Цели.
1. Закрепить умения решать задачи.
2. Развивать вычислительные навыки.
3. Воспитывать любовь к природе, учить её беречь.
Оборудование: картины о природе, таблицы для индивидуальной работы, карта.
Ход урока
Рефлексия.
1. На доске выставка картин о природе.
- Какое настроение у вас вызывают эти картины?
- Почему хорошее настроение?
2. Что вы можете рассказать о природе нашего края?
(Опора на карту)
Учитель: наш край располагается на острогах Среднерусской возвышенности, которая изрезана балками и оврагами. Это холмистая равнина. Характерная особенность ландшафта – меловые обнажения. Климат умеренный, средняя продолжительность солнцестояния – 1800 часов в год.
Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?
Формулировка темы урока.
Сообщение задач урока.
Математический диктант.
(Записать числа из сообщений учеников-экологов)
- В нашей области действуют около 30 общественных экологических объединений.
- На Лебединском горно-обогатительном комбинате сократили выбросы вредных веществ на 563 тонны в год.
- Старейший заповедный участок “Лес на Ворскле” создан в 1922 году на территории бывшей Заказной рощи графов Шереметевых на правом берегу реки Ворсклы. Здесь растут дубы, которым до 300 лет, имеется 25 видов мхов, 900 видов грибов, 61 вид лишайников, 550 видов цветковых растений и папоротников.
- Заповедный участок “Лыcые горы” создан в 1933 году в 7 километрах от города Губкина. Его ценность составляют степь и естественный широколиственный лес, 506 видов цветов, 17 видов млекопитающих, 84 вида птиц, 5 видов земноводных и пресмыкающихся.
(30, 563, 1922, 300, 25, 900, 61, 550, 1933, 7, 506, 17, 84, 5)
Работа в парах. Разделить числа на три группы.
Решение экологических задач.
- В Красную книгу России занесено 13 видов змей. Это на 11 больше, чем видов черепах, и на 7 больше, чем видов ящериц. Какие величины можно найти по данным задачи?
- В Сочинском национальном парке действует 9 школьных лесничеств. Они ежедневно изготавливают и развешивают 90 скворечников. Сформулировать вопрос таким образом, чтобы она решалась в 2 действия.
- Из 250000 видов растений Земли 1/10 часть находится на грани исчезновения. Сколько видов растений на Земле на грани исчезновения?
Физкультминутка. (Клипы для глаз о природе)
Самостоятельная работа по таблице.
Город | % загрязнения от автотранспорта |
Тюмень | 84 |
Воронеж | 78 |
Йошкар-Ола | 89 |
Махачкала | 72 |
Томск | 71 |
Пенза | 64 |
Белгород | 56 |
Новосибирск | 50 |
- Составить задачу на разностное сравнение по таблице, где указано 8 российских городов с наибольшим уровнем загрязнения от автотранспорта.
Работа в группах
- Все растения нашей планеты за год выделяют 400 млрд тонн кислорода, а поглощают при этом 600 млрд тонн углекислого газа. Почему на Земле не кончается кислород?
- Один бумажный пакет невидимки - микробы “съедят” за 2 года, полиэтиленовый пакет они будут “есть” на 18 лет дольше. За сколько лет невидимки “съедят” полиэтиленовый пакет?
- Благодаря помощи людей из 10 синиц зимой выживают 9. Сформулировать вопрос к этому условию задачи.
Итог урока.
Чему научил вас этот урок?
Какой вывод вы сделали для себя?
Любите родную природу –
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей!
Творческое домашнее задание.
Составить свою экологическую задачу.