Урок-проект "Витражные фантазии". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели.

  • Дать понятие "витраж", обобщив знания учащихся.
  • Ознакомить с технологическим процессом  создания витража в  современных  условиях быта.
  • Научить учащихся выполнять витраж в бумажной технике, методом рисования, и при помощи пластилина.
  • Способствовать развитию познавательной активности с помощью проблемных ситуаций и практической деятельности.
  • Создать условия для развития  коммуникативно-творческой способности, креативного мышления, моторики рук.
  • Содействовать  эстетическому воспитанию.

Задачи:

- развитие интереса к витражному искусству;

- формирование умений в составлении композиции для практического применения;

- развитие художественных навыков при выборе цвета в составлении витража.

Тип: комбинированный (проверка знаний, усвоение новых, применение).

Вид: урок учебно-творческой деятельности.

Метод: интерактивный (объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, проблемно-развивающий, алгоритмический).

Вопросы:

- значение витража;

- виды витража;

- техника выполнения витража.

Оборудование: иллюстрации витражей (презентация), технологический алгоритм работы, основные понятия по словарю Ожегова, инструкции по безопасности работы, стекла и составы для изготовления витражей и пр.

Работа осуществлялась в несколько этапов:

  • подготовительный (сбор информации, распределение ролей);
  • планирование работы (распределение обязанностей, разбиение на группы, выработка плана действий);
  • работа в группах (подбор материала, красок, обсуждение данного эскиза).

Ход урока

Оргмомент.

Сообщение цели.

Актуализация опорных знаний.

Во все времена самыми роскошными нарядными окнами были окна в виде витражей. Когда сквозь высокие проемы окон проникают солнечные лучи, витражи-картины, витражи-узоры как-будто вспыхивают, загораются ярким цветом, начинают светиться, преображая внутреннее пространство, наполняя его фантастической игрой цветного света.

Витраж выглядит как стеклянная мозаика. Куски цветных стекол крепятся в металлических переплетах специальной сквозной рамы-каркаса (арматура).

Именно в витраже удивительным образом соединились цвет и черная контурная линия, превратившись в диковинный узор.

- Что же такое витраж?

- Как его изготовляют? Из чего?

На эти вопросы мы ответим на сегодняшнем нашем уроке.

- До урока первой группе ребят, необходимо было приготовить информационный материал по витражам. (Показ слайдов)

  1. Витраж – это сюжетная или орнаментальная декоративная композиция из фрагментов стекла или другого сходного материала, который способен пропускать свет.
  2. Слово “витраж” произошло от французского vitre (оконное стекло). Так называли просвечивающиеся стеклянные картины.
  3. В наше время витражи изготовляют из бумаги, пленки, соломки, пластилина.
  4. В наше время расширено понятие “витраж”. Витражом называют любое декоративное стеклянное заполнение оконных и дверных проемов, фонарей, плафонов, куполов, сплошных плоскостей и даже специальных украшений художественных изделий.

- Сделать настоящий витраж, используя цветные стекла - дело непростое, для этого необходимы профессиональное мастерство и особые условия, но можно сделать подобие витража, который сохранит эффект цветного свечения.

Витраж представляет собой декоративную композицию, в основе которой лежит волна с элементами в виде птиц и цветов. Волна – это новизна, подъем, стремление вперед. Птицы – это красота, любовь.

Используют разные цвета:

Красный – это сила, энергия, без которой не возможна жизнь.

Желтый – цвет царственности, славы, а также тепла и добра.

Синий – символ земной жизни, плодородия.

Белый – это символ чистоты, здоровья, согласия.

Учитель:

Работа по изготовлению витража развивает фантазию, эстетический вкус, Способность выражать своё отношение к окружающему миру. Формирует интерес к художественным традициям своего народа. Способствует развитию умений и навыков. Воспитывает художественный вкус.

Учитель: В настоящее время витраж обрел новую жизнь: он украшает общественные здания (окна, двери, интерьерные перегородки), изменяя их облик. Витражи в России все больше входят в моду. Декоративные возможности витражного стекла огромны. Это не просто функциональная часть интерьера, это свет, цвет, настроение.

2 группа Необходимо было найти рисунки с изображением витражей (показ – где используют витраж).

3 группа Сделать дома со взрослыми витраж (используя , изучив информационную карту. С.103 тетради (показ).

Ученик объяснит порядок изготовления по карте.

Учитель: Витраж из стекла – самый сложный по изготовлению.

- Витражи можно делать не только из стекла, а также из пластилина, ткани, бумаги, пленки, и рисовать красками. (Показ слайдов)

Правила гигиены и безопасности труда:

  1. рабочую зону накрыть пленкой;
  2. для защиты от загрязнения надеть фартуки;
  3. на рабочем столе должен находиться лоток для мусора;
  4. рабочие приборы размещать справа;
  5. будьте внимательны при работе с ножницами, краской, стеклом.

- Наша цель: разными способами выполнить витраж одного и того же рисунка “бабочка” (это символ жизни).

Главная особенность витражей:

Все контурные линии озображения должны соприкасаться друг с другоми с самой рамкой, как бы дробить рисунок на выразительные по очертаниям части – ячейки, в которых потом появятся цветные стекла.

Физкультминутка

Примерный технологический алгоритм изготовления витража

Составить алгоритм с помощью карточек-операций. Карточки в разброс, необходимо их разместить по порядку)

  1. Обезжирить поверхность стекла.
  2. Подобрать эскиз.
  3. Выполнить контурный рисунок. (Обвести)
  4. Подготовить состав для росписи. (Краски, пластилин, бумагу)
  5. Роспись в различной технике.
  6. Обвести контуры витража

Работа над композицией (по группам)

1-я гр. будет рисовать акварельными красками на стекле.

2-я гр. из бумаги.

3-я гр. пластилина.

- Ваше стекло уже обезжирено ацетоном. Это для того, чтобы не было разводов.

(Дифференцированная работа в группах в разной технике)

1 группа: рисование

  1. обвести рисунок фломастером или черным маркером на стекле;
  2. дать просохнуть;
  3. раскрасить рисунок разными цветами;
  4. дать просохнуть, чтобы не стекла краска;
  5. обведи контуры.

2 группа: из бумаги (см. стр.103, инструкционная карта)

1. обвести рисунок фломастером или черным маркером;

2. с помощью ножниц сделать прорези;

3. через прорези переведи рисунок на вторую основу;

4. добавь запас по краю детали;

5. вырежи детали;

6. наклей детали;

7 обведи контуры.

3 группа: из пластилина

1. обвести рисунок фломастером или черным маркером на стекле;

  1. дать просохнуть;
  2. нанести тонкий слой пластилина на части эскиза;
  3. обвести контуры.

Оценивание, самооценка деятельности.

Итог. Где мы можем использовать свои работы? (При оформлении; подарить, как картину)

Урок технологии на тему “Витражные фантазии”.
Запланированный урок по программе

Цели.

Образовательные

  • Дать понятие " витраж",обобщив знания учащихся.
  • Ознакомить с технологическим процессом  создания витража в  современных  условиях быта.
  • Научить учащихся выполнять витраж в бумажной технике, методом рисования, и при помощи пластилина.

Развивающие

  • Способствовать развитию познавательной активности с помощью проблемных ситуаций и практической деятельности.
  • Создать условия для развития  коммуникативно-творческой способности, креативного мышления, моторики рук.

Воспитательная:

  • Содействовать   эстетическому воспитанию.

Тип урока – комбинированный (сюда входят и проверка знаний, которые уже имеются у учащихся; усвоение новых знаний; применение знаний на практике)

Вид урока – учебно-творческая деятельность.

Методы - интерактивный (объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, проблемно-развивающий, алгоритмический).

Работа осуществляется в несколько этапов:

  1. подготовительный (сбор информации, распределение ролей);
  2. планирование работы (распределение обязанностей, разбиение на группы, выработка плана действий);
  3. работа в группах (подбор материала, красок, обсуждение данного эскиза.

На данном уроке были использованы следующие технологии:

  1. Коммуникативные (работа в группах, идет взаимообучение, содружество, дискуссия).
  2. Исследовательские (дети находили пути последовательности работы, решали проблемную ситуацию, как изготовляют витраж, выбирали материал, анализировали свою деятельность).

На уроке использованы личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсально учебные действия.

Личностные. У учащихся в процессе работы формируется логическое, образное и художественное мышление.

Регулятивные. Дети умеют планировать работу, составлять план и последовательность действий, выделять главное в работе.

Познавательные. Самостоятельно формулируют цель, осознанно высказываются, моделируют, умеют работать с разными материалами и инструментами. Соблюдают технику безопасности и правила работы с инструментами.

Коммуникативные. Планируют, принимают решение при выборе действий. Владеют монологической и диалогической формой речи.

Урок соответствует требованиям проектной деятельности.

Идет усвоение знаний и умений. Осуществляется совместный поиск решения проблемы. Присутствует межпредметная связь (ИЗО, технология, окружающий мир).

Урок прошел в интересной форме. Дети смогли сами себе дать оценку за проделанную работу. На уроке просматривается ситуация успеха, дети довольны своей работой.

Презентация