Употребление в речи имен прилагательных

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • учить исследовать слово, в частности имя прилагательное;
  • создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность;
  • воспитывать интерес и уважение к родному языку.

Оборудование: конверты с наборами исследователя, рисунки цветов, “ромашка”, рисунки лебедя, дельфина и фламинго на каждого.

Ход урока.

1. Организационный момент.

На столах у детей конверты “набор исследователя”. В тетрадях записано: Исследовательская работа.

2. Словарная работа.

Нам предстоит исследовательская работа. Объект исследования определим в ходе словарной работы.

Каждое слово имеет свою историю, тайну. А мы определим, какие в них орфограммы.

(Один ученик комментирует у доски)

Солнце, бабочка, цветок, яркий, роса, иней, снежинка.

Какое слово отличается от других? Почему?

Что общего у остальных слов? (Имена существительные, объекты природы)

3. Работа над новым материалом (исследование). (Постепенно появляются лепестки ромашки) Рисунок 1.

Итак, объектом исследования является имя прилагательное (середина ромашки появляется). А поможет нам в работе природа, которая вдохновляет поэтов, художников, ученых и нас – исследователей. (Дети вскрывают конверты с вопросами и листы, куда заносятся результаты исследования).

Ответы на вопросы №1, №2.

  • Как вы узнали, что слово яркий имя прилагательное?
  • Почему их так называют? К чему они прилагаются?
  • С каким из данных слов можно согласовать прилагательное яркий?
  • Что же приобрел наш цветок рядом с прилагательным яркий? (Выбирают ответ на вопрос №3. Появляется лепесток со словом признак).

Практическая работа.

  • А каким еще из данных существительных подойдет признак яркий?
  • Что нужно сделать, чтобы записать словосочетания? (Изменить окончание).

Запись словосочетаний самостоятельно.

Игра “Подари предмету признак” (Продолжить ряд признаков).

Вывод. Прилагательные обозначают разные признаки предметов: форму, размер, цвет и т.д.

Запись предложения, разбор по членам предложения и частям речи с комментированием.

Ответ на вопрос №4 (В предложении чаще всего бывает определением).

Уточнение роли имени прилагательного.

На доске появляются иллюстрации трех разных по форме, размеру желтых цветов.

На какой же именно цветок села бабочка? Достаточно ли назвать только один признак, в данном случае цвет? (Дети уточняют и подбирают другие признаки: крупный, мелкий, пушистый, мохнатый, круглый и т.д. Сажают бабочку.)

Вывод. Для чего же нужны имена прилагательные?

Чтение текста (на доске и на корточках). Ответ на вопрос №5.

Человек стал человеком, потому что увидел глубину лазурного неба, мерцание сияющих звезд, розовый рассвет и багровый закат.

Найдите в тексте словосочетания сущ. + прил. Подчеркните прилагательные.

Прочитайте текст без прилагательных.

Вывод. Какая же часть речи помогла ярче увидеть эту картину? Какую роль выполняют прилагательные? (Появляется лепесток, что прилагательные делают нашу речь более точной и выразительной.)

Работа со словарем.

Гармония! Созвучие красоты природы и языка. Умейте видеть в природе и беречь от малого до большого.

Какие это слова? (антонимы)

Попробуйте уменьшить (ведь есть очень маленькие обитатели природы) и увеличить.

Вывод: Вот какая замечательная ромашка у нас получилась! Давайте повторим все, что мы знаем об имени прилагательном по этой ромашке.

Творческое задание. Лепесток №6.

Хотите ли вы стать волшебниками? Оживите черно-белые картинки без красок и кисти. Как можно совершить такое чудо?

  • 1 ряд картинка с изображением дельфина на фоне воды и солнца.
  • 1 ряд лебедь
  • 3 ряд фламинго

Дети подбирают и записывают словосочетания в тетрадь. Зачитывают.

4. Итог урока: Над какой темой мы сегодня работали? Что нового узнали об имени прилагательном?

5. Рефлексия: Как оцениваете свою работу? Какой этап урока понравился больше всего?


Приложение

Конверты на каждого ученика (в них вопросы, текст, картинки)

Имя прилагательное

1) Это - .........

а) часть слова

б) часть речи

в) часть света

2) На какие вопросы отвечает?

а) кто? что?

б) что делает? что делают?

в) какой? какая? какое?

3) Что обозначает?

а) признак предмета

б) предмет

в) действие предмета

4) Каким членом предложения является?

а) подлежащее

б) дополнение

в) определение

5) Какую роль играет в нашей речи?

а) можно обойтись в речи без прилагательных

б) украшает нашу речь, делает ее выразительной, точной

в) чтобы в речи использовалось больше слов.

Человек стал человеком, потому что увидел глубину лазурного неба, мерцание сияющих звезд, розовый рассвет и багровый закат.