Педагогические задачи:
- создать условия для овладения понятием “Имя существительное”;
- научить называть слова, обозначающие предметы.
Планируемые результаты образования:
Предметные:
- научатся решать учебные и практические задачи,
- осознавать цели и ситуации устного общения;
- получат возможность научиться различать слова называющие предметы, задавать к ним вопросы, соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.
Метапредметные:
Познавательные:
общеучебные – постановка вопросов к словам, обозначающим предмет; группировка слов по заданному признаку;
логические – преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу.
Регулятивные: оценивать собственную речь и речь собеседника с точки зрения соблюдения правил речевого этикета и норм произношения.
Коммуникативные: применять в общении диалогическую форму речи согласно выработанным правилам, излагать мысли последовательно, ясно и просто.
Личностные: проявлять устойчивое стремление к процессу общения, заинтересованность в получении совета с целью улучшения учебных результатов; осуществляют самоконтроль: соотносят собственный ответ с предложенным вариантом; обнаруживают настойчивость и терпение в преодолении трудностей.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки для индивидуальной и групповой работы, тетради, учебники.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Сегодня на урок возьмём с собой улыбки и хорошее настроение. Посмотрим, какое оно у вас.
Слайд 1
- У меня два солнышка – грустное и веселое. Хлопните в ладоши, у кого грустное настроение. А теперь, у кого радостное.
- Надеюсь у кого настроение грустное станет радостным. Пожелаем друг другу удачи и улыбнемся.
II. Минутка каллиграфии.
- Итак, у нас с вами урок русского языка. Чтобы красиво и правильно писать нужно, помнить о правилах посадки при письме. Сели правильно, открыли тетрадь. Запишите с доски число, классная работа.
Слайд 2.
- Обратите внимание на экран. Написание каких букв мы сегодня повторим? (Л, м)
- Чем похожи и чем различаются они? (Количеством элементов)
- Какие элементы мы используем для их написания? (Наклонные прямые палочки с закруглением влево и вправо)
- Запишите красиво эти буквы в тетрадь.
III. Актуализация знаний.
- Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. Человек с рождения жадно смотрит на мир и хочет знать и называть все то что его окружает.
IV. Словарная работа.
- Посмотрите на доску. Что это за слова? (Словарные)
Как вы думаете, что нужно сделать? (Вставить пропущенные буквы)
Словарь: г…род, т…варищ, д…рога, с…рока,в…р…бей, щ…вель.
Запишите эти слова в тетрадь и вставьте пропущенные буквы. (1 уч-ся у доски)
- Давайте проверим.
- Поднимите руку, кто не сделал ни одной ошибки. Молодцы.
- У кого были допущены ошибки? Вам нужно подучить написание всех словарных слов.
- Как вы считаете, написание всех словарных слов мы знаем? (Нет)
- Сегодня мы с вами познакомимся с новыми словарными словами. А какими, вы узнаете, если отгадаете загадки.
То я в клетку, то - в линейку
Написать по ним сумей-ка! (Тетрадь)
Слайд со словарным словом
- Разделите слово на слоги. Сколько в нем слогов? (2)
- Какой слог по счету ударный? (2)
- А что такое тетрадь? (Учебная принадлежность для выполнения письменных работ).
- Запишите это слово в тетрадь.
Черный Ивашка,
Деревянная рубашка.
Где носом проведет,
Там и след кладет. (Карандаш)
- Разделите это слово на слоги. Сколь слогов? (3)
- Какой слог по счету ударный? (3)
- Что такое карандаш? (Письменная принадлежность применяемая для письма, рисования и черчения).
- Запишите новое слово в тетрадь.
- Устно составьте с новыми словарными словами предложения.
- Какой вопрос мы зададим к словам тетрадь и карандаш? (Что)
- Что называют эти слова? (Предметы)
V. “Открытие” новых знаний.
1. - Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
Слайд 3
- Да, правильно мы будем работать со словами, называющими предметы.
- Какие же задачи вы поставите для себя?
(1. Научиться находить слова, называющие предметы в тексте.
2. Задавать к этим словам вопросы.)
Слайд 4
- Давайте вспомним: какие вопросы можно задать к словам: портфель, школа, умный, учиться?
- Какие слова мы отнесем к называющим предметы. (Портфель, школа)
2. Работа с учебником
- Откроем учебники на с 53 Упр. 1 (фронтальная работа).
Обучающиеся по очереди называют и записывают у доски слова, к которым можно задать вопрос что?
Слайд 5
- А теперь выберите правильный ответ:
1. Выписанные слова обозначают предметы.
2. Выписанные слова называют признак предмета.
3. Выписанные слова называют, то, что делает предмет.
- Какие слова вы не выписали? Почему? (Они не отвечают на вопрос что?)
- Можно ли задать к ним вопрос? (Да)
VI. Физкультминутка для глаз.
(Работа с офтальмотренажером: проследить глазами в направлении стрелок. Глаза зажмурить и открыть 4 раза.
- Выполнение упр.2 по карточкам (3 человека). Поиск слов с определенным значением. (Слова обозначающие явления природы).
Слайд 6
Самостоятельная работа остальных обучающихся с заданием на экране.
- Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Выписать слова, отвечающие на вопрос что?)
- Проверим выполнение задания. Назовите выписанные слова. Сверьтесь с экраном.
4. Работа в парах.
- А теперь поработаем в парах, выполнив упр. 3.
- Напоминаю работая в паре вы помогаете друг другу, оказываете совместную поддержку. Найдите и выпишите слова, которые не отвечают на вопрос что?
- Проверим выполнения работы. Зачитайте ответственные те слова, которые выписали.
- Какой вопрос вы задали к этим словам? (Кто?)
- А можно ли к одному слову задать два вопроса кто? и что?? Как вы думаете? Почему?
- Кого называют слова, отвечающие на вопрос кто? (Живые предметы)
Слайд 7
- Обрати внимание на следующий слайд на экране.
Прочитаем.
- Наш урок мы назвали “Слова, называющие предметы”. Как теперь можно назвать урок иначе? (Имена существительные)
VII. Физкультминутка
- Встали все. Немного отдохнем. Я буду называть предметы, если слово отвечает на вопрос кто? вы поднимаете руки вверх, если на вопрос что? приседаете.
VIII. Закрепление материала.
Работа в группах.
- Теперь поработаем в группах. Повернулись друг другу. У нас четыре группы. В каждой группе есть ответственный. Возьмите задание, внимательно прочитайте и приступайте к выполнению. Обсуждение ведем тихонько, чтобы никому не мешать.
1 группа – подчеркнуть слова, отвечающие на вопрос что?
Учитель, тётя, солнце, портфель, бабушка, обувь
2 группа - подчеркнуть слова, отвечающие на вопрос кто?
Учитель, тётя, солнце, портфель, бабушка, обувь
3 группа - подчеркнуть слова, отвечающие на вопрос что?
Мама, дождь, врач, мороженое, дверь, кошка
4 группа - подчеркнуть слова, отвечающие на вопрос кто?
Мама, дождь, врач, мороженое, дверь, кошка
- Проверка работы по группам.
- На какие же вопросы отвечали данные слова?
- Что они называют?
- Слова, отвечающие на вопросы кто? и что?, называющие предметы как называются? (Имя существительное).
IX. Итог урока.
- В начале урока вы поставили пред собой цели:
Научиться находить слова называющие предметы.
- Как вы считаете, научились?
- Вторая цель была – задавать к словам вопросы.
- Умеете теперь вы задавать вопросы?
- Как вы считаете, поставленные цели мы выполнили?
- А если мы с вами все цели выполнили. Как вы думаете, урок удался?
X. Д/з.
- Чтобы закрепить знания полученные на сегодняшнем уроке дома выполните упр. 4, с 55. Запишите задание в дневник.
XI. Рефлексия.
- Незаметно пролетел наш урок. Много сегодня мы с вами трудились, вы узнали много нового. Давайте проверим наше настроение. (Грустное и веселое солнце)