Эффективность коррекционной образовательной работы во многом зависит от организации предметно-пространственной среды. Л.С.Выготский писал: “Следя за детьми, в конечном счете, мы видим, что путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды...”.
Специально организованное жизненное пространство должно стимулировать активность ребенка, создавать возможность для успешного речевого развития. Оно должно позволять ребенку проявлять свои способности на занятиях, в свободной деятельности. Помогать чувствовать себя уверенно, способствовать в целом всестороннему гармоничному развитию личности.
Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением педагога.
Нарушения речи оказывают отрицательное влияние на общее развитие ребенка, являются препятствием для успешного освоения образовательной программы ДОУ, а в перспективе - школьной программы, а также могут стать причиной школьной дезадаптации.
Как правило, в систему коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ включаются дети старшего дошкольного возраста. Детям раннего и младшего дошкольного возраста данный вид помощи не оказывается.
Организация коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста является целесообразной, т.к., с одной стороны, она может носить профилактический характер в работе с детьми, не имеющими речевых и психоэмоциональных нарушений. С другой стороны, может приносить реальную пользу детям, у которых речевое и эмоциональное развитие не соответствует возрастной норме. Л.С.Выготский писал: “Ранний возраст является уникальным, стратегически важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития, от того как в этот сенситивный период организуется речевое и эмоциональное воздействие, зависит его речевая и познавательная деятельность в будущем”.
Создание в детском саду пространства, в котором могут одновременно включаться в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельные дети, так и группы детей разных возрастов, – особенно актуально и в связи с введением в действие новых образовательных стандартов.
Цель проекта: создание в ДОУ предметно-развивающей среды, стимулирующей речевую активность и развитие речемыслительной деятельности детей.
Задачи:
- обогатить среду ДОУ элементами, стимулирующими речевое развитие ребенка;
- сформировать у детей активное познавательное отношение к окружающему миру предметов, людей, природы;
- создать условия для совместного творчества (речевого, продуктивного, двигательного, игрового);
- создать условия для развития коммуникативных навыков на основе общих игровых интересов;
- организовать деятельность, предполагающую освоение окружающего мира не через объяснение и трансляцию готовой информации, а через самостоятельное ее “открытие” и освоение на предметной основе в активной детской деятельности.
Участники проекта: учитель-логопед, воспитатели, дети, родители.
Срок реализации: 6 месяцев.
Этапы реализации
1. Организационно-подготовительный этап:
Определение цели и задач проекта, актуальности проблемы педагогами. Знакомство родителей с задачами проекта и приглашение к сотрудничеству. Подбор дидактического и наглядного материала, изучение методической литературы.
2. Этап реализации проекта.
3. Аналитический этап (анализ проведенных мероприятий, их оценка специалистами). Презентация проекта.
Шаги реализации проекта:
Мастер-класс для родителей
“Предметно-развивающая среда как стимул
речевого развития”.
Итоги реализации проекта:
- Презентация речевых уголков в группах.
- Итоговое мероприятие “Путешествие в Буквоград”.
- Презентация проекта на педагогическом совете, методических мероприятиях района, города, сайте ДОУ.
- Повышение уровня участия семей воспитанников в мероприятиях, акциях и других творческих делах ДОУ.
Список литературы:
Нищева Н.В. - СПб:Предметно-пространственная
среда в детском саду. Принципы построения,
советы, рекомендации. “Детство-Пресс”, 2005.