Программное содержание.
- познакомить детей с историей электрической лампочки;
- подвести к пониманию того, что человек преобразовывал предметы для себя и других людей;
- вызвать положительный эмоциональный настрой и интерес к прошлому этого предмета.
Демонстрационный материал:
- Картина пещера древнего человека;
- Картинки: огонь, лучина, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампа, разные
- виды осветительных приборов;
- Предметы: лучина, свеча, керосиновая лампа, разные светильники;
- Космическая мелодия и русская народная песня “ лучина” в записи.
Раздаточный материал:
- Игра-мозаика “Собери источник света”;
- Карточки “Соедини по точкам и собери источник света”;
- Свечи по количеству детей.
Ход занятия
В. - Что вы видите на этих картинках?
Д.- Лучина, свечу, керосиновая лампа, настольная лампа.
В. - Что общего между этими предметами?
Д. Ответы детей.
В. - Эти предметы люди в разное время использовали для освещения помещений.
- Как Вы думаете, что стало бы на земле, если бы не было освещения?
Д. Ответы детей.
В. Вы правы, что без освещения жизнь была бы скучной и не интересной, полная неприятных неожиданностей.
Я предлагаю Вам пофантазировать и совершить полет на машине времени для того, чтобы узнать “Как человек победил ночь”.
Пристегните ремни, закройте глаза, мы летим.
(звучит космическая музыка). Наша машина летит со скоростью света, и мы уже приземляемся в гостях у древнего человека.
Встречает ребенок в одежде первобытного человека.
- Я расскажу Вам, как люди жили совсем по – другому. Вставали с первыми лучами солнца и с заходом ложились спать, ведь было темно в жилище. Древняя легенда гласит, что огонь людям дал Прометей, украв его у богов, за что те приковали бесстрашного героя навечно к скале.
В. Согласно легенде искра Прометея разбежалась по земле и дала начало другим источникам света.
Вопросы к детям:
- Чем древний человек освещал свое жилище?
- Что плохого в таком источнике света?
В. Огонь Прометея принес много пользы людям, но он создал для них и ряд трудностей. Приходилось его постоянно поддерживать, и в путь его с собой нельзя было взять.
Поможем пещерному человеку и подарим ему новый вид освещения, который поможет в пути, а что за предмет вы узнаете, если правильно соберете мозаику.
Игра “Собери источник света”.
В. Возьми древний человек – этот факел и расскажи о нем своим друзьям, а сейчас ты можешь присоединиться к нам и узнаешь “Как человек победил ночь”.
Пора в путь, садитесь, пристегните ремни, машина времени перенесет нас в другое время.
В. Чем умнее, любознательней становился человек, тем больше им был нужен яркий свет.
Внимание! Наша машина приземлилась. Мы в древней Руси.
Встречает ребенок в русском костюме.
Наконец кто – то додумался использовать лучину. Лучина – это щепка, заостренная на конце. Ее делали из березы. Она лучше горит. Один конец лучины закрепляли, чтобы не упала. Другой верхе зажигали. Лучину нужно было правильно расположить, чтобы она лучше светила. Обязательно стояло корытце с водой, туда падали обгоревшие кусочки лучины.
- Как Вы думаете, что хорошего в данном виде освещения?
- Что же плохого в лучине?
В. Проходило время, лучина больше не радовало людей. Что же пришло на смену лучины? Отгадайте загадку.
“Сама нагая, а рубашка в пазу”.
В. Отгадку Вы узнаете, если последовательно соедините точки, у себя на листе, начиная с красной.
В. Прошли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения – свечу. Свечи делали из пчелиного воска и бараньего сала. Внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток, снаружи воск.
Зажечь свечу.
- Что можно сказать о данном виде освещения?
- Чем не удобна свеча?
Дети закрыли глаза, выключить свет, внести зажжённые свечи и поставить на каждый стол ребенка.
В. В древние времена в деревенской избе при слабом свете лучины, а позднее и восковой свечи девушки и юноши собирались на посиделки, которые проходили за работой. Девушки пряли, вышивали и вязали.
Юноши вырезали деревянные ложки, дети слушали бабушкины сказки. Любили девушки за работой петь русские протяжные песни.
Посмотрите на пламя свечи и представьте, что вы находитесь на посиделках в деревенской избе, а лучше понять атмосферу того времени, Вам поможет русская народная песня “Лучина”.
В. человек стремился придумать более удобное освещение своего жилья, не подвластное ветру и дождю. Из нефти научились делать керосин и придумали керосиновые лампы. Внутри лампы наливали керосин, поджигали фитиль и закрывали его стеклянной колбой.
- Что можно сказать о данном виде освещения?
В. керосиновые лампы долго служили людям: маленькие стояли на столе, большие висели посреди комнаты на прочных цепях. Керосиновыми лампами люди пользуются иногда и в наше время.
Нам пора в путь. Возвращаемся в настоящее время.
Физкультминутка.
Чтоб машина полетела,
Стекла чисто мы протрем,
Фары ярко мы зажжем,
Мы колеса накачаем,
И бензин в мотор зальем.
Машина наша полетит,
По дорогам нас промчит,
Сядем дружно на места,
И зажмурим все глаза,
Пристегнем ремни,
В детский сад нас отвези.
В. наш полет на машине времени завершается, и мы приземляемся в детском саду в нашей группе.
Шли годы. Человек искал новые способы удобного освещения своего жилья. Русский инженер Александр Ладыгин создал электрическую лампу, которая и сейчас темными вечерами и ночью освещает наши квартиры.
Посмотрите на действие лампочки и скажите, какая она?
Ответы детей.
В. со временем у обычной лампочки появилось множество родственников. Назовите их?
В. путешествие наше закончилось. Еще раз посмотрите на все источники света, и проследим, как же “человек победил ночь”. Пещерный человек радовался костру, в древней Руси источником света были – лучина, свеча и керосиновая лампа. В современное время – это электрическая лампа.
В. Как Вы думаете, какой источник света самый удобный для человека? Почему?
Путешествие убедило, надеюсь Вас, как неудобно жить без света, потому что мы привыкли, что в наших домах всегда горит свет, по вечерам освещены улицы.