Программа кружка "Хозяюшка"

Программа кружка “Хозяюшка” для детей 7-12 лет включает в себя учебные планы трех лет обучения, рисунки, выкройки.
Трудолюбие – главное богатство, которое мы должны передать своим детям, чтобы вырастить их достойными и счастливыми людьми.
Цели:
- формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
- воспитывать аккуратность и усидчивость;
- воспитывать уважение к труду;
- развивать активность и самостоятельность;
- создавать атмосферу доброжелательности и сотрудничества;
- формировать чувство самоконтроля;
- развивать эстетический и художественный вкус.
Задачи:
- воспитывать культуру труда;
- соблюдать технику безопасной работы;
- развивать зрительное восприятие;
- развивать мелкую моторику пальцев.
Основные разделы программы:
- вводное занятие;
- поделки из пластилина;
- поделки из соленого теста;
- фантазийные фонарики из бумаги;
- мягкая игрушка, игрушки из помпонов;
- вышивка;
- аппликация;
- декупаж;
- цветочные композиции из лент;
- сувениры;
Содержание программы направлено на выявление и развитие способностей у детей к различным видам рукоделия. Курс программы рассчитан на 3 года обучения. Программа включает теоретическую часть и практическую работу.
Этапы усвоения учебного материала
Этапы усвоения программы проходят под девизом: “Твори, выдумывай, пробуй!”.
Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: “Истоки способностей и дарования детей находятся на кончике их пальцев”. Поэтому занятия прикладным творчеством могут принести только пользу. Заинтересовать учащихся предстоящим трудом можно проведя экскурсию в кабинет технологии. Показать детские работы, познакомить с “бабушкины сундучком”, где хранятся “старые” вышивки.
Каждый из детей узнает на вводном занятии полезное и интересное для себя. Встречает новых друзей. Чтобы интерес к занятиям не падал, очень часто необходимо менять виды работ.
Важно, чтобы изделия учащихся нашли практическое применение в быту. Детям нравится выполнять поделки и дарить их близким и друзьям. Изготовление сувениров является закреплением умений и навыков выполнения ручных и машинных работ, необходимых для изготовления более сложных видов изделия.
Для учащихся 1-2 классов работа в кружке начинается с первых трудных шагов в освоении изготовления изделий. У них должен сформироваться интерес к декоративно-прикладному творчеству посредством изготовления изделий чудесного мира искусства.
Для учащихся 3-4 классов задания усложняются, изделия выполняются за несколько занятий.
Учащиеся 5-7 классов закрепляют умения и навыки выполнения ручных и машинных работ, необходимых для изготовлений сложных видов изделий.
Инструктаж по технике безопасности
Работа в кружке требует особой осторожности и внимания, поэтому соблюдение техники безопасности является обязательным.
Требования безопасности во время работы:
- содержите в порядке и чистоте рабочее место, не допускайте загромождения его инструментами и мусором;
- ни в коем случае не берите иголки и булавки в рот;
- храните иголки и булавки в определенном месте, не оставляйте их на рабочем месте;
- будьте внимательны, не отвлекайтесь и не мешайте другим;
- не размахивайте рукой с инструментом;
Требования безопасности при работе с ножницами:
- кладите ножницы справа от себя с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
- не подходите во время работы с ножницами к другим обучающимся;
- передавайте ножницы колечками вперед, с сомкнутыми лезвиями.
Требования безопасности при работе с иглами, булавками:
- иглы и булавки вкалывайте только в игольницу;
- помните количество игл и булавок, взятых для работы, в конце занятия проверьте их наличие.
Предполагается, что перед выполнением практических работ школьники должны освоить необходимый минимум теоретического материала. Основная форма обучения учебно-практическая деятельность. Залог успеха кружковой работы дружный и сплоченный коллектив.
Учебно-материальная и техническая база
Проводить кружок очень удобно в кабинете технологии (обслуживающий труд), где все необходимое оборудование: швейные машины, гладильные доски, удобные столы, ножницы, иглы и др. Кабинет отвечает всем требованиям безопасности труда, производственной санитарии.
Для проведения занятий по всем разделам необходимо иметь выкройки, лекала, образцы вышивок, образцы поэтапной работы, инструкционные карты. Работы учащихся нужно хранить в папках. Учащиеся учатся бережно обращаться с инструментами и материалами, содержать рабочее место в порядке.
Прогнозируемые результаты
Результатом работы с детьми по формированию интереса к рукоделию является:
- развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей
деятельности;
проявление познавательной активности к декоративно-прикладному творчеству; - формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками (умение общаться при коллективном выполнении работ);
- формирование основ экологической культуры, бережное отношение к
природе;
совершенствование мелкой и общей моторики рук; - работа и формированию интереса к рукоделию способствует развитию эстетического вкуса через освоение художественного наследия народов России и мира;
- формирование индивидуально-личностных позиций учащихся,
Критерии и формы оценки
Каждая созданная работа наглядно показывает возможности учащихся, внимательное и доброе отношение к ребенку помогает наиболее успешно выполнять поставленные задачи, Задания предполагают создание игровых ситуаций. Многообразие видов деятельности и форм работы стимулируют интерес к творчеству. Программа всех разделов кружка усложняется от занятия к занятию в течение 3х лет.
Определяем критерии, по которым оцениваются учащиеся на разных сроках обучения:
- 1-й год обучения - аккуратность, усидчивость;
- 2-й год обучения - аккуратность, самостоятельность, чувство самоконтроля;
- 3-й год обучения - самостоятельность выполнения, наличие творческого элемента, профессионализм.
Формами оценки качества работы могут быть презентация, самооценка, похвала учителя, коллективное обсуждение, выставка работ учащихся.
Учебный план
Вводное занятие
- Знакомство с учебной программой.
- Правила техники безопасности.
- Правила поведения в мастерской.
- Инструменты и приспособления.
На вводном занятии предлагается заполнить анкету.
Анкета “Расскажи о себе”.
- Фамилия, имя
- Дата рождения
- Домашний адрес, телефон
- Класс
- Посещаешь ли ты еще какие-нибудь кружки?
- Ф.И.О. мамы, телефон
- Ф.И.О. папы, телефон
- Часто ли ты что-то мастеришь, делаешь своими руками? (Укажи что именно)
Игра на знакомство. “Моя эмблема, мой девиз”.
Каждый игрок получает лист бумаги и карандаш. По сигналу ведущего каждый придумывает и рисует то, что может быть его эмблемой, и пишет ту фразу или слово, которое может служить его девизом. В конце игры сделаем выставку работ, где каждый рассказывает о себе, своих увлечениях.
Поделки из пластилина
1. Выполнять на удобной гладкой доске.
2. Перед началом работы вымыть руки.
3. Пластили должен быть теплым, поэтому нагрей его в ладонях.
Поделки из соленого теста
1. Прежде всего научитесь готовить соленое тесто.
2. Инструменты необходимые при лепке.
3. Все задания от простого к сложному: фрукты, ягоды, подковы, декоративные тарелки.
Бумажные фонарики
1. Основные инструменты и материалы.
2. Виды фонариков.
3. Приемы выполнения работы:
- копирование шаблонов;
- декоративное оформление деталей;
- соединительная вставка;
- склеивание;
- подвешивание.
Мягкая игрушка
1. Виды швов.
2. Изготовление игрушки по готовым лекалам.
3. Стачивание деталей кроя.
4. Сборка игрушки и ее оформление.
Игрушки из помпонов.
1. Изготовление помпона необходимой величины.
2. Все, что необходимо для изготовления помпона:
- картон;
- штопальная игла;
- цветные нитки (шерстяные или мулине).
Аппликация
1. Виды аппликаций.
2. Выбор эскиза.
3. Подбор материала для аппликации.
4. Сборка композиции.
Вышивка
- История вышивки.
- Инструменты и приспособления.
- Простейшие швы.
- Вышивание салфетки, футляр для очков.
Декупаж
1. Декупаж имеет длинную историю.
2. Подготовка к работе:
- ножницы;
- кисти;
- ватные палочки;
- резиновый валик;
- наждачная бумага;
- клей ПВА;
- бумажные салфетки;
- листы для декупажа.
Цветочные фантазии из лент
1. Ключ к успешному вышиванию шелковой лентой лежит в выборе материала, т.е. прежде всего самой ленты.
2. Техника вышивания шелковой лентой:
- как закрепить ленту;
- стежки при вышивании;
- предварительная разметка;
- создание изделия.
Сувениры
Изделия: прихватки различной формы, игольница, панно.