ЦЕЛИ УРОКА:
- способствовать формированию знаний таблицы умножения 9 и на 9;
- познакомить со свойством умножения 10 и на 10;
- создать условия для развития мышления, воображения;
- повторить геометрический материал;
- тренировать способность вычислять выражения;
- обеспечить мотивацию учения школьников,
- формирование умения работать с материалом в новых условиях;
- развивать у школьников способности к оценочной деятельности;
ОБОРУДОВАНИЕ: “запчасти” для постройки дома, изображения предметов для продажи, карточки с ценниками, карточки с логическими заданиями, монеты достоинством 10 рублей, рисунок клоуна, состоящего из геометрических фигур.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: сегодня на уроке мы с вами поговорим об экономике. Первоначально так называлось “искусство ведения домашнего хозяйства”. Сегодня это более широкое понятие. Что включает в себя экономика?
Дети: Торговля, строительство, транспорт.
У. Это наука о том, как общество может удовлетворить свои потребности в товарах и услугах, имея ограниченные ресурсы, средства.
Сегодня на уроке мы “окунёмся” в мир экономики, узнаем хитрые приёмы монетки в 10 рублей, попробуем себя в роли продавцов и покупателей.
Я вас заинтриговала? Тогда начинаем свои открытия!
3. Повторение изученного материала.
У. Повторяя таблицу умножения на 9, мы с вами построим красивый дом. (Учитель показывает “части” дома при чтении стихотворения. На каждой части – выражение с таблицей умножения 9 и на 9 (2x9, 7x9, 3x9, 6x9, 1x9, 9x9, 5x9, 9x4, 0x9, 8x9). Дети дают ответы, а учитель расставляет “части” по контуру дома.)
На пригорке за ручьём
Мы построим новый дом.
Начинаем ставить дом:
Тут фундамент подведём.
Тут кирпич к кирпичу,
Это нам по плечу.
Заберёмся мы повыше
И на дом поставим крышу.
По фасаду два окошка.
На окно посадим кошку.
У. Какое выражение лишнее? Почему? Как называются числа при умножении? Что такое умножение? Что показывает первое число в выражении при умножении? Второе?
(Ответы детей)
У. перед вами выражение 9x4. “Превратите” это выражение из таблицы умножения на 9.
Д. 4 x 9
У. Какое правило математики вы использовали? Расскажите.
Д. От перестановки множителей значение произведения не изменится.
У. А какое это свойство?
Д. Переместительное свойство.
У. Какие ещё правила встретились при построении дома? Расскажите.
(Ответы детей)
У. Ни один дом не обходится без прямого угла. Если стены дома и фундамент не будут образовывать прямой угол, то дом разрушится.
Какие виды углов вы знаете? Как их различить?
(Ответы детей)
У. Посмотрите, на какую геометрическую фигуру похож фасад дома? Что мы знаем о прямоугольнике? Какие величины нам нужно знать, чтобы найти периметр? Предложите варианты нахождения периметра прямоугольника.
(Ответы детей: Р=а+а+в+в; Р=(а+в) x 2; Р= а x 2+в x 2)
У. Без транспорта на стройке не обойтись. Следующее задание на логику. Найдите неизвестное число и обоснуйте выбор.
(Учитель показывает карточки с заданиями. Рисунок 1.)
У. Где мы чаще всего сталкиваемся с экономическими отношениями? Ответ на этот вопрос мы получим разгадав кроссворд.
(Дети вместе с учителем разгадывают кроссворд. Один ученик заполняет кроссворд на доске. Рисунок 2)
4. Физкультминутка.
У. А сейчас перед нами магазин “Гривенничек”
(Дети показывают сценку. Приложение 1)
У. Догадались? Гривенничек – это 10! А что в магазине можно продавать десятками?
Д. Яйца, пуговицы.
5. Изучение нового материала.
У. Посмотрите на выражения:
9 x 9=81
9 x 10=
Как получить следующий результат? Он будет больше или меньше предыдущего? На сколько?
(Ответы детей)
У. Посмотрите, у меня в руках монета в 10 рублей. А если у меня будет две монеты по 10 рублей, сколько всего рублей?
Д. 20 рублей
У. Как узнали?
Д. 10+10
У. А можно рассуждать иначе?
Д. Да. По 10 взять 2 раза, т.е. 10 x 2
У. А если у меня будет 9 монет такого же достоинства? Как узнать количество денег?
Д. 10 x 9=90
У. Посмотрите на запись:
9 x 10=90
10 x 9=90
Сформулируйте тему нашего урока.
Д. Умножение 10 и на 10.
У. Молодцы! Оформляем таблицу в тетрадь.
(Дети делают записи:
1 x 10=10 x 1=10
2 x 10=10 x 2=20 и т.д.)
У. Какое свойство математики мы использовали в таблице?
(Ответы детей)
У. Попробуем определить курс наших тешей по отношению к рублю. Найдите соотношение, если 1 теш = 10 рублей.
(Демонстрируются изображения товаров для продажи. Идёт групповое обсуждение курса теша по отношению к рублю)
Ласты – 5 тешей
Ракетка – 7 тешей
Мяч – 3 теша
Машинка – 4 теша
Пирамидка – 60 рублей
6. Самостоятельная работа.
У. Любой товар продаётся в упаковке. Зачем?
(Ответы детей)
У. Чем привлекательнее товарный вид, тем быстрее изделие найдёт своего покупателя. Прежде чем назначить цену и написать на ценнике, надо изучить цены на другие вещи. Если цена завышена, то товар не купят, а если занижена – не принесёт прибыль.
Ваша задача: выбрать упаковку для своего товара, оценивая свои способности.
(Детям на выбор предлагается карточка с заданием, раскрашивая которую, они, в зависимости от результата, получат свой вариант упаковки. Ответ в выражении соответствует определённому цвету карандаша. Приложение 2)
7. Закрепление изученного.
У. Когда учебный год закончится, что будут покупать больше: мячи или обложки для тетрадей? А как ситуация изменится в сентябре? Почему?
(Ответы детей)
У. В мае за день продали 4 обложки по 10 рублей каждая, а в сентябре 10 таких обложек. Когда выручка оказалась больше и на сколько?
(Решение задачи у доски)
8. Физкультминутка.
У. Посмотрите на изображение. Вам даётся несколько секунд.
(Предлагается изображение клоуна, состоящего из геометрических фигур. Рисунок 3)
У. Из каких геометрических фигур он состоит?
(Ответы детей)
У. Сколько он стоит, если:
(Дети подсчитывают общую стоимость и переводят в рубли. 50 тешей = 5рублей)
9. Закрепление изученного.
У. Как называется место, где можно приобрести товар по договорной цене?
Д. Рынок, базар.
У. Продавцы должны быстро уметь считать. Проведём практическую работу. Что лишнее в предлагаемых товарах? Почему?
Приходи, не скупись, покупай:
Яблоки – 9 тешей,
Бананы – 5 тешей.
Лимоны – 8 тешей,
Тетрадь – 1 теш.
(Ответы детей)
У. Поиграем в “Продавцов и покупателей”
(Проводится игра. Дети меняются ролями. Выясняют стоимость покупки)
10. Итог урока.
У. Чем запомнился вам наш урок? Что нового вы для себя узнали? В чём упражнялись на уроке? Чью работу вы хотели бы отметить?
(Ответы детей)
Оцените свои знания по шкале успеха. На ваш взгляд, насколько успешны были вы. Довольны ли вы своей работой?
У. Дополните пословицы, связанные с темой нашего урока. Как вы их понимаете?
- Деньги любят....
- Не имей 100 рублей, а имей...
- Копейка рубль...
- Чужие деньги считать - ...