Цель создания и использования презентации на занятии – экономия времени, быстрая смена заданий, демонстрация правильного решения, наглядность.
Обоснование проведения данного урока.
Фундаментом математических умений школьников являются навыки вычислений на разных числовых множествах. А основой для них, в сою очередь служат навыки устных вычислений, которые являются неотъемлемой частью любых письменных расчётов, служат для предварительной оценки результата.
Кроме того вычисления – эффективный способ развития у детей устойчивого внимания, оперативной памяти и других важных качеств для обучения.
Хорошо развитые у учащихся вычислительные навыки — одно из условий их успешного обучения в старших классах.
Включение ученика в активную познавательную деятельность является инструментом для формирования новых способностей. Применение технологии деятельностного метода, использование возможностей информационно– коммуникативных технологий в сочетании с игровой формой позволяют увлечь ученика, создают условия для формирования способностей к самостоятельному приобретению знаний.
Качественное и осознанное усвоение материала курса 5–6-х классов является основой для успешного овладения систематическими курсами алгебры и геометрии в среднем и старшем звене школы. Поскольку в 5–х и 6–х классах заканчивается формирование навыков вычислений с натуральными числами, формируются умения выполнять действия с десятичными и обыкновенными дробями, решать текстовые задачи разными способами, в том числе и с помощью уравнений, развивается “числовая зоркость”.
Материал можно использовать при закреплении темы: "Действия с десятичными дробями" в любом классе.
Тема: Действия с десятичными дробями.
Цель урока: повторить правила сложения, вычитания, умножения, деления десятичных дробей.
Задачи урока:
- Дидактические: закрепить навыки и умения применения знаний по теме; обобщить умение решать задачи.
- Воспитательные: воспитывать дружеские отношения в классе, трудолюбие, аккуратность; умение работать в группах, развивать интерес к математике; воспитать умение объективно оценивать результаты своей и коллективной работы.
- Развивающие: развивать познавательный интерес, навыки самоконтроля.
Ход урока
1) Класс поделен на три команды.
Избраны капитаны команд.
2) Приветствие гостям и участникам команд.
3) Мотивационная беседа.
Ребята, вы знаете, что уже в глубокой древности приходилось считать. В результате счёта появились числа 1, 2, 3 и т. д. – натуральные числа. Измерения расстояний, деление предмета на равные части привели людей к использованию дробных чисел. Сначала люди пользовались обыкновенными дробями 1/2, 1/4, 1/3 (половина, четверть, треть), а затем и более сложными. Из множества дробных чисел они выделили те, которые имеют знаменатели 10, 100, 1000…, т.е. записываются единицей с последующими нулями. Их назвали “десятичными”. Итак, на нашем дереве появились десятичные дроби. Мы знаем, как записывают десятичные дроби, научились их складывать и вычитать. А почему же десятичные дроби мы изучаем специально? Чем они заслужили такое внимание?
Ответы учащихся.
4) Условие конкурса.
– Способы оценки:
– Команда, набравшая максимальное количество баллов побеждает и всем участникам
ставится в журнал оценка “отлично”.
– За 2 место – оценка “хорошо”.
– За 3 место – оценка “удовлетворительно”.
Дети, которые сделали домашнее задание для этого урока (стихи, плакаты и т.д.) – получают оценку “отлично”.
5) Повторение правил десятичных дробей в форме стихотворения <Рисунок 13>.
6) Начало “Математического турнира”:
1) I конкурс: “Вычисление примера по действиям”.
Каждая команда получает по примеру из 5 действий <Рисунок 1>. Капитаны заносят ответы на доску по действиям, и сверяют с ответами <Рисунок 2>.Каждый решенный верно пример оценивается в 1 балл. Всего 5 баллов.
2) II конкурс: “Решение задач”.
В конкурсе 3 задачи <Рисунок 3>, <Рисунок 4>.
1 задача – 2 балла.
2 задача – 2 балла.
3 задача – 4 балла.
Верное решение – 2 балла. Максимальный балл конкурса – 8.
3) III конкурс: “Найди ошибки”.
Каждая команда получает по 3 примера с заранее допущенными ошибками <Рисунок 5>.
Решают в группе. Максимальный балл – 3. Ответы на <Рисунок 6>.
4) IV конкурс: “Магически квадраты”.
Каждая команда получает задание с двумя квадратами <Рисунок 7>, разбитыми на 4 части. Задание: установить зависимость и заполнить пустые клетки. За каждое верное решение команда получает 5 баллов <Рисунок 8>. Максимальное количество 10 баллов.
5) V конкурс: “Зашифрованное слово”.
Учащимся открывается <Рисунок 9> с семью примерами. Дается 12 минут на вычисления. Ответы – <Рисунок 10>. Ребята должны расположить числа в определенном порядке и объяснить значение полученного слова.
Максимальный балл за конкурс – 7.
6) VI конкурс: “Эстафета: Догоняй-ка”.
Выдаются одинаковые примеры на время <Рисунок 11>. Ответы закрываются на электронной доске. Первый правильно решивший участник приносит своей команде один балл.
7) Подведение итогов.
Капитаны подсчитывают общий балл. Тем временем учитель и присутствующие гости-учителя оценивают домашнее задание-кроссворды от каждой из команд.
8) Подводится итог <Рисунок 12>. Объявляются оценки всех учащихся, команды награждаются грамотами.
9) Домашнее задание: подготовка к диагностической работе.
Порядок показа рисунков.
Рисунок | Комментарии | Навигации по рисунку/число действий /отведённое время |
Рисунки 1, 2. “Вычисление примера по действиям” . |
1) Повторение порядка действий при
вычислении примеров. Подготовить учащихся к продуктивной работе на всём
протяжении урока. 2) Поддерживать и совершенствовать ранее сформированных знаний и умений вычислительных навыков. |
Переход к правильному ответу после выполнения задания. |
5 действий – 5 баллов. | ||
7–10 минут. | ||
Рисунки 3, 4. “Решение задач”. |
1) Решение задачи на нахождения объёма
параллелепипеда. 2) Решение задачи на нахождение объёма куба. 3) Задача на движение по реке. |
Переход к правильному ответу после выполнения задания. |
1 задача – 2 действия – 2 балла. 2 задача – 2 действия – 2балла. 3 задача – 4 действия – 4 балла. 8 действий – 8 баллов. |
||
12-17 минут | ||
Рисунки 5, 6. “Найди ошибки”. |
Предлагается найти ошибки в трёх примерах и написать правильные результаты. | Переход к правильному ответу после выполнения задания. |
1 пример – 1 балл. Всего – 3 балла. |
||
3 минуты | ||
Рисунки 7, 8. “Магические квадраты” |
Найти логическую закономерность в получении правильных ответов и найти недостающее звено. | Переход к правильному ответу после выполнения задания. |
1 квадрат – 5 баллов. 2 квадрат – 5 баллов. |
||
10 минут. | ||
Рисунки 9, 10. “Зашифрованное слово”. |
Задание состоит из 7 действий. Найдя правильный ответ и выписав буквы, получается задуманное слово. | Переход к правильному ответу после выполнения задания. |
1 действие – 1 балл. Всего – 7 баллов. |
||
7–10 минут. | ||
Рисунок 11. “Эстафета”. |
Самая быстрая команда имеет возможность набрать 13 баллов. | Переход к правильному ответу после выполнения задания. |
Каждый пример – 1 балл. Всего 13 баллов. |
||
15 минут. | ||
Рисунок 12. “Табло игры”. |
Подведение и подсчёт набранных балов за игру. |
Литература
- Газета “Ломоносовец” № 23.
- Преподавание математики в 5 и 6 классах/ В.И.Жохов – М.: Мнемозина, 2007.
- Преподавание математики в 5 и 6 классах/ В.И.Жохов – М.: Мнемозина, 2007.
- Нестандартные уроки математики 5-10 /Л.М Чернокнижникова – М.: Аркти, 2010.