Цель урока:
- закрепление и систематизация знаний упражнений по теме “Умножение и деление обыкновенных дробей”;
- развитие математической речи и навыков самооценки;
- воспитание графической культуры.
Оборудование: лото, кроссворд, карточки
Ход урока
1. Организационный момент
Сегодня на уроке мы закрепим и отработаем навыки умножения и деления обыкновенных дробей.
2. Проверка домашнего задания.
Проверим домашнее задание. Я попрошу вас обменяться тетрадями, взять в руки карандаши, проверим правильность выполнения и поставим оценки.
№1
(
:
-
) :
*
+
= 1
:
=
= 25
- 23
= 24
-
= 
: 1
=
= 1
= 
+
=
= 
№622
20
:
=
*
=
=30,6
(км/ч)
Ответ: 30,6.
3. Устный счет.
В процессе изучения данной темы мы учили правила умножения и деления обыкновенных дробей. Я попрошу вас их вспомнить.
Правило 1. Произведение дробей – есть дробь ,числитель которого равен произведению числителей, а знаменатель равен произведению знаменателей.
Правило 2. Чтобы разделить обыкновенную дробь на обыкновенную дробь, нужно делимое умножить на число, обратное делителю.
А теперь проверим знание этих правил на практике. Соберем математическое лото. Работаем по цепочке. Я зачитываю первый пример и вызываю кого-либо из вас к доске. Вызванный мною ученик вычисляет значение, находит карточку с нужным ответом на столе и прикрепляет её, читает следующий пример и вызывает кого-то из вас. Итак, мы справились с этим заданием.
Лото
*
=
:
=1
:
=1
*
=
8 : =
1 *
=
*
=
:11 =
4. Диктант
Выполним графический диктант. На доске /\ - верно; _ - неверно
Я читаю утверждение. Если оно верно, то вы рисуете “домик”, если неверно ставите черточку. У доски работают два ученика из разных вариантов.
| Вариант 1 | Вариант 2 |
| 1. Верно ли, что |
1. Верно ли, что 1 |
| 2. Верно ли, что |
2. Верно ли, что |
| 3. Верно ли, что |
3. Верно ли, что |
| 4. Верно ли, что |
4. Верно ли, что |
| В5. ерно ли, что |
5. Верно ли, что |
| /\__.__/\__ | __/\/\__.__ |
Ставлю оценки, кто был у доски. Сосед соседу ставит оценку.
5. Систематизация знаний
Работаем по группам (6 групп). Каждой группе предлагается карточка. На одной стороне карточки записаны задания. Вам необходимо выполнить каждое из заданий и посмотрев таблицу на обороте карточки, найти этот результат и соответствующую ему букву. Выполнив все задания вы получите слово. Выберите, пожалуйста, по одному представителю от группы для работы у доски. Одна карточка остается на столе, вторую заберет ваш представитель. Если работающий у доски испытывает затруднения, он может обратиться за помощью к своей группе. Чтобы всем нам был виден результат работы у доски записывайте, пожалуйста, буквы мелом другого цвета. Полученные слова записывайте на доске.
Карточка 1
- 7
*
=
=
=
=
п
* 42 *
= 2 р- 7 * (
+ 7) = 7 * 2
=
=17 а - Найдите площадь квадрата, если длина его
стороны 1
м
*
=
=
= 2
(м2) в - Решить уравнение.
Х :
= 3
Х = 3
*
= 
Х =1
и
:
=
=
л- 8 :
=
= 10 ь - 4
: 3 =
=
= 1
н - 1 :
= 3
а - Расстояние между двумя городами 210 км. Поезд
прошел это расстояние за 4
ч. Какова скорость поезда?
210 : 4
=
= 45 (км/ч) я
Карточка 2
- 2 *
*
=
ч - 20 *
=
и
*
*
=
с- Какое расстояние пройдет автомобиль за
часа, если его
скорость 48 км/ч?
48 *
= 20 (км) л - Решить уравнение.
Х :
= 3
Х = 3
*
= 
Х = 1
и - 3
: 2 =
= 1
т - 8 :
=
= 12 е - 0 : 5
= 0 л - На сколько кусков можно разрезать лист фанеры
площадью
м2,
если площадь одного должна быть
м2
2
:
=
=8 (К) ь
Карточка 3
- 3
*
=
=
с - 2 *
=
= 1
о - 3
* 0 *
= 0 с - Скорость пешехода 3
км/ч. Какое расстояние пройдет пешеход за
часа?
3
*
=
=
= 2
(км) т - Решите уравнение.
* Х = 
Х =
:
= 
Х = 1
а - 2
:
+
=
+
= 25 +
=
25
в - 4
: 1
=
= 3 н - 1 :
= 3
о - В классе 12 мальчиков. Это составляет
всех учащихся
класса. Сколько учащихся в классе?
12 :
=
= 32 (уч) е
Карточка 4
* 1
=
=
= 1
д
* (5 -
) = 4 * 4
= 4 *
= 19 е- Вычислите объем прямоугольного
параллелепипеда, если его измерения
;
и
(м)
*
*
=
=
(м) л
(
+ 2
) : 7 = 3:7 =
и - Решите уравнение.
Х = 2
Х = 2
:
=
= 8 т
:
=
=
= 3
е
:
=
л- Витя начертил два угла. Один из них равен 1300,
а другой в 2
раза меньше. Чему равен второй угол?
130 : 2
=
= 520 ь
Карточка 5
*
=
к
* 42 = 10 р
*
= 2
а
: 5
=
=
т- Решите уравнение.
Y =2 
Y = 2
:
=
= 
Y =4
н - 0 : 1
=0 о - Объем одной комнаты 60 м3, а другой в 1
раза меньше.
Вычислите объем другой комнаты?
60 : 1
=
= 40 (м3) е
Карточка 6
*
=
п
*
= 1
р
*
*
= 2 о- Решите уравнение.
Х = 
Х =
:
= 
Х = 1 с
: 6 =
=
т
:
=
=
о- Расстояние между двумя городами 150 км. Скорость
поезда 55 км/ч. Найдите время поезда в пути.
150 : 55 =
=
= 2
(ч) е
У нас получилось 6 слов. Эти слова необходимо вписать в кроссворд. Я читаю пояснение для каждого слова, а вы из слов, записанных на доске, выбираете нужное.
- Как называется число, на которое делится данное натуральное число? (делитель)
- Как называется любое натуральное, которое делится на данное натуральное число? (кратное)
- Число, которое имеет только два различных делителя: единицу и само себя? (простое)
- Как называется число, имеющее более двух делителей? (составное)
- Как называется дробь, числитель которой меньше знаменателя? (правильная)
- Как называется число, показывающее, сколько разных частей взято? (числитель)
6. Итог урока.
Итак, сегодня мы на уроке закрепили и систематизировали навыки по умножению и делению обыкновенных дробей.
Ставлю оценки за урок. Кто усвоил материал на “5”, на “4”, на “3”? поднимите руки.
С каким настроением вы уходите с урока? Если урок понравился, то поднимите смайлик с весёлым настроением, если нет, то с грустным.
Откройте дневники и запишите домашнее задание: №614, №691(г), №609 (л,м).