Открытый урок по алгебре в 7-х классах по теме "Действия с десятичными дробями"

Разделы: Математика


Цель создания и использования презентации на занятии – экономия времени, быстрая смена заданий, демонстрация правильного решения, наглядность.

Обоснование проведения данного урока.

Фундаментом математических умений школьников являются навыки вычислений на разных числовых множествах. А основой для них, в сою очередь служат навыки устных вычислений, которые являются неотъемлемой частью любых письменных расчётов, служат для предварительной оценки результата.

Кроме того вычисления – эффективный способ развития у детей устойчивого внимания, оперативной памяти и других важных качеств для обучения.

Хорошо развитые у учащихся вычислительные навыки — одно из условий их успешного обучения в старших классах.

Включение ученика в активную познавательную деятельность является инструментом для формирования новых способностей. Применение технологии деятельностного метода, использование возможностей информационно– коммуникативных технологий в сочетании с игровой формой позволяют увлечь ученика, создают условия для формирования способностей к самостоятельному приобретению знаний.

Качественное и осознанное усвоение материала курса 5–6-х классов является основой для успешного овладения систематическими курсами алгебры и геометрии в среднем и старшем звене школы. Поскольку в 5–х и 6–х классах заканчивается формирование навыков вычислений с натуральными числами, формируются умения выполнять действия с десятичными и обыкновенными дробями, решать текстовые задачи разными способами, в том числе и с помощью уравнений, развивается “числовая зоркость”.

Материал можно использовать при закреплении темы: "Действия с десятичными дробями" в любом классе.

Тема: Действия с десятичными дробями.

Цель урока: повторить правила сложения, вычитания, умножения, деления десятичных дробей.

Задачи урока:

  1. Дидактические: закрепить навыки и умения применения знаний по теме; обобщить умение решать задачи.
  2. Воспитательные: воспитывать дружеские отношения в классе, трудолюбие, аккуратность; умение работать в группах, развивать интерес к математике; воспитать умение объективно оценивать результаты своей и коллективной работы.
  3. Развивающие: развивать познавательный интерес, навыки самоконтроля.

Ход урока

1) Класс поделен на три команды.

Избраны капитаны команд.

2) Приветствие гостям и участникам команд.

3) Мотивационная беседа.

Ребята, вы знаете, что уже в глубокой древности приходилось считать. В результате счёта появились числа 1, 2, 3 и т. д. – натуральные числа. Измерения расстояний, деление предмета на равные части привели людей к использованию дробных чисел. Сначала люди пользовались обыкновенными дробями 1/2, 1/4, 1/3 (половина, четверть, треть), а затем и более сложными. Из множества дробных чисел они выделили те, которые имеют знаменатели 10, 100, 1000…, т.е. записываются единицей с последующими нулями. Их назвали “десятичными”. Итак, на нашем дереве появились десятичные дроби. Мы знаем, как записывают десятичные дроби, научились их складывать и вычитать. А почему же десятичные дроби мы изучаем специально? Чем они заслужили такое внимание?

Ответы учащихся.

4) Условие конкурса.

– Способы оценки:
– Команда, набравшая максимальное количество баллов побеждает и всем участникам ставится в журнал оценка “отлично”.
– За 2 место – оценка “хорошо”.
– За 3 место – оценка “удовлетворительно”.

Дети, которые сделали домашнее задание для этого урока (стихи, плакаты и т.д.) – получают оценку “отлично”.

5) Повторение правил десятичных дробей в форме стихотворения <Рисунок 13>.

6) Начало “Математического турнира”:

1) I конкурс: “Вычисление примера по действиям”.

Каждая команда получает по примеру из 5 действий <Рисунок 1>. Капитаны заносят ответы на доску по действиям, и сверяют с ответами <Рисунок 2>.Каждый решенный верно пример оценивается в 1 балл. Всего 5 баллов.

2) II конкурс: “Решение задач”.

В конкурсе 3 задачи <Рисунок 3>, <Рисунок 4>.

1 задача – 2 балла.

2 задача – 2 балла.

3 задача – 4 балла.

Верное решение – 2 балла. Максимальный балл конкурса – 8.

3) III конкурс: “Найди ошибки”.

Каждая команда получает по 3 примера с заранее допущенными ошибками <Рисунок 5>.

Решают в группе. Максимальный балл – 3. Ответы на <Рисунок 6>.

4) IV конкурс: “Магически квадраты”.

Каждая команда получает задание с двумя квадратами <Рисунок 7>, разбитыми на 4 части. Задание: установить зависимость и заполнить пустые клетки. За каждое верное решение команда получает 5 баллов <Рисунок 8>. Максимальное количество 10 баллов.

5) V конкурс: “Зашифрованное слово”.

Учащимся открывается <Рисунок 9> с семью примерами. Дается 12 минут на вычисления. Ответы – <Рисунок 10>. Ребята должны расположить числа в определенном порядке и объяснить значение полученного слова.

Максимальный балл за конкурс – 7.

6) VI конкурс: “Эстафета: Догоняй-ка”.

Выдаются одинаковые примеры на время <Рисунок 11>. Ответы закрываются на электронной доске. Первый правильно решивший участник приносит своей команде один балл.

7) Подведение итогов.

Капитаны подсчитывают общий балл. Тем временем учитель и присутствующие гости-учителя оценивают домашнее задание-кроссворды от каждой из команд.

8) Подводится итог <Рисунок 12>. Объявляются оценки всех учащихся, команды награждаются грамотами.

9) Домашнее задание: подготовка к диагностической работе.

Порядок показа рисунков.

Рисунок Комментарии Навигации по рисунку/число действий /отведённое время
Рисунки 1, 2.

“Вычисление примера по действиям” .

1) Повторение порядка действий при вычислении примеров. Подготовить учащихся к продуктивной работе на всём протяжении урока.

2) Поддерживать и совершенствовать ранее сформированных знаний и умений вычислительных навыков.

Переход к правильному ответу после выполнения задания.
5 действий – 5 баллов.
7–10 минут.
Рисунки 3, 4.

“Решение задач”.

1) Решение задачи на нахождения объёма параллелепипеда.

2) Решение задачи на нахождение объёма куба.

3) Задача на движение по реке.

Переход к правильному ответу после выполнения задания.
1 задача – 2 действия – 2 балла.

2 задача – 2 действия – 2балла.

3 задача – 4 действия – 4 балла.

8 действий – 8 баллов.

12-17 минут
Рисунки 5, 6.

“Найди ошибки”.

Предлагается найти ошибки в трёх примерах и написать правильные результаты. Переход к правильному ответу после выполнения задания.
1 пример – 1 балл.

Всего – 3 балла.

3 минуты
Рисунки 7, 8.

“Магические квадраты”

Найти логическую закономерность в получении правильных ответов и найти недостающее звено. Переход к правильному ответу после выполнения задания.
1 квадрат – 5 баллов.

2 квадрат – 5 баллов.

10 минут.
Рисунки 9, 10.

“Зашифрованное слово”.

Задание состоит из 7 действий. Найдя правильный ответ и выписав буквы, получается задуманное слово. Переход к правильному ответу после выполнения задания.
1 действие – 1 балл.

Всего – 7 баллов.

7–10 минут.
Рисунок 11.

“Эстафета”.

Самая быстрая команда имеет возможность набрать 13 баллов. Переход к правильному ответу после выполнения задания.
Каждый пример – 1 балл.

Всего 13 баллов.

15 минут.
Рисунок 12.

“Табло игры”.

Подведение и подсчёт набранных балов за игру.

Литература

  1. Газета “Ломоносовец” № 23.
  2. Преподавание математики в 5 и 6 классах/ В.И.Жохов – М.: Мнемозина, 2007.
  3. Преподавание математики в 5 и 6 классах/ В.И.Жохов – М.: Мнемозина, 2007.
  4. Нестандартные уроки математики 5-10 /Л.М Чернокнижникова – М.: Аркти, 2010.