Цель урока:
- закрепление и систематизация знаний упражнений по теме “Умножение и деление обыкновенных дробей”;
- развитие математической речи и навыков самооценки;
- воспитание графической культуры.
Оборудование: лото, кроссворд, карточки
Ход урока
1. Организационный момент
Сегодня на уроке мы закрепим и отработаем навыки умножения и деления обыкновенных дробей.
2. Проверка домашнего задания.
Проверим домашнее задание. Я попрошу вас обменяться тетрадями, взять в руки карандаши, проверим правильность выполнения и поставим оценки.
№1
( : - ) : * + = 1
- : = = 25
- - 23 = 24 - =
- : 1 = = 1
- =
- + = =
№622
20 : = * ==30,6 (км/ч)
Ответ: 30,6.
3. Устный счет.
В процессе изучения данной темы мы учили правила умножения и деления обыкновенных дробей. Я попрошу вас их вспомнить.
Правило 1. Произведение дробей – есть дробь ,числитель которого равен произведению числителей, а знаменатель равен произведению знаменателей.
Правило 2. Чтобы разделить обыкновенную дробь на обыкновенную дробь, нужно делимое умножить на число, обратное делителю.
А теперь проверим знание этих правил на практике. Соберем математическое лото. Работаем по цепочке. Я зачитываю первый пример и вызываю кого-либо из вас к доске. Вызванный мною ученик вычисляет значение, находит карточку с нужным ответом на столе и прикрепляет её, читает следующий пример и вызывает кого-то из вас. Итак, мы справились с этим заданием.
Лото
* = : =1 : =1 * = 8 : = 1 * = * = :11 =
4. Диктант
Выполним графический диктант. На доске /\ - верно; _ - неверно
Я читаю утверждение. Если оно верно, то вы рисуете “домик”, если неверно ставите черточку. У доски работают два ученика из разных вариантов.
Вариант 1 | Вариант 2 |
1. Верно ли, что * = | 1. Верно ли, что 1 * = |
2. Верно ли, что > | 2. Верно ли, что ? |
3. Верно ли, что = | 3. Верно ли, что = |
4. Верно ли, что *= | 4. Верно ли, что * = |
В5. ерно ли, что : = | 5. Верно ли, что : = |
/\__.__/\__ | __/\/\__.__ |
Ставлю оценки, кто был у доски. Сосед соседу ставит оценку.
5. Систематизация знаний
Работаем по группам (6 групп). Каждой группе предлагается карточка. На одной стороне карточки записаны задания. Вам необходимо выполнить каждое из заданий и посмотрев таблицу на обороте карточки, найти этот результат и соответствующую ему букву. Выполнив все задания вы получите слово. Выберите, пожалуйста, по одному представителю от группы для работы у доски. Одна карточка остается на столе, вторую заберет ваш представитель. Если работающий у доски испытывает затруднения, он может обратиться за помощью к своей группе. Чтобы всем нам был виден результат работы у доски записывайте, пожалуйста, буквы мелом другого цвета. Полученные слова записывайте на доске.
Карточка 1
- 7 * = = = = п
- * 42 * = 2 р
- 7 * ( + 7) = 7 * 2 = =17 а
- Найдите площадь квадрата, если длина его
стороны 1 м
* = = = 2 (м2) в - Решить уравнение.
Х : = 3
Х = 3 * =
Х =1 и - : = = л
- 8 : = = 10 ь
- 4 : 3 = = = 1 н
- 1 : = 3 а
- Расстояние между двумя городами 210 км. Поезд
прошел это расстояние за 4 ч. Какова скорость поезда?
210 : 4 = = 45 (км/ч) я
Карточка 2
- 2 * * = ч
- 20 * = и
- * * = с
- Какое расстояние пройдет автомобиль за часа, если его
скорость 48 км/ч?
48 * = 20 (км) л - Решить уравнение.
Х : = 3
Х = 3 * =
Х = 1 и - 3 : 2 = = 1 т
- 8 : = = 12 е
- 0 : 5 = 0 л
- На сколько кусков можно разрезать лист фанеры
площадью м2,
если площадь одного должна быть м2
2 : = =8 (К) ь
Карточка 3
- 3 * = = с
- 2 * = = 1 о
- 3 * 0 * = 0 с
- Скорость пешехода 3 км/ч. Какое расстояние пройдет пешеход за часа?
3 * = = = 2 (км) т - Решите уравнение.
* Х =
Х = : =
Х = 1 а - 2 : + = + = 25 + = 25 в
- 4 : 1 = = 3 н
- 1 : = 3 о
- В классе 12 мальчиков. Это составляет всех учащихся
класса. Сколько учащихся в классе?
12 : = = 32 (уч) е
Карточка 4
- * 1 = = = 1 д
- * (5 - ) = 4 * 4 = 4 * = 19 е
- Вычислите объем прямоугольного
параллелепипеда, если его измерения ; и (м)
* * = = (м) л
( + 2) : 7 = 3:7 = и - Решите уравнение.
Х = 2
Х = 2 : = = 8 т - : = = = 3 е
- : = л
- Витя начертил два угла. Один из них равен 1300,
а другой в 2
раза меньше. Чему равен второй угол?
130 : 2 = = 520 ь
Карточка 5
- * = к
- * 42 = 10 р
- * = 2 а
- : 5 = = т
- Решите уравнение.
Y =2
Y = 2 : = =
Y =4 н - 0 : 1 =0 о
- Объем одной комнаты 60 м3, а другой в 1 раза меньше.
Вычислите объем другой комнаты?
60 : 1 = = 40 (м3) е
Карточка 6
- * = п
- * = 1 р
- * * = 2 о
- Решите уравнение.
Х =
Х = : =
Х = 1 с - : 6 = = т
- : = = о
- Расстояние между двумя городами 150 км. Скорость
поезда 55 км/ч. Найдите время поезда в пути.
150 : 55 = = = 2 (ч) е
У нас получилось 6 слов. Эти слова необходимо вписать в кроссворд. Я читаю пояснение для каждого слова, а вы из слов, записанных на доске, выбираете нужное.
- Как называется число, на которое делится данное натуральное число? (делитель)
- Как называется любое натуральное, которое делится на данное натуральное число? (кратное)
- Число, которое имеет только два различных делителя: единицу и само себя? (простое)
- Как называется число, имеющее более двух делителей? (составное)
- Как называется дробь, числитель которой меньше знаменателя? (правильная)
- Как называется число, показывающее, сколько разных частей взято? (числитель)
6. Итог урока.
Итак, сегодня мы на уроке закрепили и систематизировали навыки по умножению и делению обыкновенных дробей.
Ставлю оценки за урок. Кто усвоил материал на “5”, на “4”, на “3”? поднимите руки.
С каким настроением вы уходите с урока? Если урок понравился, то поднимите смайлик с весёлым настроением, если нет, то с грустным.
Откройте дневники и запишите домашнее задание: №614, №691(г), №609 (л,м).