Программа кружка "Хозяюшка"

Разделы: Технология


Программа кружка “Хозяюшка” для детей 7-12 лет включает в себя учебные планы трех лет обучения, рисунки, выкройки.

Трудолюбие – главное богатство, которое мы должны передать своим детям, чтобы вырастить их достойными и счастливыми людьми.

Цели:

  • формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
  • воспитывать аккуратность и усидчивость;
  • воспитывать уважение к труду;
  • развивать активность и самостоятельность;
  • создавать атмосферу доброжелательности и сотрудничества;
  • формировать чувство самоконтроля;
  • развивать эстетический и художественный вкус.

Задачи:

  • воспитывать культуру труда;
  • соблюдать технику безопасной работы;
  • развивать зрительное восприятие;
  • развивать мелкую моторику пальцев.

Основные разделы программы:

  • вводное занятие;
  • поделки из пластилина;
  • поделки из соленого теста;
  • фантазийные фонарики из бумаги;
  • мягкая игрушка, игрушки из помпонов;
  • вышивка;
  • аппликация;
  • декупаж;
  • цветочные композиции из лент;
  • сувениры;

Содержание программы направлено на выявление и развитие способностей у детей к различным видам рукоделия. Курс программы рассчитан на 3 года обучения. Программа включает теоретическую часть и практическую работу.

Этапы усвоения учебного материала

Этапы усвоения программы проходят под девизом: “Твори, выдумывай, пробуй!”.

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: “Истоки способностей и дарования детей находятся на кончике их пальцев”. Поэтому занятия прикладным творчеством могут принести только пользу. Заинтересовать учащихся предстоящим трудом можно проведя экскурсию в кабинет технологии. Показать детские работы, познакомить с “бабушкины сундучком”, где хранятся “старые” вышивки.

Каждый из детей узнает на вводном занятии полезное и интересное для себя. Встречает новых друзей. Чтобы интерес к занятиям не падал, очень часто необходимо менять виды работ.

Важно, чтобы изделия учащихся нашли практическое применение в быту. Детям нравится выполнять поделки и дарить их близким и друзьям. Изготовление сувениров является закреплением умений и навыков выполнения ручных и машинных работ, необходимых для изготовления более сложных видов изделия.

Для учащихся 1-2 классов работа в кружке начинается с первых трудных шагов в освоении изготовления изделий. У них должен сформироваться интерес к декоративно-прикладному творчеству посредством изготовления изделий чудесного мира искусства.

Для учащихся 3-4 классов задания усложняются, изделия выполняются за несколько занятий.

Учащиеся 5-7 классов закрепляют умения и навыки выполнения ручных и машинных работ, необходимых для изготовлений сложных видов изделий.

Инструктаж по технике безопасности

Работа в кружке требует особой осторожности и внимания, поэтому соблюдение техники безопасности является обязательным.

Требования безопасности во время работы:

  • содержите в порядке и чистоте рабочее место, не допускайте загромождения его инструментами и мусором;
  • ни в коем случае не берите иголки и булавки в рот;
  • храните иголки и булавки в определенном месте, не оставляйте их на рабочем месте;
  • будьте внимательны, не отвлекайтесь и не мешайте другим;
  • не размахивайте рукой с инструментом;

Требования безопасности при работе с ножницами:

  • кладите ножницы справа от себя с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
  • не подходите во время работы с ножницами к другим обучающимся;
  • передавайте ножницы колечками вперед, с сомкнутыми лезвиями.

Требования безопасности при работе с иглами, булавками:

  • иглы и булавки вкалывайте только в игольницу;
  • помните количество игл и булавок, взятых для работы, в конце занятия проверьте их наличие.

Предполагается, что перед выполнением практических работ школьники должны освоить необходимый минимум теоретического материала. Основная форма обучения учебно-практическая деятельность. Залог успеха кружковой работы дружный и сплоченный коллектив.

Учебно-материальная и техническая база

Проводить кружок очень удобно в кабинете технологии (обслуживающий труд), где все необходимое оборудование: швейные машины, гладильные доски, удобные столы, ножницы, иглы и др. Кабинет отвечает всем требованиям безопасности труда, производственной санитарии.

Для проведения занятий по всем разделам необходимо иметь выкройки, лекала, образцы вышивок, образцы поэтапной работы, инструкционные карты. Работы учащихся нужно хранить в папках. Учащиеся учатся бережно обращаться с инструментами и материалами, содержать рабочее место в порядке.

Прогнозируемые результаты

Результатом работы с детьми по формированию интереса к рукоделию является:

  • развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности;
    проявление познавательной активности к декоративно-прикладному творчеству;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками (умение общаться при коллективном выполнении работ);
  • формирование основ экологической культуры, бережное отношение к природе;
    совершенствование мелкой и общей моторики рук;
  • работа и формированию интереса к рукоделию способствует развитию эстетического вкуса через освоение художественного наследия народов России и мира;
  • формирование индивидуально-личностных позиций учащихся,

Критерии и формы оценки

Каждая созданная работа наглядно показывает возможности учащихся, внимательное и доброе отношение к ребенку помогает наиболее успешно выполнять поставленные задачи, Задания предполагают создание игровых ситуаций. Многообразие видов деятельности и форм работы стимулируют интерес к творчеству. Программа всех разделов кружка усложняется от занятия к занятию в течение 3х лет.

Определяем критерии, по которым оцениваются учащиеся на разных сроках обучения:

  • 1-й год обучения - аккуратность, усидчивость;
  • 2-й год обучения - аккуратность, самостоятельность, чувство самоконтроля;
  • 3-й год обучения - самостоятельность выполнения, наличие творческого элемента, профессионализм.

Формами оценки качества работы могут быть презентация, самооценка, похвала учителя, коллективное обсуждение, выставка работ учащихся.

Учебный план

Приложение

Рисунки

Вводное занятие

  1. Знакомство с учебной программой.
  2. Правила техники безопасности.
  3. Правила поведения в мастерской.
  4. Инструменты и приспособления.

На вводном занятии предлагается заполнить анкету.

Анкета “Расскажи о себе”.

  1. Фамилия, имя
  2. Дата рождения
  3. Домашний адрес, телефон
  4. Класс
  5. Посещаешь ли ты еще какие-нибудь кружки?
  6. Ф.И.О. мамы, телефон
  7. Ф.И.О. папы, телефон
  8. Часто ли ты что-то мастеришь, делаешь своими руками? (Укажи что именно)

Игра на знакомство. “Моя эмблема, мой девиз”.

Каждый игрок получает лист бумаги и карандаш. По сигналу ведущего каждый придумывает и рисует то, что может быть его эмблемой, и пишет ту фразу или слово, которое может служить его девизом. В конце игры сделаем выставку работ, где каждый рассказывает о себе, своих увлечениях.

Поделки из пластилина

1. Выполнять на удобной гладкой доске.

2. Перед началом работы вымыть руки.

3. Пластили должен быть теплым, поэтому нагрей его в ладонях.

Поделки из соленого теста

1. Прежде всего научитесь готовить соленое тесто.

2. Инструменты необходимые при лепке.

3. Все задания от простого к сложному: фрукты, ягоды, подковы, декоративные тарелки.

Бумажные фонарики

1. Основные инструменты и материалы.

2. Виды фонариков.

3. Приемы выполнения работы:

- копирование шаблонов;

- декоративное оформление деталей;

- соединительная вставка;

- склеивание;

- подвешивание.

Мягкая игрушка

1. Виды швов.

2. Изготовление игрушки по готовым лекалам.

3. Стачивание деталей кроя.

4. Сборка игрушки и ее оформление.

Игрушки из помпонов.

1. Изготовление помпона необходимой величины.

2. Все, что необходимо для изготовления помпона:

- картон;

- штопальная игла;

- цветные нитки (шерстяные или мулине).

Аппликация

1. Виды аппликаций.

2. Выбор эскиза.

3. Подбор материала для аппликации.

4. Сборка композиции.

Вышивка

  1. История вышивки.
  2. Инструменты и приспособления.
  3. Простейшие швы.
  4. Вышивание салфетки, футляр для очков.

Декупаж

1. Декупаж имеет длинную историю.

2. Подготовка к работе:

- ножницы;

- кисти;

- ватные палочки;

- резиновый валик;

- наждачная бумага;

- клей ПВА;

- бумажные салфетки;

- листы для декупажа.

Цветочные фантазии из лент

1. Ключ к успешному вышиванию шелковой лентой лежит в выборе материала, т.е. прежде всего самой ленты.

2. Техника вышивания шелковой лентой:

- как закрепить ленту;

- стежки при вышивании;

- предварительная разметка;

- создание изделия.

Сувениры

Изделия: прихватки различной формы, игольница, панно.