Родительское собрание "Какой вы отец? Какая вы мать?"

Разделы: Работа с родителями


Цель: педагогический всеобуч родителей.

Задачи:

  1. Дать возможность родителям оценить свои поступки – отца или матери с точки зрения педагогики.
  2. Помочь родителям правильно воспитывать ребёнка.
  3. Создать условия полного взаимопонимания – содружество-родитель + учитель + школа.

Беседа построена по следующим направлениям:
– Для чего родителям нужна педагогическая наблюдательность.
– Почему родителям необходимо педагогическое воображение.
– Педагогический такт и в чём он должен проявляться у родителей.
– Нельзя воспитывать, не воспитываясь.

Азбука для родителей: “Какой Вы отец? Какая Вы мать?”

Что может быть дороже семьи? (Выслушиваются ответы родителей.)

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно,
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,
Родители – во всем мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже,
На этой сказочной земле.

(Этим стихотворением можно начать, а уместнее будет закончить родительское собрание.)

Мать! Мама! Мамочка!...Она осязает, чувствует, любит своего ребёнка, волнуется, страдает за него уже тогда, когда малыш только собирается появиться на свет.

Мама любит своего ребёнка здорового и больного, красивого и уродливого, талантливого и бесталанного, окружённого славой и неудачника. Мать всегда поймёт его страдания и протянет ему руку помощи, отдаст последний кусок хлеба. Мать, не обладающая таким чувством – редкое исключение, ошибка природы.

Великая сила безграничной материнской любви укрепляет родительскую власть, авторитет матери, но может, постепенно подтачивая, то и другое, разрушить их. И тогда воспитание будущего гражданина становится очень трудным. Сильное, но неразумное, слепое материнское чувство превращает воспитание в тяжкий, бесплодный труд, оно губит ребёнка и приносит огромное несчастье самой матери.

Самые тяжёлые раны наносятся матери, когда на старости лет ей не находится места ни в сердце, ни в доме взрослых детей. Горькие плоды неразумной любви пожинает не только отец и мать. Человек, которого с детства учили только брать от других, ничего не давая взамен, вряд ли сможет быть чутким, внимательным, любящем, мужем и отцом, верным бескорыстным другом. Он всегда, везде при всех обстоятельствах думает, прежде всего о себе, о своих желаниях и удобствах.

Но ещё чаще встают дети на кривую дорожку жизни или вырастают с надломом в характере по вине плохих отцов. Плохие отцы – это величайшее зло. Негласная статистика педагогов показывает, что самый большой процент школьников умственно отсталых, недисциплинированных, безнадзорных, совершающих хулиганские поступки, составляют дети отцов – алкоголиков.

Отец – пьяница, с педагогической точки зрения, это преступник, отравляющий страшным ядом душу своих детей, отнявший у них детство.

Есть у нас ещё одна категория плохих отцов, которые оставляют своих детей ради новой любви. Уход отца из семьи – это всегда тяжёлая душевная травма для детей. Тоска по близкому, любимому человеку, оскорбление самолюбия, пусть ложный, но стыд перед окружающими за то, что брошен как вещь, которая оказалась ненужной, жалость к матери или злость на неё, изменение материального положения – такие сильные недетские переживания вызывают самую различную реакцию у школьников. Одни замыкаются в себе, другие ожесточаются, третьи забрасывают учёбу.

Трудно бывает им. И трудно становится с ними. В характере детей, обиженных и оскорблённых, близким родным человеком, появляются – подозрительность, грубость, мстительность, черствость, лживость. Часто они теряют веру в людей, в себя, в настоящую, глубокую, верную, большую любовь. Отцам надо задуматься над этими словами, попробуйте поставить себя на место своего покинутого ребёнка, который долгое время видел в вас опору, своего первого защитника. Если всё же разрыв с его матерью неизбежен, нужно сделать всё, чтобы последствия серьёзной жизненной ошибки были, насколько возможно, менее болезненными для сына и дочери, чтобы дети продолжали чувствовать в той или иной форме отцовское влияние и заботу.

Отцовское влияние! Это огромная и благородная сила в воспитании детей. Но беда наша в том, что она часто не осуществляется даже в тех семьях, где нет пьяниц, где отцы живут вместе с детьми, но отмахиваются от собственных детей, ограничивая свои родительские обязанности только материальной заботой о семье.

Теперь, когда почти все женщины, как и мужчины, работают в учреждениях, на производстве, муж не должен забывать о том, что после работы вне дома у женщины начинается в семье второй рабочий день: магазины, ужин, уборка, приготовление обеда на завтрашний день, стирка, шитьё. В состоянии ли при таких условиях одна мать успешно справиться и с семейным воспитанием детей? И вообще, по какому праву часть отцов, до сих пор, перекладывают свои родительские и домашние обязанности на плечи жены?

До тех пор, пока на самообслуживание в домашнем хозяйстве требуется немало времени, “сильный пол” обязан взять на себя половину этой работы. Стыдно мужчинам твердить по старинке, что домашний труд – бабье дело, зазорно для мужчин. Если женщина сумела овладеть сложными профессиями врачей, инженеров, педагогов, лётчиков, космонавтов, то, наверное, и мужчины смогут справиться в своём доме с нехитрыми делами по хозяйству.

А выиграют от этого прежде всего наши дети и общее важное дело – семейное воспитание. Ведь в той семье, где отец вместе с женой занимается домашними делами, за них принимаются и дети, сыновья. Семейный коллектив быстро управится с небольшим домашним хозяйством, а часы совместной работы положат начало хорошему мужскому влиянию, станут практическими уроками трудового воспитания, воспитания дружественного, уважительного, заботливого отношения к матери и друг к другу.

Кроме того такая совместная работа позволяет освободить у мамы несколько часов времени и даёт возможность вместе с отцом организовать досуг детей. В таких семьях ребята говорят “А вот нам скучать некогда. И самое интересное время – это вечер, дома собираются все. Очень часто мы играем с папой и мамой, иногда устраиваем любимые игры, иногда читаем вслух книги и детские журналы или взрослые читают свои книги и журналы, а дети свои, иногда викторины – конкурсы с познавательными вопросами. А ещё дома есть живой уголок, всем интересно наблюдать за рыбками, певчими птичками, хомячками, собачками и кошечками”.

Детские души всегда тянутся к взрослым, особенно в младшем возрасте. А многие взрослые вместо того чтобы радоваться этому, ловить часы, когда рождается близость с детьми, чаще всего отмахиваются от своих ребят, избегая напряжения, необходимого при общении с ними. То общение с детьми, которое интересно детям, воспитывает их, действительно требует от отцов и матерей многого и прежде всего определённых педагогических способностей.

Для чего родителям нужна педагогическая наблюдательность.

Чтобы правильно воспитывать ребёнка, надо очень хорошо его знать. Для этого надо уметь замечать те мелочи в поведении детей, которые проливают свет на зарождающиеся черты характера, чутко улавливать изменения в мыслях, чувствовать тончайшие изменения в настроении.

Сын пришёл из школы очень радостный

– Чем так доволен? Пятёрку получил или товарища, из какой беды выручил? – спросил отец.
– Нет. Петька дурак за три маленькие цветные проволочки отдал мне вот что! – отвечает мальчик, вынимая из кармана большую лупу.
– Вот оно что! Обманул друга – и счастлив. Может быть и мне порадоваться, что сын у меня такой хитрый и совести у него маловато

Сын смутился.

Такие наблюдения родителей за поведением ребёнка, могут помочь в самом зародыше пресечь появление и развитие каких – то отрицательных черточек в характере детей.

Без умения внимательно вглядываться в поведение детей родителям бывает очень и очень трудно разобраться в мотивах того или иного поступка сына, дочери, а следовательно, и правильно реагировать на него. Пожалуй, именно в этом одна из наиболее частых причин конфликтов, недоразумений между старшими и младшими.

Дочь забыла, придя из магазина отдать сдачу, а мать уже приписывает ей обман, объясняя.

– Это на всякий случай, для острастки. Пусть знает, что я слежу за ней.

Другая мать поступила бы наоборот. Или вот ещё пример, учителя, соседи, знакомые обращают внимание мамы на то, что её сын часто говорит неправду, хитрит, любит свалить свою вину на другого. Она же вместо того чтобы приглядеться к поведению мальчика, понаблюдать за ним, на всех обижается, со всеми ссорится, отказывается от работы в родительском комитете, с возмущением рассказывает о несправедливых нападениях на её сына.

Такая материнская “поддержка” оказывает самую плохую услугу растущему человеку.

Педагогическая наблюдательность – это не подозрительность и слежка, а постоянная потребность присматриваться к своему ребёнку, его поведению, мыслям и поступкам, объективное, доброжелательное стремление понять их. Такая наблюдательность помогает родителям улавливать внутреннее состояние ребёнка, его чувства, разбираться в мотивах поступков, увидеть то хорошее в детях, что надо поощрять, и то плохое, что надо искоренять, выправлять.

Почему родителям необходимо педагогическое воображение.

“ …Чтобы судить о ребёнке справедливо и верно,
нам нужно не переносить его из его сферы в нашу,
а самим переселяться в его духовный мир”
(Психолог Н.И.Пирогов)

Эти слова надо помнить всегда, когда речь идёт о педагогическом воображении как педагогической способности. У родителей такое воображение должно проявляться главным образом в умении погружаться в духовный мир ребёнка, заражаться его настроением, живо представлять себе его мысли чувства.

Что получается, если такого умения нет? Может произойти ссора, недопонимание, неприятность. Взрослые, обладающие этой счастливой способностью, умеют очень интересно беседовать с ребёнком, придумывать для них увлекательные и содержательные затеи, игры.

Игра – это не пустая забава, она развивает физические силы ребёнка, его активность, творческую инициативу, самостоятельность, сообразительность, находчивость, непримиримость к нарушениям правил, она удовлетворяет потребность детворы в романтике, даёт пищу для разнообразных эмоциональных переживаний. От недостатка педагогического воображения взрослые порой вкладывают свои “взрослые” понятия и представления в то, что говорят их дети, а поэтому и реагируют на их слова и вопросы не так, как нужно. Такие беседы, такое общение приводит к отчуждению детей.

Педагогическое воображение на основе на основе прошлых восприятий помогает родителям, верно представить образ мыслей, чувств, причину тех или иных поступков, перенести себя в детский или юношеский мир своих детей, правильно понимать их, быть для них интересным собеседником, хорошим другом. Это поможет нам, взрослым, не быть назойливыми, без скучных назиданий эффективно влиять на всё, что делают дети.

Педагогический такт и в чём он должен проявляться у родителей.

Так же, как и учителю, педагогический такт нужен любому отцу, каждой матери, т.к. он предполагает умение осторожно коснуться душевного состояния человека. По отношению к детям это умение должно быть ещё более тонким, т.к. по силе эмоций, по тревожности впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений, детская жизнь несравненно богаче жизни взрослых.

В чём же должен проявляться педагогический такт?

Во-первых, в умении говорить с ребёнком, нечутким отношением взрослых к детям мы сталкиваемся во многих семьях. Это обстоятельство очень волнует не только нас педагогов, но и врачей-психиатров. Они рассказывают, что дидактогении – заболевания, вызванные грубым словом, бестактным поведением,– увеличивается и среди детей.

Грубое слово – отрицательный раздражитель. Оно сказывается на нервной системе человека и через неё отрицательно влияет почти на все органы и ткани. При этом в первую очередь страдают сердце и сосуды. Вот почему в ответ на неприятный разговор организм человека нередко реагирует резкими спазмами сосудов сердца и мозга.

Почему же родители, очень оберегают детей от инфекционных, простудных заболеваний, так жестоко относятся к состоянию их нервной системы? Что делать? Вопрос сложный… Чтобы дать на него исчерпывающий ответ, как и на любой другой вопрос, связанный с воспитанием, надо во всех деталях изучить жизнь этой семьи, подышать её воздухом.

Однако вот такие советы, мне кажется, будут полезны каждой семье, где хотят покончить с оскорбительными криками, бранью.

Во-первых, попробуйте какое-то время не говорить с ребёнком сразу же после проступка.

Второй совет. Умейте выбрать место и время для серьёзного разговора, т.к. не оставляют а душе нужного следа разговоры на ходу, у порога. Не оставляют желаемого результата замечания сделанные детям в присутствии их друзей.

И вообще всегда ли за проступки нужно бранить, делать резкое замечание? Ведь способы выражения недовольства могут быть разнообразными, и дети лучше воспринимают те, из них, где взрослые проявляют больше такта. Педагогический такт предполагает не только умение разговаривать с детьми, но и умение слушать их. А для этого нужно очень уважать личность ребёнка, его мысли, переживания, чувства, увлечения, желания…

“Ищи в других людях всегда хорошую сторону, а не дурную”,  – писал Л.Н.Толстой. Этот важнейший педагогический принцип нарушается особенно часто в отношении детей. Бестактное, неделикатное поведение родителей, в чём бы оно ни проявлялось, никогда не вызывает у детей стремления стать лучше, что-то сделать хорошо.

Обидные насмешки, прозвища, пощёчины, шлепки, бесконечные запреты, стремление вопреки справедливости настоять на каком-то своём требовании, необдуманном, сказанном сгоряча, необоснованные подозрения – всё это только ожесточит детей. Подрастая, они чаще всего начинают платить родителям той же монетой.

Нельзя воспитывать, не воспитываясь.

И последнее о чём я бы хотела с вами поговорить. Самовоспитанием, человек должен заниматься в процессе всей своей жизни. Это зависит от разных причин, ситуаций, условий жизни, общества. Родителям оно даёт возможность воздействовать на своего ребёнка, большого или маленького, зримо-собственным положительным примером. Небольшой пример: как смешно требовать людям курящим, пьющим, не работающих и просящих доктора сделать их здоровыми, несмотря на их нездоровый образ жизни, чтобы их д6ети хорошо учились, занимались спортом и, вообще, были хорошими. Конечно, взрослому человеку не так просто излечиться от нравственных недугов, быть себе строгим судьёй, тем более, что каждому свойственно стремление оправдаться в собственных глазах, особенно в семье, дома, где мы ослабляем контроль за своими чувствами и действиями. Но помните, дети рядом – они всё видят и слышат, и взрослым подражают.

Отец и мать являются первым зеркалом, в которое смотрится растущий человек, очень важно, чтобы он обязательно находил в нём отражение лучших человеческих качеств. И чем скорее, уважаемые папы и мамы, у вас появится осознанное стремление преодолевать все трудности, тем значительнее будут ваши успехи в воспитании нового человека нашего общества.

Желаю вам большого семейного счастья!