Урок русского языка по теме "Слова, называющие предметы". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Педагогические задачи:

  • создать условия для овладения понятием “Имя существительное”;
  • научить называть слова, обозначающие предметы.

Планируемые результаты образования:

Предметные:

  • научатся решать учебные и практические задачи,
  • осознавать цели и ситуации устного общения;
  • получат возможность научиться различать слова называющие предметы, задавать к ним вопросы, соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.

Метапредметные:

Познавательные:

общеучебные – постановка вопросов к словам, обозначающим предмет; группировка слов по заданному признаку;

логические – преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу.

Регулятивные: оценивать собственную речь и речь собеседника с точки зрения соблюдения правил речевого этикета и норм произношения.

Коммуникативные: применять в общении диалогическую форму речи согласно выработанным правилам, излагать мысли последовательно, ясно и просто.

Личностные: проявлять устойчивое стремление к процессу общения, заинтересованность в получении совета с целью улучшения учебных результатов; осуществляют самоконтроль: соотносят собственный ответ с предложенным вариантом; обнаруживают настойчивость и терпение в преодолении трудностей.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки для индивидуальной и групповой работы, тетради, учебники.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Сегодня на урок возьмём с собой улыбки и хорошее настроение. Посмотрим, какое оно у вас.

Слайд 1

- У меня два солнышка – грустное и веселое. Хлопните в ладоши, у кого грустное настроение. А теперь, у кого радостное.

- Надеюсь у кого настроение грустное станет радостным. Пожелаем друг другу удачи и улыбнемся.

II. Минутка каллиграфии.

- Итак, у нас с вами урок русского языка. Чтобы красиво и правильно писать нужно, помнить о правилах посадки при письме. Сели правильно, открыли тетрадь. Запишите с доски число, классная работа.

Слайд 2.

- Обратите внимание на экран. Написание каких букв мы сегодня повторим? (Л, м)

- Чем похожи и чем различаются они? (Количеством элементов)

- Какие элементы мы используем для их написания? (Наклонные прямые палочки с закруглением влево и вправо)

- Запишите красиво эти буквы в тетрадь.

III. Актуализация знаний.

- Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. Человек с рождения жадно смотрит на мир и хочет знать и называть все то что его окружает.

IV. Словарная работа.

- Посмотрите на доску. Что это за слова? (Словарные)

Как вы думаете, что нужно сделать? (Вставить пропущенные буквы)

Словарь: г…род, т…варищ, д…рога, с…рока,в…р…бей, щ…вель.

Запишите эти слова в тетрадь и вставьте пропущенные буквы. (1 уч-ся у доски)

- Давайте проверим.

- Поднимите руку, кто не сделал ни одной ошибки. Молодцы.

- У кого были допущены ошибки? Вам нужно подучить написание всех словарных слов.

- Как вы считаете, написание всех словарных слов мы знаем? (Нет)

- Сегодня мы с вами познакомимся с новыми словарными словами. А какими, вы узнаете, если отгадаете загадки.

То я в клетку, то - в линейку
Написать по ним сумей-ка! (Тетрадь)

Слайд со словарным словом

- Разделите слово на слоги. Сколько в нем слогов? (2)

- Какой слог по счету ударный? (2)

- А что такое тетрадь? (Учебная принадлежность для выполнения письменных работ).

- Запишите это слово в тетрадь.

Черный Ивашка,
Деревянная рубашка.
Где носом проведет,
Там и след кладет. (Карандаш)

- Разделите это слово на слоги. Сколь слогов? (3)

- Какой слог по счету ударный? (3)

- Что такое карандаш? (Письменная принадлежность применяемая для письма, рисования и черчения).

- Запишите новое слово в тетрадь.

- Устно составьте с новыми словарными словами предложения.

- Какой вопрос мы зададим к словам тетрадь и карандаш? (Что)

- Что называют эти слова? (Предметы)

V. “Открытие” новых знаний.

1. - Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Слайд 3

- Да, правильно мы будем работать со словами, называющими предметы.

- Какие же задачи вы поставите для себя?

(1. Научиться находить слова, называющие предметы в тексте.

2. Задавать к этим словам вопросы.)

Слайд 4

- Давайте вспомним: какие вопросы можно задать к словам: портфель, школа, умный, учиться?

- Какие слова мы отнесем к называющим предметы. (Портфель, школа)

2. Работа с учебником

- Откроем учебники на с 53 Упр. 1 (фронтальная работа).

Обучающиеся по очереди называют и записывают у доски слова, к которым можно задать вопрос что?

Слайд 5

- А теперь выберите правильный ответ:

1. Выписанные слова обозначают предметы.

2. Выписанные слова называют признак предмета.

3. Выписанные слова называют, то, что делает предмет.

- Какие слова вы не выписали? Почему? (Они не отвечают на вопрос что?)

- Можно ли задать к ним вопрос? (Да)

VI. Физкультминутка для глаз.

(Работа с офтальмотренажером: проследить глазами в направлении стрелок. Глаза зажмурить и открыть 4 раза.

- Выполнение упр.2 по карточкам (3 человека). Поиск слов с определенным значением. (Слова обозначающие явления природы).

Слайд 6

Самостоятельная работа остальных обучающихся с заданием на экране.

- Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Выписать слова, отвечающие на вопрос что?)

- Проверим выполнение задания. Назовите выписанные слова. Сверьтесь с экраном.

4. Работа в парах.

- А теперь поработаем в парах, выполнив упр. 3.

- Напоминаю работая в паре вы помогаете друг другу, оказываете совместную поддержку. Найдите и выпишите слова, которые не отвечают на вопрос что?

- Проверим выполнения работы. Зачитайте ответственные те слова, которые выписали.

- Какой вопрос вы задали к этим словам? (Кто?)

- А можно ли к одному слову задать два вопроса кто? и что?? Как вы думаете? Почему?

- Кого называют слова, отвечающие на вопрос кто? (Живые предметы)

Слайд 7

- Обрати внимание на следующий слайд на экране.

Прочитаем.

- Наш урок мы назвали “Слова, называющие предметы”. Как теперь можно назвать урок иначе? (Имена существительные)

VII. Физкультминутка

- Встали все. Немного отдохнем. Я буду называть предметы, если слово отвечает на вопрос кто? вы поднимаете руки вверх, если на вопрос что? приседаете.

VIII. Закрепление материала.

Работа в группах.

- Теперь поработаем в группах. Повернулись друг другу. У нас четыре группы. В каждой группе есть ответственный. Возьмите задание, внимательно прочитайте и приступайте к выполнению. Обсуждение ведем тихонько, чтобы никому не мешать.

1 группа – подчеркнуть слова, отвечающие на вопрос что?

Учитель, тётя, солнце, портфель, бабушка, обувь

2 группа - подчеркнуть слова, отвечающие на вопрос кто?

Учитель, тётя, солнце, портфель, бабушка, обувь

3 группа - подчеркнуть слова, отвечающие на вопрос что?

Мама, дождь, врач, мороженое, дверь, кошка

4 группа - подчеркнуть слова, отвечающие на вопрос кто?

Мама, дождь, врач, мороженое, дверь, кошка

- Проверка работы по группам.

- На какие же вопросы отвечали данные слова?

- Что они называют?

- Слова, отвечающие на вопросы кто? и что?, называющие предметы как называются? (Имя существительное).

IX. Итог урока.

- В начале урока вы поставили пред собой цели:

Научиться находить слова называющие предметы.

- Как вы считаете, научились?

- Вторая цель была – задавать к словам вопросы.

- Умеете теперь вы задавать вопросы?

- Как вы считаете, поставленные цели мы выполнили?

- А если мы с вами все цели выполнили. Как вы думаете, урок удался?

X. Д/з.

- Чтобы закрепить знания полученные на сегодняшнем уроке дома выполните упр. 4, с 55. Запишите задание в дневник.

XI. Рефлексия.

- Незаметно пролетел наш урок. Много сегодня мы с вами трудились, вы узнали много нового. Давайте проверим наше настроение. (Грустное и веселое солнце)