Заглавная буква Ч. Слова, отвечающие на вопросы "Кто?" и "Что?". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Этапы урока Формируемые УУД Деятельность учителя Деятельность учащегося
I. Самоопределение деятельности.

Организационный момент

Регулятивные:

формирование способности к организации своей деятельности

- Добрый день!

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.

- Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки. С согласного – мальчики.

- Умницы!

- Молодцы!

Настраивается на активную работу на уроке.

 

Садятся девочки

Садятся мальчики

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 

Регулятивные: коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное формулирование цели. - Итак, начнём наш урок русского языка

-Напомните, с какой буквой вы познакомились на прошлом уроке чтения? Что о ней узнали?

- К нам на урок пришел один сказочный герой. Отгадайте, кто это. (СЛАЙД 2) Приложение

Он дружок зверям и детям.
Он – живое существо.
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не тигренок, не синица,
Не котенок, не щенок,
Не волчонок, не сурок,
Но заснята для кино
И известна вам давно
Эта милая мордашка.
Он зовётся... (Чебурашка)

- Правильно. Чебурашка хочет попросить вас, ребята, научить писать его имя. Как вы думаете, сможете ли вы сейчас ему помочь? Почему?

- Как вы думаете, какой у нас сегодня урок: повторе ния изученного или урок “открытия” новых знаний? Почему?

- Что же мы сегодня будем “открывать”?

- Выскажите предположение о том, какой будет тема урока.

- Для чего нам нужно учиться писать заглавную букву Ч?

- Итак, тему урока мы определили, давайте поставим перед собой цели.

- Опираясь на слова – помощники сформулируйте цели нашего урока. (СЛАЙД 4)

Цели урока:

- познакомиться с( написанием заглавной буквы Ч)

- учиться отличать(заглавную букву Ч от других букв)

- учиться писать ( слова и предложения с новой буквой)

Дети: Со строчной буквой ч. Буква ч обозначает согласный, глухой, всегда мягкий звук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети: Чебурашка.

 

 

Ответы детей

Выявляют проблему, ставят цели,

Формулируют (уточняют) тему урока

Дети: Познакомиться снаписанием заглавной буквы Ч.

Дети: Учиться отличать заглавную букву Ч от других букв.

Дети: Учиться писать слова и предложения с новой буквой.

III. Актуализация знаний. Словарно-орфографическая работа. Познавательные УУД

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы, пользуясь полученной информацией на предыдущих уроках;

умение осуществлять синтез как составление целого из частей, умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков

Коммуникативные УУД:

Инициативное сотрудничество,

умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать выразительные средства речи

1. Повторение слов с сочетанием чк.

- Вспомним прошлый урок. Прочитайте слова на двух строчках в прописях с. 24

- Что общего в написании этих слов?

- Что вы знаете об этом правиле?

- Подчеркните сочетание в этих словах.

Повторение гигиенических правил письма.

- Вспомнили о правильной посадке при письме. Покажите как надо правильно держать ручку.

- Спишите слова.

- Что обозначают эти слова?

- К каким из написанных слов мы можем подставить вопрос кто? а к каким вопрос что? Почему вы так решили?

- Обозначьте красными точками гласные.

- Проверим.

5 учеников на доске выставляют магнитиками красные точки.

Словарная работа.

- Ребята, отгадайте ребус. (СЛАЙДЫ 6, 7)

- Правильно, получилось слово девочка.

- Произнесём это слова орфоэпически верно.

- А теперь прочитаем слово как оно написано-орфографически. Что заметили?

- Написание этого слова надо хорошо запомнить. А какое спрятавшееся в нём слово поможет нам запомнить написание?

- На какую букву похожи стёклышки очков?

- Что ещё заметили в этом слове?

- Подберите однокоренные слова к слову девочка

- Измените слово девочка так, чтобы оно обозначало множественное число.

- Что изменилось?

- Запишем слово девочки. Поставьте ударение и подчеркните букву, которую надо запомнить.

Дети: Очки, бочка, дочка, точка, ночка

Дети: Встречается сочетание чк

Работа в прописях.

Дети: предметы

Дети: Произносится звук [а] , а пишется буква о.

Дети: Очки.

Дети: девочка.

Дети: На букву о. Сочетание чк.

Дети: дева, девица, девушка.

Дети: Девочки.

Дети: На конце слова вместо буквы "а" стоит "и"

IV. Физкультминутка (на части тела) Личностные:

умение применять правила охраны своего здоровья

- А сейчас немного разомнёмся.

(СЛАЙД 9)

Под музыку выполняют упражнения
V. “Открытие” детьми нового знания.( Знакомство с написанием заглавной буквы Ч.) Предметные:

осознанное и произ вольное построе ние речевоговысказы ванияв   устной и письменной форме,

формирование навыка правописания слов с приставками

Метапредметные:

учить контро лировать действия в соответствии с пос тавленной задачей;

акцентировать внимание обуча ющихся на контроле и самоконтроле;

развить мысли тельные операции

Личностные:

воспитывать самостоятельность и аккуратность в учебной деятельности;

1. Повторение написания строчной буквы ч.

- Вспомним, как пишется строчная буква ч. (СЛАЙД 11)

- Посмотрите на слайд и вспомните написание этой буквы. (Показ)

- Пропишите теперь сами эту букву пол строки.

2. Письмо буквы Ч заглавной.

- Итак, ну а теперь мы с вами поучимся писать заглавную букву Ч. (СЛАЙД 13)

- А для начала, сравните строчную и заглавную буквы ч.

- А чем отличается заглавная буква Ч печатная от письменной?

- Из каких элементов состоит буква Ч заглавная?

- У каких букв встречаются такие же элементы?

- Сравните написание заглавных букв Ч и У.

- Как вы и сказали заглавная буква Ч состоит из двух элементов. Первый- наклонная палочка с закруглением вверху и внизу. Второй - удлиненная прямая с закруглением внизу.

- Может, кто-нибудь из вас сможет рассказать как надо писать букву Ч?

Показ 1 учеником у доски указкой.

- А теперь посмотрим, что покажет нам экран.

Показ на экране. (СЛАЙД 15)

- Я буду писать эту букву на доске, а вы в воздухе

- Теперь на табло.

- Пропишите букву У синей пастой, а букву Ч – зелёной под счёт.

- Найдите на доске ошибки в написании буквы Ч.

- А теперь пропишите строчную и заглавную буквы ч самостоятельно.

- Подчеркните простым карандашом наиболее удачную букву.

Работа в тетрадях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы детей

 

 

 

Дети: Наклоном, качалочкой вправо внизу

 

 

Дети: У буквы У, П, Т,

VI. Первичное закрепление новых знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

умение участвовать в диалоге

регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, умение самостоятельно оценивать правильность выполненных учебных действий и при необходимости их скорректировать.

Личностные:

Умение работать в паре

Уважение к труду одноклассника

1. Письмо слов с заглавной буквой.

- Что написано на следующей строке?

- Прочитайте их.

- Что общего в написании этих слов?

- Почему эти слова написаны с большой буквы?

- Чьи эти фамилии?

Показ на экране фотографий. (СЛАЙД 17 )

- Чаплин – знаменитый актёр – комик. Валерий Павлович Чкалов – советский лётчик-испытатель, первый совершивший беспересадочный полёт из Москвы в Ванкувер (штат США) через Северный полюс. Евгений Иванович Чарушин – писатель и художник.

- Как правильно задать к этим словам вопрос кто это? Или что это?

- Почему?

- Каждое из этих слов имеет свою особенность. Кто догадался какую?

- Подчеркнём правила.

- Запишите эти слова.

- Прочитайте каждое слово. Проверьте с образцом.

– Подчеркните “опасные места” в написанных словах.

- Поделим каждое слово на слоги.

- Проверим.

3 ученика у доски.

– Что мы сейчас делали?

– Над какой орфограммой работали уже второй урок?

– Какое умение формировали?

 

Ответы детей

Дети: Слова

Дети: Чаплин. Чкалов, Чарушин.

Дети: Употребляется заглавная буква.

 

 

 

 

Дети: Все слова фамилии – это общее, но в слове Чкалов есть сочетание чк, а в других словах его нет; в слове Чаплин каждый слог начинается и заканчивается согласным звуком, такого нет в других словах; в слове Чарушин два сочетания – ча и ши

Самостоятельная работа.

Дети: Писали буквы, анализировали слова.

Физкультминутка пальчиковая и для глаз) Личностные:

умение применять правила охраны своего здоровья

Упражнение “Рыбки”

Рыбки плавали, ныряли
В чистой, тёпленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке. (СЛАЙД 19)

Под музыку выполняют упражнения
VIII Закрепление и совершенствование умений. Дифференцированная работа. Предметные: развивать орфографическую зоркость; устную и письменную речь

Метапредметные:

побудить учащихся к ведению диалога, изложению своего мнения, аргументации своей точки зрения.

развивать интерес к исследовательской деятельности.

развить мысли тельные операции

Личностные:

Воспитывать любовь к животным

Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство и обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные :планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование.

1. Списывание предложений с печатного образца.

1-е предложение:

- Прочитайте предложение. Про себя.

Затем 1 ученик вслух.

- О ком оно?

- А у вас, ребята, есть домашние животные?

- Как их зовут?

- А как вы к ним относитесь?

- Сколько в этом предложении слов?

- Назовите слова, которые написаны с большой буквы. Почему?

- Что ещё вы заметили в этом предложении?

- В каком слове есть опасное место?

- Подчеркните его.

- Вспомним три правила предложения.

- Спишите это предложение правильно. Прочитайте, проверьте с образцом.

2-е предложение:

- Прочитайте второе предложение про себя.

Затем 1 ученик вслух.

- Сколько слов в этом предложении?

- Какое первое слово? Второе? Третье?

- Назовите слова, которые написаны с заглавной буквы. Объясните, почему они так написаны.

- Подчеркните правила, которые встретились в этом предложении

- Запишем предложение с комментированием.

3-е предложение:

- Прочитайте предложение шепотом.

Затем 1 ученик вслух.

- О ком предложение?

-Что сказано о Чкалове

-Что значит отважный?

- Найдите опасное место.

- Подчеркните это место.

- Спишите это предложение, подчеркивая опасные места.

- Проверьте написанное с образцом.

- Каким словам из трёх записанных предложений можно подставить вопрос кто?

- К каким можно подставить вопрос что?

 

 

 

 

Дети: О собаке Жучке

 

 

 

 

Чкалов, лётчик

 

 

 

Дети: О Чкалове

Дети: Он отважный лётчик)

Дети: Смелый

Дети: В слове отважный слышится звук [а], а пишется буква о.

Дети: Жучка,

Дети: бочка, конура.

IХ. Подведение итога урока. Рефлексия. Личностные:

самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

Регулятивные:

совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке

- Сегодня на уроке у нас в гостях был Чебурашка. Вспомните, о чём он просил вас.

- Сможете ли выполнить его просьбу?

- Проговорим слово “Чебурашка” хором по слогам.

- Запишите это слово самостоятельно.

- Проверим

- Вспомните, какие цели вы ставили в начале урока?

- Вы достигли поставленную цель?

– Что повторили из того, что знали?

– А какое задание заставило задуматься?

– А что из сегодняшнего урока пригодится нам и на других уроках?

- Кто из ребят сегодня активно работал на уроке? Назовите их имена. Молодцы!

Дети: Помочь написать его имя.

Дети:

1. Познакомиться снаписанием заглавной буквы Ч.

2. Учиться отличать заглавную букву Ч от других букв.

3. Учиться писать слова и предложения с новой буквой.

Дети оценивают свою работу на уроке