Эпическая трилогия Константина Симонова, состоящая из романов, прочно прикреплённых к конкретным этапам войны, грандиозным операциям, создавалась и публиковалась двенадцать лет.
“Живые и мёртвые” (1956). В первой части трилогии мы видим героев в кровавой сумятице первых недель войны, почерневших от горя, но не отчаявшихся, отступавших на восток под натиском врага. Они продолжали сражаться и тогда, когда по всем правилам военной науки сопротивление уже считалось бессмысленным – они дрались в окружении без приказа, лишённые связи со своими.
“Солдатами не рождаются” (1964). Мы видим героев во время битвы, которая разыгралась на берегу Волги и стала кульминацией Великой Отечественной войны, битвы, закончившейся окружением, разгромом и пленением трёхсоттысячной армии Паулюса, безуспешно штурмовавшего Сталинград, битвы, которая стала не только символом несгибаемости, мужества, но и ознаменовавшая собой долгожданный перелом в ходе Второй мировой войны.
В завершающем трилогию романе “Последнее лето” (1970-1971) мы встречаемся с героями “Живых и мёртвых” уже в Белоруссии в 1944 году во время подготовки и проведения операции “Багратион”. Это была одна из самых крупных операций, последствия которой определили дальнейший ход войны. В своих воспоминаниях маршал Л.К. Рокоссовский так характеризовал поставленные пред войсками задачи: “Ликвидировать выступление противника в районе Витебска, Бобруйска, Минска, разгромить и уничтожить крупную группировку вражеских армий “Центр”, освободить Белоруссию. Далее начать освобождение Польши и перенести военные действия на территорию фашистской Германии”.
Смысл заглавия первой книги - “Живые и мёртвые”.
Студенты и преподаватель говорят о смысле заглавия трилогии “Живые и мёртвые”.
Союз “и” носит свойственное ему объединяющее значение. Слишком тонкая линия отделяет на войне жизнь от смерти, переход в царство мёртвых необычайно скор, путь короток, один вздох, одно мгновение, доли секунды… Военное лихолетье почти стирает различия, слишком близки теперь павшие и живые, просто кто-то на минуту дольше, чем его погибшие товарищи, на неделю или на год задержался в этом страшном мире, чтобы продолжить великое дело, победить. Выжившие не должны забывать, что мёртвые пожертвовали Войне самое ценное, то, чего уже нельзя вернуть, павшие требуют отмщения, их завоевания не должны быть напрасными.
Особенности жанра. Художественное своеобразие произведения
В ходе разговора учащиеся вспоминают определение жанра “роман-эпопея”.
Роман-эпопею называют синтетически жанром. Это очень большое по объёму повествовательное произведение, сочетающее в себе черты романа и эпопеи: писателя в равной мере интересуют значимые для нации грандиозные исторические события, на фоне которых разворачивается действие, и жизнь, судьба, мир интимных переживаний отдельно взятого человека.
Автор романа-эпопеи “Живые и мёртвые” сознательно отказывается от того, чтобы последовательно показать судьбы героев от рождения до смерти, он сосредотачивает внимание на главном событии в их жизни, причём это главное событие в то же время является самым важным для всей страны, всего народа.
К.Симонов в каждом из томов трилогии старается воссоздать духовный облик бойцов нашей армии, советских людей, точно передать обстоятельства данного, конкретного этапа войны. Обратим внимание на то, что “Живые и мёртвые” - роман об истории. Первая книга, как уже было сказано выше, повествует о событиях 1941 года. В ней нарисована поражающая своей достоверностью картина трудного времени, такого изображения войны наша литература ещё не знала. В “Живых и мертвых” автор взялся рассказать обо всём подряд, с самого начала.
Анализ избранных глав
1. Каким мы видим 1941 год в изображении К.Симонова?
Прочитаем первые строки…
“Первый день войны застал семью Синцовых врасплох, как и миллионы других семей”. Таким образом достигается большая степень обобщения. Через весь роман проходит сопоставление судьбы индивидуальной и судьбы народной.
Первые недели войны. Глава 1, стр.13. Невообразимая неразбериха в штабах, мобилизованные в западных областях, спешащие добраться до указанных им призывных пунктов и попадавшие к немцам прежде, чем удавалось получить винтовку; хозяйничающие в нашем небе фашистские самолёты – такая картина предстаёт перед читателем. Сумасшедший красноармеец…
Почему сошёл с ума этот человек? Не является ли данный образ знаковым?
Да, этот образ является знаковым – то, что происходит со страной и народом, не поддаётся осмыслению.
Симонов рассказывает и том, как расправляются немецкие лётчики с нашими тихоходными машинами: “Самолёты шли и шли, всё это были немецкие самолёты. “А где же наши?” - горько спрашивал себя Синцов, так же, как это вслух и молча спрашивали люди вокруг него”.
Борисов. Минское шоссе: “В танковом училище все двери были распахнуты настежь – хоть шаром покати! Только на плацу стояли две танкетки с экипажами. Они были оставлены здесь до дальнейших распоряжений, но этих распоряжений уже сутки не поступало”. Война для Советского Союза началась внезапно, и это создало чудовищную ситуацию.
Глава 2, сцена гибели генерала Козырева.
Как построен эпизод?
Раненый советский лётчик, со сбитого самолёта, лежит на земле. Этот отважный человек знает, что для него всё кончено: “…Тело ниже пояса было чужое, парализованное, он не мог даже ползти по земле”. В его мозгу теснятся обрывки воспоминаний: “ С 1937 года, с Испании, о нём десятки раз писали газеты”. После Халхин-Гола Сталин произвёл его “из полковников прямо в генерал-лейтенанты, назначил командовать истребительной авиацией целого округа”. Тот день, самый счастливый в его жизни, генерал Козырев теперь проклинает. Почему?
Он получил высокое звание за свою личную храбрость, однако генерал должен быть не только отважным человеком, но, прежде всего, грамотным полководцем, тактиком, иметь военное образование. А Козырев четыре года назад был ещё только лейтенантом, и, конечно, в академии не учился. И теперь он должен посмотреть правде в глаза и признать, наконец, тот факт, что генеральские звёзды получены им незаслуженно. Вот она причина трагедии, которая произошла с ним и подчинёнными ему людьми.
Учащиеся зачитывают отрывок из текста.
По его вине погибли люди, были сожжены машины. Козырев сам поднялся в воздух, чтобы прикрыть последние бомбардировщики и теперь “полумёртвый, изломанный лежал на земле”.
Это был, к сожалению, не единственный пример головокружительного взлёта из лейтенантов в генералы.
Можно ли считать судьбу Козырева и подобные ей судьбы одной из причин трагедии 41 года?
Одним из главных персонажей трилогии является, конечно, Серпилин. Это герой другой судьбы. В первые дни войны он выделялся даже не тем, что сохранял прекрасное самообладание, Серпилин был прекрасным командиром, он умел воевать.
Вспомним, какое он имел звание, командуя полком.
Комбриг.
Что за необычное звание?
Сложносокращённое слово, производное от словосочетания “командир бригады”. Комбриг – это звание, введённое в 1935 году и отменённое перед войной.
Почему Серпилин остался в этом звании?
Он сидел в лагере и, освободившись, не успел пройти переаттестацию.
За что он отбывал срок в лагере?
Об этом мы узнаем, прочитав отрывки из пятой главы:
“Непосредственным поводом для ареста послужили содержавшиеся в его лекциях бывшие тогда не в моде предупреждения о сильных сторонах тактических взглядов возрождённого Гитлером вермахта”.
Кадровый офицер, окончивший академию Фрунзе, был осуждён за правдивые воззрения, будучи невиновным и оставаясь преданным идеалам революции: “коммунизм был и оставался для него святым и незапятнанным делом”.
Подобную несправедливость в те времена можно было считать редким исключением?
Нет! Многих высших офицеров постигла ещё более страшная участь, Серпилину, по крайней мере, удалось вернуться в строй. Прочитаем отрывок из главы 42 второй книги:
“Осенью сорокового генерал-инспектор проводил проверку командиров полков…> Из двухсот двадцати пяти командиров стрелковых полков ни один не окончил Академию Фрунзе, двадцать пять окончили училища, двести – только курсы младших лейтенантов”.
Имея такой комсостав, Советская Армия вступила в противоборство с самой сильной, прекрасно вооружённой армией Европы.
Можно ли считать этот факт основной причиной поражений, которые несла Красная Армия в 1941, 1942 годах?
Обстоятельства сложились не в пользу Советского Союза, об этом пишет Симонов. Кто виноват в этом?
У автора трилогии есть ответ: Константин Симонов по-своему оценивает действия генералиссимуса Иосифа Сталина, создаёт достаточно противоречивый образ этой колоссальной исторической личности, творившей великое и страшное, повинной в массовых репрессия.
2. Как автор рисует подвиг советского народа?
Многие эпизоды в романе – гимн солдатскому героизму. Они раскрывают это качество как обычное каждодневное проявление сущности советского русского человека на войне. Автор говорит о величии народного подвига, силе человеческого духа, страданиях, которые пришлось пережить советским людям, о страшной кровавой цене победы.
Глава 1. В памяти останутся лётчики с ТБ-3, ночных, тихоходных бомбардировщиков, совершивших боевой вылет днём, без сопровождения истребителей. Люди понимали, что спасти их может только чудо, и всё-таки шли на цель. Майор Ищенко – командир одного из экипажей – докладывал по радио: “Задание выполнили. Возвращаемся. Четырёх сожгли, сейчас будут жечь меня. Гибнем за Родину!”
В романе, наряду с главными персонажами, действуют десятки второстепенных и эпизодических, они приходят на короткое время, а потом исчезают в паутине огненных дорог войны, уходят, заставляя нас задуматься о том, что такое подвиг.
Глава 4. Фоторепортёр Мишка Вайнштейн, смертельно раненный, собрав последние силы, засвечивал отснятые плёнки и рвал переданные с ним в Москву письма, чтобы всё это не попало в руки врага.
Глава 6. Старшина Ковальчук появляется на страницах романа тоже лишь один раз.
Что даёт основание назвать героем этого человека?
Старшина с горсткой людей в первые недели войны попал в окружение, он пробивается к своим, сохранив под гимнастёркой знамя дивизии. В ТОЙ ситуации можно назвать этот поступок подвигом…
...Вспомним пятерых артиллеристов и их командира, капитана Гусева.
Эти бойцы были одними из тех, кто под Брестом принял первый удар врага. Четыреста километров Гусев и его люди тянули на руках последнюю пушку дивизиона, пробиваясь на восток к своим, где могли, давали бой фашистам и теперь вышли в расположение полка Серпилина.
Военная судьба одного из главных героев, Синцова, - яркий пример мужества и героизма советского человека. Давайте пройдём вместе с ним по дорогам войны.
Синцов встретил войну армейским журналистом. В первом томе рассказывается о всех злоключениях, выпавших на долю этого человека. Он растерял свою семью, пережил отступление, выбрался из окружения, попал в плен и бежал. Синцову также пришлось испытать унизительное недоверие людей - человек, лишившийся партбилета, терял все права гражданина.
Учащиеся пытаются воссоздать картину событий, описанных К.Симоновым в первых главах “Живых и мёртвых”.
Почему Синцов, будучи журналистом и имея полное право вернуться в редакцию, остаётся у готовящего наступление Серпилина?
Потому что именно здесь политрук, уставший от неразберихи первых страшных недель, увидел человека, способного творить военную судьбу, делать дело, дать отпор врагу. Потому что политрук - сын своего Отечества, храбрый, честный, сильный духом. Такие, как он, проложат дорогу к победе, борясь и погибая, сокрушат грозную и мощную вражескую армию.
При каких обстоятельствах Синцов лишился своего партбилета?
Сопровождавший политрука красноармеец, не имея возможности вынести раненого в одиночку, отправился за подмогой, перед этим он взял все документы находящегося без сознания Синцова с собой...
...Долгий путь в Москву, без документов, особенно был труден потому, что слова Синцова, его правда, вызывали стойкое недоверие у всех, кому он рассказывал свою историю. У Симонова всегда торжествует справедливость - находится один, отныне, может быть, самый главный человек в жизни политрука, который верит ему! Он помогает Синцову попасть в Московское ополчение, первый Коммунистический батальон. Так начинается рождение боевого командира.
Вторая книга эпической трилогии “Солдатами не рождаются”.
Учащиеся и преподаватель говорят о смысле названия, приводится цитата из текста.
В условиях фронта “ из числа оставшихся в живых за несколько дней - недель рождаются командиры”. Экстремальные обстоятельства чудовищной “мясорубки” заставляли усваивать военную науку очень быстро, в этой школе критерием оценки становились человеческие жизни - погубленные вражеские и спасённые “свои”.
...Война сотворила из Синцова командира. Он стал сильным комбатом. Его не только уважают, но и любят. А ведь Синцов сам о себе говорил, что “до войны был ни рыба, ни мясо”. И Серпили, успевший повидать его неумелым “телком”, откровенно говорит ему: “Не думал, что вырастет из тебя комбат”, но добавляет: “...Хотя солдатами не рождаются”.
Нет никакой тайны, никакого чуда, что Синцов стал комбатом. Он храбро сражался, приобрёл не сравнимый ни с чем опыт, прошёл школу войны, у него четыре ордена и шесть ранений.
Автор трилогии много говорит о подвиге тружеников тыла.
Недосыпая, недоедая, они “ковали” оружие Победы. Благодаря самоотверженности этих людей, к 1943 году фронт был обеспечен почти всем необходимым для ведения победоносной войны.
Вторая книга. Глава 19. Внутренний монолог Синцова: “…Замечательно, что у нас стала такая артиллерия, что её так много и что она бьёт по немцам так, как я ещё никогда в жизни не видел. Ещё летом я не представлял себе, что у нас может быть столько артиллерии”.
Давайте посмотрим, что пишет Симонов о подвиге врачей и медсестёр, о подвиге совести, человеколюбии русских советских людей.
Честность, совесть, милосердие – вот что ещё помогло выиграть ту страшную войну.
Книга третья. Глава 22.
“Совесть людская была нужна везде и всюду...-от санитара на передовой до подсаживавшего раненых водителя попутной машины, от коменданта на переправе, который должен через “не могу”, при любом встречном потоке, перебросить раненых в тыл, до военных железнодорожников на станции снабжения, которые обязаны гнать вперёд, к фронту, вне всякой очереди составы со снарядами, в то же время должны исхитриться прицепить и порожние санитарные летучки, потому что если не загнать их вперёд, не на чем будет вывозить в тыл следующие партии раненых.
И если бы не общая людская совесть, ...одним медикам никогда бы не сделать на войне всего того, что им удаётся делать”.
Великая Победа стала возможна потому, что в одно целое соединились усилия, жертвы, героические поступки, совесть миллионов людей.