Интегрированный урок истории и литературы «Пореформенная Россия XIX века и поэма Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"»

Разделы: История и обществознание, Литература


Цели урока:

образовательные:

  • Дать характеристику пореформенной России 19 в., выяснить причины неудач крестьянской реформы и закономерность развития революционных настроений в обществе.
  • Выяснить, как раскрывается характер эпохи в поэме Н. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”; выразить в историко-философском аспекте позицию автора: счастье – в служении народу.
  • Показать на примере поэмы Некрасова “отношения искусства и действительности”.

развивающие:

  • Совершенствование умения видеть в художественном произведении воплощённую эпоху, определять через художественное своеобразие поэмы философские открытия автора.
  • Развитие художественного и логического мышления в работе с поэтическим текстом и историческими первоисточниками.

воспитательные:

  • Создать необходимый эмоциональный настрой, помочь ученикам почувствовать социальную трагедию крестьянства. Раскрыть актуальность поэмы, обозначив связь эпохи Некрасова и сегодняшнего времени (русское общество в переломный момент истории).

Тип урока: интегрированный урок-семинар литературы и истории

Принципы: наглядности, доступности, прочности, системности, научности

Методы: наглядно-иллюстративный, проблемный, частичнопоисковый

Виды учебной деятельности: аналитическая работа с текстом, сообщения на основе опережающего домашн. задания, проблемный диалог.

Технологии: проблемное обучение, технология сотрудничества (работа в поисковых группах), ИКТ (опережающие задания на основе презентаций)

Межпредметная область: история, литература, обществознание

Эпиграфы (цитаты) урока:

Наша жизнь во всех её фазах – неисчерпаемый источник для наблюдателя и живописца. Н. Некрасов

Это будет эпопея современной крестьянской жизни. Н. Некрасов

В художественном произведении нет ничего произвольного и случайного, но всё необходимо вытекает из его идей. В. Белинский. Искусство относится к жизни, как вино к винограду, - сказал один из мыслителей, и он был совершенно прав, указывая этим на то, что искусство берёт свой материал из жизни, но даёт сверх этого материала нечто такое, что в свойствах самого материала ещё не содержится. Л. Выготский

Вступительное слово учителя:

Некрасов задумал “Кому на Руси жить хорошо” вскоре после реформы 1861 года, в результате которой были фактически ограблены миллионы крестьян. В это тяжкое время, не теряя надежды на лучшее будущее, поэт занялся всесторонним художественным исследованием народной жизни. Автор стремился к достоверности – уж очень много реальных фактов нашло отражение в поэме.

Наша задача – выяснить принципы изображения поэтом действительности, ведь жизненный материал подвергается творческому переосмыслению, в основе которого убеждения, мировоззрение писателя. Нас будет интересовать творческий процесс художника – от источника, эмпирического факта и события к художественному образу и сюжету.

Некрасов говорил о поэме как об эпопее. Словарь: э. - художественное произведение, изображающее с максимальной степенью

  • полноты целую эпоху в жизни народа. События эпохи имеют общенациональное и общечеловеческое значение. В основе поэмы
  • эпопеи – народное миросозерцание. Эпопейный мир отдалён от автора и с виду независим от него. Строящий этот мир поэт оставлен как бы за кулисами. Здесь лирическое начало равноправно соседствует с эпическим, автор-повествователь как бы отделяется от странников-правдоискателей, обретает большую активность, даёт читателю возможность узнать и увидеть то, что осталось за пределами наблюдений и понимания мужиков. Ощущая свою поэтическую деятельность как форму участия в освободительной борьбе, Некрасов в последних главах усиливает лирическое начало.

Первая учебная ситуация. “Пореформенная Россия 19 в.” Сообщение ученика на основе презентации.

Вторая учебная ситуация Черты эпохи в поэме и способы их художественного воплощения. Заполнение таблицы (поисково-аналитическая работа с текстом с опорой на вопросы семинара).

  • Какие проблемы, широко обсуждавшиеся в публицистике 1860-х гг., поднял Некрасов в поэме “Кому на Руси жить хорошо”?
  • Как в поэме показаны настроения людей того времени?
  • Результаты реформы. Образы “счастливых” крестьян; способы их художественного воплощения
  • Как в поэме раскрывается понятие “счастье”? Идея произведения как выражение авторского понимания счастья.
История Литература Вывод
Черты эпохи Источники Эпизод поэмы Цитата Художественые особенности и их роль в тексте
Массовые крестьянские бунты. Пробуждение народного сознания. Все включились в обсуждение Манифеста. Сходки кипели по большим сёлам. Шумели до хрипоты, разъясняя друг другу новую жизнь. Дискуссии в дворянстве. На объявление Манифеста 19 февраля 1861 г. крестьянство ответило небывалым по силе и массовости взрывом возмущений: в 1861 году бунтами было охвачено около двух тысяч имений. В целом же на протяжении 1861-65 гг. крестьянским движением было охвачено 45 губерний, т.е. 96% всей Европейской России, на которую распространялось действие Манифеста. Причина недовольства заключалась в тяжёлом положении народа, оставшегося после реформы разорённым.

Правительству удалось подавить народные бунты, но крестьянская масса еще долго не успокаивалась.

Пролог

Диалог с помещиком

...заспорили, кому живётся весело, вольготно на Руси...

одним концом по барину, другим по мужику

Должно быть, взбутовалося В избытке благодарности

Селенье где-нибудь...

Сказочный зачин  язык Пролога

Образ и мотив дороги

Приём путешествия как способ охватить всю Русь (эпопея народной жизни)

Общество выходит из спячки. Двинувшиеся в путь некрасовские странники не традиционные странники-богомольцы. С подлинно мужицким стремлением докопаться до истины, до корня, до правды они отправляются в путь, бесконечно варьируя, углубляя и повторяя один вопрос: кто счастлив на Руси? Они – символ всей “тронувшейся с места, ждущей перемен пореформенной народной Руси. Спорят мужики - спорит Русь”.
Разорение крестьянства   История жизни Якима Нагого очень проста и трагична. Он когда-то жил в Питере, но разорился, попал в тюрьму. После этого возвратился в деревню, на свою родину, и принялся за нечеловечески тяжёлую работу.

Гл. “Счастливые”: вот они, результаты реформы.

Невесело
Глядеть, как изменилося
Лицо твоё, несчастная
Родная сторона! (“Помещик”)
Портрет героя, речевая характеристика Весенний пейзаж глазами крестьян: образ земли, лишённый жизни История Якима – типична для многих крестьян, это трагическая закономерность эпохи общественно-политического кризиса. Сочувствие Некрасова народу.
Вырождение помещичьей Руси   “Последыш” Нос клювом, как у ястреба,
Усы седые, длинные
И - разные глаза:
Один здоровый светится,
А левый - мутный, пасмурный
Портретная характеристика Утятина Карикатурный облик
Неспособность помещиков управлять страной – приговор Некрасова-демократа действительности. Связь с современностью: нестабильность общества обусловлена во многом ошибками реформ и управления страной.
Голод В 70-е гг. массовый голод становится одной из самых животрепещущих проблем русской жизни. Песни

“Солёная” и “Голодная” (гл. “Пир на весь мир”)

    Связь с современностью: кризис и сегодняшние проблемы людей, живущих за порогом бедности.
Пьянство В течение всех пореформенных лет в печати дебатировался вопрос об усиливавшемся пьянстве крестьян. Это был один из аргументов крепостников против реформы, которая будто бы была в этом виновата.

Либералы: бедность народная есть следствие пьянства.

Рев. демократы: у крестьян нет др. выхода, как затопить свою тоску в вине; пьянство – зло, но для устранения его нужно изменить условия быта низших классов.

Гл. “Пьяная ночь” Умны крестьяне русские,
Одно нехорошо,
Что пьют до одурения...
  Пьянство как “вечная проблема” России и следствие социальных бед. Связь с современностью: трудности решения этого вопроса.
Рекрутчина   Гл. “Крестьянка” Рассказ героини о своей судьбе   Усиление жестокости в армии.

Связь с современностью: кризис в обществе вдвойне отражается в армии (случаи дедовщины, гибель солдат по вине офицеров и медработников – примеры из СМИ). Этим отчасти обусловлено нежелание служить в армии.

Русь помещичья Тоска по прошлой жизни Гл.

“Помещик”

Встреча с помещиком   Реформы не принесли ожидаемых благ ни для народа, ни для государства. Связь с современностью: опасность половинчатых, непродуманных, популистских реформ.
Духовенство Проблема д. была одной из самых актуальных в нач. 60-х гг. Его бедственное положение вызвало широчайший отклик тогдашней печати. Главным требованием защитников сословия стало назначение жалованья священнику. Дискуссия о духовном его назначении – одна из первых пореформенных дискуссий. Гл. “Поп” Какой ценой поповичем
Священство покупается,
Да лучше помолчим!
Монолог попа пронизан авторским пониманием проблемы Духовенство тоже недовольно реформой и живёт трудно.

Среди духовенства было немало честных, образованных людей. Ироничное отношение крестьян к “породе жеребячьей” вызвано кризисом в духовной жизни общества.

Женская доля   Гл. “Крестьянка   Песни Матрёны Тимофеевны как выражение женской души (фольклорное начало) Двойное иго: в обществе и в семье.

Связь с современностью: сегодня наиболее тяжело кризис сказывается на положении женщины (поиск работы, социальная защищённость, не все законы “работают”)

Польский вопрос. Отношение императора Николая I к Польше как нельзя лучше характеризует его речь, произнесенная во время поездки по Польше в 1835 г. и обращенная к депутатам Варшавы: "Я ... объявляю вам, что при малейшем волнении - разгромлю ваш город, уничтожу Варшаву, и уж, конечно, не я выстрою ее снова".  Гл. “Помещик” Куда ни едешь, попадаются
Одни крестьяне пьяные,
Акцизные чиновники,
Поляки пере6сыльные,
Да глупые посредники...
  В пренебрежительно звучащей реплике помещика... голос русского помещика-“патриота”, вполне удовлетворённого расправой с восставшими.

Связь с современностью: важность гуманного решения национального вопроса, особенно в период кризиса.

Революционное народничество.

Рост революционного сознания.

  Народные заступники:

История Ермилы Гирина,

Песни Гриши Добросклонова Легенда о двух великих грешниках

Чахотка и Сибирь. Песня как выражение народного сознания как приём типизации, художественного обобщения.

Приём композиционного сопоставления: Яков примерный - Кудеяр

Кризис не преодолён. Народная нравственность оправдывает гнев против угнетателей и даже насилие над ними: это праведный гнев: счастье народное может быть достигнуто лишь в результате всенародной борьбы за “Непоротую губернию, Непотрошеную волость, Избытково село”. Пробуждение народного достоинства.
Общий вывод: Поэма, задуманная о народе и для народа, становится обличением помещичьей власти. Счастье – в служении народу. Избавить народ от страданий можно только с помощью “силы несокркушимой”.

Домашнее задание:

Эссе “Моё видение проблемы народного счастья на современном этапе российской истории” (на материале истории и современных социальных проблем).