Цели.
Задачи:
- развитие интереса к витражному искусству;
- формирование умений в составлении композиции для практического применения;
- развитие художественных навыков при выборе цвета в составлении витража.
Тип: комбинированный (проверка знаний, усвоение новых, применение).
Вид: урок учебно-творческой деятельности.
Метод: интерактивный (объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, проблемно-развивающий, алгоритмический).
Вопросы:
- значение витража;
- виды витража;
- техника выполнения витража.
Оборудование: иллюстрации витражей (презентация), технологический алгоритм работы, основные понятия по словарю Ожегова, инструкции по безопасности работы, стекла и составы для изготовления витражей и пр.
Работа осуществлялась в несколько этапов:
- подготовительный (сбор информации, распределение ролей);
- планирование работы (распределение обязанностей, разбиение на группы, выработка плана действий);
- работа в группах (подбор материала, красок, обсуждение данного эскиза).
Ход урока
Оргмомент.
Сообщение цели.
Актуализация опорных знаний.
Во все времена самыми роскошными нарядными окнами были окна в виде витражей. Когда сквозь высокие проемы окон проникают солнечные лучи, витражи-картины, витражи-узоры как-будто вспыхивают, загораются ярким цветом, начинают светиться, преображая внутреннее пространство, наполняя его фантастической игрой цветного света.
Витраж выглядит как стеклянная мозаика. Куски цветных стекол крепятся в металлических переплетах специальной сквозной рамы-каркаса (арматура).
Именно в витраже удивительным образом соединились цвет и черная контурная линия, превратившись в диковинный узор.
- Что же такое витраж?
- Как его изготовляют? Из чего?
На эти вопросы мы ответим на сегодняшнем нашем уроке.
- До урока первой группе ребят, необходимо было приготовить информационный материал по витражам. (Показ слайдов)
- Витраж – это сюжетная или орнаментальная декоративная композиция из фрагментов стекла или другого сходного материала, который способен пропускать свет.
- Слово “витраж” произошло от французского vitre (оконное стекло). Так называли просвечивающиеся стеклянные картины.
- В наше время витражи изготовляют из бумаги, пленки, соломки, пластилина.
- В наше время расширено понятие “витраж”. Витражом называют любое декоративное стеклянное заполнение оконных и дверных проемов, фонарей, плафонов, куполов, сплошных плоскостей и даже специальных украшений художественных изделий.
- Сделать настоящий витраж, используя цветные стекла - дело непростое, для этого необходимы профессиональное мастерство и особые условия, но можно сделать подобие витража, который сохранит эффект цветного свечения.
Витраж представляет собой декоративную композицию, в основе которой лежит волна с элементами в виде птиц и цветов. Волна – это новизна, подъем, стремление вперед. Птицы – это красота, любовь.
Используют разные цвета:
Красный – это сила, энергия, без которой не возможна жизнь.
Желтый – цвет царственности, славы, а также тепла и добра.
Синий – символ земной жизни, плодородия.
Белый – это символ чистоты, здоровья, согласия.
Учитель:
Работа по изготовлению витража развивает фантазию, эстетический вкус, Способность выражать своё отношение к окружающему миру. Формирует интерес к художественным традициям своего народа. Способствует развитию умений и навыков. Воспитывает художественный вкус.
Учитель: В настоящее время витраж обрел новую жизнь: он украшает общественные здания (окна, двери, интерьерные перегородки), изменяя их облик. Витражи в России все больше входят в моду. Декоративные возможности витражного стекла огромны. Это не просто функциональная часть интерьера, это свет, цвет, настроение.
2 группа Необходимо было найти рисунки с изображением витражей (показ – где используют витраж).
3 группа Сделать дома со взрослыми витраж (используя , изучив информационную карту. С.103 тетради (показ).
Ученик объяснит порядок изготовления по карте.
Учитель: Витраж из стекла – самый сложный по изготовлению.
- Витражи можно делать не только из стекла, а также из пластилина, ткани, бумаги, пленки, и рисовать красками. (Показ слайдов)
Правила гигиены и безопасности труда:
- рабочую зону накрыть пленкой;
- для защиты от загрязнения надеть фартуки;
- на рабочем столе должен находиться лоток для мусора;
- рабочие приборы размещать справа;
- будьте внимательны при работе с ножницами, краской, стеклом.
- Наша цель: разными способами выполнить витраж одного и того же рисунка “бабочка” (это символ жизни).
Главная особенность витражей:
Все контурные линии озображения должны соприкасаться друг с другоми с самой рамкой, как бы дробить рисунок на выразительные по очертаниям части – ячейки, в которых потом появятся цветные стекла.
Физкультминутка
Примерный технологический алгоритм изготовления витража
Составить алгоритм с помощью карточек-операций. Карточки в разброс, необходимо их разместить по порядку)
- Обезжирить поверхность стекла.
- Подобрать эскиз.
- Выполнить контурный рисунок. (Обвести)
- Подготовить состав для росписи. (Краски, пластилин, бумагу)
- Роспись в различной технике.
- Обвести контуры витража
Работа над композицией (по группам)
1-я гр. будет рисовать акварельными красками на стекле.
2-я гр. из бумаги.
3-я гр. пластилина.
- Ваше стекло уже обезжирено ацетоном. Это для того, чтобы не было разводов.
(Дифференцированная работа в группах в разной технике)
1 группа: рисование
- обвести рисунок фломастером или черным маркером на стекле;
- дать просохнуть;
- раскрасить рисунок разными цветами;
- дать просохнуть, чтобы не стекла краска;
- обведи контуры.
2 группа: из бумаги (см. стр.103, инструкционная карта)
1. обвести рисунок фломастером или черным маркером;
2. с помощью ножниц сделать прорези;
3. через прорези переведи рисунок на вторую основу;
4. добавь запас по краю детали;
5. вырежи детали;
6. наклей детали;
7 обведи контуры.
3 группа: из пластилина
1. обвести рисунок фломастером или черным маркером на стекле;
- дать просохнуть;
- нанести тонкий слой пластилина на части эскиза;
- обвести контуры.
Оценивание, самооценка деятельности.
Итог. Где мы можем использовать свои работы? (При оформлении; подарить, как картину)
Урок технологии на тему “Витражные
фантазии”.
Запланированный урок по программе
Цели.
Образовательные
- Дать понятие " витраж",обобщив знания учащихся.
- Ознакомить с технологическим процессом создания витража в современных условиях быта.
- Научить учащихся выполнять витраж в бумажной технике, методом рисования, и при помощи пластилина.
Развивающие
- Способствовать развитию познавательной активности с помощью проблемных ситуаций и практической деятельности.
- Создать условия для развития коммуникативно-творческой способности, креативного мышления, моторики рук.
Воспитательная:
- Содействовать эстетическому воспитанию.
Тип урока – комбинированный (сюда входят и проверка знаний, которые уже имеются у учащихся; усвоение новых знаний; применение знаний на практике)
Вид урока – учебно-творческая деятельность.
Методы - интерактивный (объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, проблемно-развивающий, алгоритмический).
Работа осуществляется в несколько этапов:
- подготовительный (сбор информации, распределение ролей);
- планирование работы (распределение обязанностей, разбиение на группы, выработка плана действий);
- работа в группах (подбор материала, красок, обсуждение данного эскиза.
На данном уроке были использованы следующие технологии:
- Коммуникативные (работа в группах, идет взаимообучение, содружество, дискуссия).
- Исследовательские (дети находили пути последовательности работы, решали проблемную ситуацию, как изготовляют витраж, выбирали материал, анализировали свою деятельность).
На уроке использованы личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсально учебные действия.
Личностные. У учащихся в процессе работы формируется логическое, образное и художественное мышление.
Регулятивные. Дети умеют планировать работу, составлять план и последовательность действий, выделять главное в работе.
Познавательные. Самостоятельно формулируют цель, осознанно высказываются, моделируют, умеют работать с разными материалами и инструментами. Соблюдают технику безопасности и правила работы с инструментами.
Коммуникативные. Планируют, принимают решение при выборе действий. Владеют монологической и диалогической формой речи.
Урок соответствует требованиям проектной деятельности.
Идет усвоение знаний и умений. Осуществляется совместный поиск решения проблемы. Присутствует межпредметная связь (ИЗО, технология, окружающий мир).
Урок прошел в интересной форме. Дети смогли сами себе дать оценку за проделанную работу. На уроке просматривается ситуация успеха, дети довольны своей работой.