Интегрированное занятие по развитию речи "Сказочная прогулка" для детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

Обучающие задачи:

- развивать нравственно-этический словарь детей;

- активизировать словарь детей по теме: “Дикие животные”;

- отрабатывать грамматические категории (уменьшительно-ласкательные формы существительных);

- учить подбирать однокоренные слова;

- продолжать учить детей использовать в речи определения.

Развивающие задачи:

- развивать зрительное и слуховое восприятие;

- совершенствовать звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;

- развивать координацию речи с движением.

Воспитательные задачи:

- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания;

- обучать в передаче эмоционального состояния с использованием различных выразительных средств.

Материал к занятию:

- костюмы животных: лиса, заяц;

- сказки и разрезные картинки к ним: “Колобок”, “Теремок”, “Репка”, “Заюшкина избушка”, “Три медведя”, “Волк и семеро козлят”;

- загадка о сказке “Три медведя”;

- “заколдованные” картинки (уши животных: медведь, лиса, заяц, волк);

- картинки “Звериная семейка” (медведь – медведица – медвежонок и т.п.); картинки диких животных.

- аудиозапись “звуки леса”;

- пиктограмма к рассказу “Кошка и пчела”.

Предварительная работа:

- чтение русских народных сказок;

- отгадывание загадок о животных;

- рассматривание картинок по теме: “Дикие животные”;

- разучивание диалоговых стихов.

Ход занятия

Воспитатель. Сейчас мы с вами отправимся на прогулку. Прогулка эта не простая, а сказочная. Предлагаю начать нашу прогулку с волшебных слов, при помощи которых мы с вами окажемся в сказке.

Мы покружимся,
Мы повертимся,
И со сказкою
Скоро встретимся.

Дети хором повторяют эти слова

Воспитатель. Вот мы с вами и оказались в сказочном лесу. Как вы думаете, каких сказочных зверей мы можем встретить в этом лесу?

Ответы детей:

- В лесу можно встретить лису.

- В лесу можно встретить зайца.

- В лесу можно встретить сказочных зверей.

Воспитатель.

Живет в лесу волшебник –
Все делает не так!
Не зря его прозвали –
Волшебник Противняк!
И.Ф.Кугаевская

Задание 1. Заколдованные картинки.

Злой волшебник Противняк
Заявил сегодня так:
- Кто сегодня в лес придет,
Никого здесь не найдет.
Я с утра пораньше встал,
Всех зверей заколдовал.
Очень надо постараться,
Чтобы в этом разобраться.
И.Ф.Кугаевская

Воспитатель показывает детям картинки с изображением ушей животных (заяц, волк, медведь, лиса, белка).

Дети угадывают и называют “заколдованных” животных по ушам

Ответы детей:

- Это уши зайца.

- Это уши белки и т. п.

Задание 2. Добрые – злые – разные животные.

Злой волшебник Противняк
Снова сделал все не так:
Добрые, злые, другие зверята...
Всех перепутал он, ребята.
Снова надо постараться,
Чтобы в этом разобраться.
Мы будем стараться
И сможем разобраться.

Воспитатель. Запомните такие слова “добрый”, “злой”, “круглый”, “большой”, “быстрый”, “хитрый”, “запасливый”. Воспитатель называет сказочного героя, а дети подбирают определение (волк – злой; лиса – хитрая и т.п.).

Ответы детей:

- белка – запасливая;

- заяц – пугливый;

- медведь – косолапый и т.д.

Задание 3. Перепутанные сказки.

Противняк смешал все сказки.
От него не ждем подсказки.
Все картинки разберем,
Сказки нужные найдем.
И.Ф.Кугаевская

Дети подбирают разрезные картинки к сюжетной картинке из сказки; сказки “Колобок”, “Теремок”, “Три медведя” и другие – на выбор воспитателя

Ответы детей:

- Эта сказка называется “Колобок”.

- Эта сказка называется “Заюшкина избушка”.

- Эта сказка называется “Кот, петух и лиса” и т.д.

Разминка.

Мы в свой дружный хоровод
Позовем лесной народ.

Дети идут по кругу.

Прибежали зайки,
Скачут на лужайке.

Дети прыгают, изображая зайцев.

А лисицы-мастерицы
В танце закружились.

Дети кружатся на месте.

Белки вместе с ними
Тоже в пляс пустились.

Дети выполняют приседания (пружинки).

Но пришел тут Противняк,
Закричали все вот так:
- У-у-у!

Дети кричат:

У-у-у!
И.Ф.Кугаевская

 Задание 4. Загадка о сказке “Три медведя”

Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?

Ответы детей:

- Эта сказка называется “Три медведя”.

Задание 5.

Назови семейство.
Про звериные семейки
Предстоит нам рассказать.
Папу, маму и ребенка
Сейчас будем называть.

Дети называют каждого из семьи зверей: например: медведь – медведица – медвежонок и т.п.

Ответы детей:

- волк-волчица-волчонок;

- лис-лиса-лисенок;

- заяц-зайчиха-зайчонок и т.д.

Задание 6. Диалог “Разговор лисы и зайца”. Стихотворение рассказывают двое детей. Дети одеты в костюмы лисы и зайца.

Зайка с Лисонькой не дружит,
Как увидит – весь дрожит.
Зайка Лисоньку увидит,
Повернется, убежит.

Лиса. Здравствуй, Зайка! Где ты был?

Зайка. Я за шубою ходил.

Лиса. Где же шубу ты купил?

Зайка. Да, мне ежик шубу сшил.

Лиса. Ну-ка, ближе подойди!

Зайка. Ой, Лиса, не подходи!

Лиса. Подойди, я погляжу.

Зайка. Нет, Лиса, я ухожу!

И.Ф.Кугаевская

Задание 7. Рассказ в картинках. Рассказ по пиктограмме “Кошка и пчела”

Воспитатель.

Противняк опять шалит,
Сказку рассказать велит.
Сказку он заколдовал,
Он ее зарисовал:
Рисунки, схемы есть в той сказке...
Мы справимся с заданием,
Расскажем без подсказки.
И.Ф.Кугаевская

 Дети пересказывают рассказ по пиктограмме.

Рассказ “Кошка и пчела”

- Сидела кошка на окошке. За окном птичка пела веселую песенку. Вдруг в комнату влетела пчела. Кошка спрыгнула на ковер. Пчела покружилась и села на цветок. Кошка спряталась под деревом.

Воспитатель.

Незаметно пролетело
Время в сказочном лесу.
Зверя разного встречали:
И медведя и лису...
Пусть пытался злой волшебник
Все попутать, навредить,
Но мы знали, что нам делать,
Но мы знали, как нам быть.
Скажем сказке: - До свидания!
До свидания, звери, лес!
Будем ждать мы новой встречи,
Новых сказочных чудес!
И.Ф.Кугаевская

Воспитатель. С какими сказочными героями вам хотелось бы повстречаться в следующий раз?

Ответы детей:

- Мне хочется встретиться с Мальвиной.

- Мне хотелось бы встретить в сказочном лесу Жихарку.

- Я бы хотел увидеться с Аленушкой.