Программа кружка “Хозяюшка” для детей 7-12 лет включает в себя учебные планы трех лет обучения, рисунки, выкройки.
Трудолюбие – главное богатство, которое мы должны передать своим детям, чтобы вырастить их достойными и счастливыми людьми.
Цели:
- формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
- воспитывать аккуратность и усидчивость;
- воспитывать уважение к труду;
- развивать активность и самостоятельность;
- создавать атмосферу доброжелательности и сотрудничества;
- формировать чувство самоконтроля;
- развивать эстетический и художественный вкус.
Задачи:
- воспитывать культуру труда;
- соблюдать технику безопасной работы;
- развивать зрительное восприятие;
- развивать мелкую моторику пальцев.
Основные разделы программы:
- вводное занятие;
- поделки из пластилина;
- поделки из соленого теста;
- фантазийные фонарики из бумаги;
- мягкая игрушка, игрушки из помпонов;
- вышивка;
- аппликация;
- декупаж;
- цветочные композиции из лент;
- сувениры;
Содержание программы направлено на выявление и развитие способностей у детей к различным видам рукоделия. Курс программы рассчитан на 3 года обучения. Программа включает теоретическую часть и практическую работу.
Этапы усвоения учебного материала
Этапы усвоения программы проходят под девизом: “Твори, выдумывай, пробуй!”.
Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: “Истоки способностей и дарования детей находятся на кончике их пальцев”. Поэтому занятия прикладным творчеством могут принести только пользу. Заинтересовать учащихся предстоящим трудом можно проведя экскурсию в кабинет технологии. Показать детские работы, познакомить с “бабушкины сундучком”, где хранятся “старые” вышивки.
Каждый из детей узнает на вводном занятии полезное и интересное для себя. Встречает новых друзей. Чтобы интерес к занятиям не падал, очень часто необходимо менять виды работ.
Важно, чтобы изделия учащихся нашли практическое применение в быту. Детям нравится выполнять поделки и дарить их близким и друзьям. Изготовление сувениров является закреплением умений и навыков выполнения ручных и машинных работ, необходимых для изготовления более сложных видов изделия.
Для учащихся 1-2 классов работа в кружке начинается с первых трудных шагов в освоении изготовления изделий. У них должен сформироваться интерес к декоративно-прикладному творчеству посредством изготовления изделий чудесного мира искусства.
Для учащихся 3-4 классов задания усложняются, изделия выполняются за несколько занятий.
Учащиеся 5-7 классов закрепляют умения и навыки выполнения ручных и машинных работ, необходимых для изготовлений сложных видов изделий.
Инструктаж по технике безопасности
Работа в кружке требует особой осторожности и внимания, поэтому соблюдение техники безопасности является обязательным.
Требования безопасности во время работы:
- содержите в порядке и чистоте рабочее место, не допускайте загромождения его инструментами и мусором;
- ни в коем случае не берите иголки и булавки в рот;
- храните иголки и булавки в определенном месте, не оставляйте их на рабочем месте;
- будьте внимательны, не отвлекайтесь и не мешайте другим;
- не размахивайте рукой с инструментом;
Требования безопасности при работе с ножницами:
- кладите ножницы справа от себя с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
- не подходите во время работы с ножницами к другим обучающимся;
- передавайте ножницы колечками вперед, с сомкнутыми лезвиями.
Требования безопасности при работе с иглами, булавками:
- иглы и булавки вкалывайте только в игольницу;
- помните количество игл и булавок, взятых для работы, в конце занятия проверьте их наличие.
Предполагается, что перед выполнением практических работ школьники должны освоить необходимый минимум теоретического материала. Основная форма обучения учебно-практическая деятельность. Залог успеха кружковой работы дружный и сплоченный коллектив.
Учебно-материальная и техническая база
Проводить кружок очень удобно в кабинете технологии (обслуживающий труд), где все необходимое оборудование: швейные машины, гладильные доски, удобные столы, ножницы, иглы и др. Кабинет отвечает всем требованиям безопасности труда, производственной санитарии.
Для проведения занятий по всем разделам необходимо иметь выкройки, лекала, образцы вышивок, образцы поэтапной работы, инструкционные карты. Работы учащихся нужно хранить в папках. Учащиеся учатся бережно обращаться с инструментами и материалами, содержать рабочее место в порядке.
Прогнозируемые результаты
Результатом работы с детьми по формированию интереса к рукоделию является:
- развитие трудолюбия и ответственности за
результаты своей деятельности;
проявление познавательной активности к декоративно-прикладному творчеству; - формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками (умение общаться при коллективном выполнении работ);
- формирование основ экологической культуры,
бережное отношение к природе;
совершенствование мелкой и общей моторики рук; - работа и формированию интереса к рукоделию способствует развитию эстетического вкуса через освоение художественного наследия народов России и мира;
- формирование индивидуально-личностных позиций учащихся,
Критерии и формы оценки
Каждая созданная работа наглядно показывает возможности учащихся, внимательное и доброе отношение к ребенку помогает наиболее успешно выполнять поставленные задачи, Задания предполагают создание игровых ситуаций. Многообразие видов деятельности и форм работы стимулируют интерес к творчеству. Программа всех разделов кружка усложняется от занятия к занятию в течение 3х лет.
Определяем критерии, по которым оцениваются учащиеся на разных сроках обучения:
- 1-й год обучения - аккуратность, усидчивость;
- 2-й год обучения - аккуратность, самостоятельность, чувство самоконтроля;
- 3-й год обучения - самостоятельность выполнения, наличие творческого элемента, профессионализм.
Формами оценки качества работы могут быть презентация, самооценка, похвала учителя, коллективное обсуждение, выставка работ учащихся.
Учебный план
Вводное занятие
На вводном занятии предлагается заполнить анкету.
Анкета “Расскажи о себе”.
- Фамилия, имя
- Дата рождения
- Домашний адрес, телефон
- Класс
- Посещаешь ли ты еще какие-нибудь кружки?
- Ф.И.О. мамы, телефон
- Ф.И.О. папы, телефон
- Часто ли ты что-то мастеришь, делаешь своими руками? (Укажи что именно)
Игра на знакомство. “Моя эмблема, мой девиз”.
Каждый игрок получает лист бумаги и карандаш. По сигналу ведущего каждый придумывает и рисует то, что может быть его эмблемой, и пишет ту фразу или слово, которое может служить его девизом. В конце игры сделаем выставку работ, где каждый рассказывает о себе, своих увлечениях.
Поделки из пластилина
1. Выполнять на удобной гладкой доске.
2. Перед началом работы вымыть руки.
3. Пластили должен быть теплым, поэтому нагрей его в ладонях.
Поделки из соленого теста
1. Прежде всего научитесь готовить соленое тесто.
2. Инструменты необходимые при лепке.
3. Все задания от простого к сложному: фрукты, ягоды, подковы, декоративные тарелки.
Бумажные фонарики
1. Основные инструменты и материалы.
2. Виды фонариков.
3. Приемы выполнения работы:
- копирование шаблонов;
- декоративное оформление деталей;
- соединительная вставка;
- склеивание;
- подвешивание.
Мягкая игрушка
1. Виды швов.
2. Изготовление игрушки по готовым лекалам.
3. Стачивание деталей кроя.
4. Сборка игрушки и ее оформление.
Игрушки из помпонов.
1. Изготовление помпона необходимой величины.
2. Все, что необходимо для изготовления помпона:
- картон;
- штопальная игла;
- цветные нитки (шерстяные или мулине).
Аппликация
1. Виды аппликаций.
2. Выбор эскиза.
3. Подбор материала для аппликации.
4. Сборка композиции.
Вышивка
Декупаж
1. Декупаж имеет длинную историю.
2. Подготовка к работе:
- ножницы;
- кисти;
- ватные палочки;
- резиновый валик;
- наждачная бумага;
- клей ПВА;
- бумажные салфетки;
- листы для декупажа.
Цветочные фантазии из лент
1. Ключ к успешному вышиванию шелковой лентой лежит в выборе материала, т.е. прежде всего самой ленты.
2. Техника вышивания шелковой лентой:
- как закрепить ленту;
- стежки при вышивании;
- предварительная разметка;
- создание изделия.
Сувениры
Изделия: прихватки различной формы, игольница, панно.