И почаще улыбаться,
Закаляться, и тогда
Не страшна тебе хандра!
Игра “Кто вперед надует шары”
Участвуют 5 человек от каждой команды. Детям предлагается по одному воздушному шару, которые они должны надуть. Чья команда сделает это вперед, та и выигрывает в данном задании.
Воспитатель: Настало время узнать, на сколько наши юные космонавты внимательны.
Дидактическая игра “Составь слово КОСМОНАВТ”
На маленьких столиках беспорядочно расположены карточки с буквами. Детям предлагается сложить слово КОСМОНАВТ.
На заставке мультимед. установки появляется изображение планет.
Ребенок 7:
По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
За ним – Нептун.
Он восьмым идет по счету,
А за ним уже потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Рисунок 2
Подвижная игра-эстафета “Невесомость”
У стартовой черты стоит табличка с надписью ЗЕМЛЯ, на противоположной стороне находятся таблички с надписью МАРС, ВЕНЕРА, между планетами ЗЕМЛЯ – МАРС - ВЕНЕРА на равном расстоянии лежат обручи, внутри которых надпись НЕВЕСОМОСТЬ. Команды должны “пролететь” С Земли до Венеры, но встретив на пути “невесомость” преодолеть ее, пропрыгивая на одной ноге вокруг обруча.
Рисунок 3
Воспитатель:
Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет.
Человек им управляет.
Что такое? (Звездолет)
Крыльев нет, но это птица,
Полетит и прилунится. (Луноход)
Ребята, мы стали космонавтами. Какие качества необходимы космонавту? Каким должен быть космонавт?
Дети: Смелым, честным, находчивым, любознательным, скромным, добрым…
Воспитатель: Наш полет завершается! Внимание! Всем приготовиться к спуску!
Командиры: Есть приготовиться к спуску!
На заставке мультимед. установки вновь появляется летящая ракета и ее шумовой эффект.
Подведение итогов и награждение.