Ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Возможность понимать речь и говорить становится для ребенка 3-го года жизни важнейшим средством познания окружающего, а познавательная деятельность стимулирует развитие его инициативной речи. У ребенка появляется настоящая потребность спрашивать взрослых о заинтересовавших его предметах и явлениях окружающего мира, что является основой дальнейшего развития диалогической речи.
Речь – незаменимый спутник ребенка, познает ли он природу или явления окружающей его среды, наблюдает ли трудовые процессы или в них сам активно участвует, проявляет ли себя в игре или других занятиях.
Полученные яркие и правильные образы помогут ребенку сознательно взглянуть на мир и дадут богатый материал для изучения родного языка. Если основой речи ребенка служат наглядность и наблюдение, то для правильного развития её необходим материал для наблюдения, сравнения и изучения, материал интересный, близкий и понятный детям.
Систематическое обучение речи и языка должно лежать в основе всей системы воспитания в группах раннего возраста. Развитие речи детей раннего возраста нужно тесно связывать с развитием мышления. Освоения языка, его грамматического строя дает возможность свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.
Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в раннем возрасте является правильная обстановка, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общения. В группе созданы все необходимые условия.
Проанализировав все формы проведения занятий по речевому развитию мы пришли к выводу, что наибольший эффект дают интегрированные занятия.
Само понятие “интеграция ” употребляется в 2х назначениях.
Схема 1.
Из всего вида интеграций мы выбрали интегрированные занятия. Это занятия, которые:
1. Соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, взаимно дополняя друг друга;
2. Способствуют развитию познавательных процессов, связной речи, ознакомление с родным языком на основе личностно– ориентированной технологии обучения.
3. Позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды деятельности, сократить количество занятий в целом, избежать дублирования одного и того же программного материала, устранить умственную перегрузку детей.
Например: на одном занятии – изодеятельность, ознакомление с окружающим и развитие речи или музыка, развитие речи и ознакомление с природой или сенсорика, математика познавательная деятельность, развитие речи, изобразительная деятельность.
Интегрированные занятия по длительности не отличаются от обычного, но по содержательности позволяют заменить несколько занятий без ущерба для качества усвоения знаний, развития и здоровья детей.
И поэтому за основу речевого развития на организованных формах обучения мы взяли интегрированные занятия.
Поставили перед собой цель:
Поиск новых подходов к решению проблемы речевого развития детей раннего возраста через нетрадиционную систему образования – интегрированные занятия.
Исходя из цели, выдвинули следующие задачи речевого развития детей раннего возраста на интегрированных занятиях:
1. Расширение словаря понимаемой и активной речи детей раннего возраста;
2. Воспитание звуковой культуры речи;
3. Формирование грамматического строя речи;
4. Формирование связной речи (монолог, диалог) с целью познания окружающего
мира;
5. Формирование инициативной речи.
Прежде чем проводить интегрированные занятия, необходимо правильно отобрать содержание знаний для их дальнейшей интеграции.
Здесь важно учитывать следующее:
1. Знания должны расширять и обогащать имеющиеся представления детей;
2. Быть нужными при последующем обучении;
3. Быть доступными ребенку;
4. Опираться на его личный опыт;
5. Связаны с его повседневной жизнью.
При проведении интегрированных занятиях необходимо учитывать:
1. Содержание базисных программ детей раннего возраста;
2. Индивидуальные и психологические особенности детей группы;
3. Смену методов и приемов работы с детьми, формы их организации;
4. Личностно-ориентированный подход к обучению.
Интегрированные занятия имеют определенную структуру:
Структура интегрированных занятий.
1. Постоянный ритуал начала занятий (эмоциональный этюд приветствия).
2. Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию.
3. Затруднение в игровой ситуации (проблема).
4. Открытие нового знания или умения.
5. Динамическая пауза.
6. Игры на закрепление материала.
7. Воспроизведение нового в типовой ситуации.
8. Этюд на имитацию, релаксация.
9. Ритуал прощания.
10. По необходимости “минута шалости”.
Большой эффект на интегрированных занятиях оказывает использование здоровьеоберегающих технологий, которые способствуют снятию накопившегося утомления, созданию хорошего настроения, чувства комфортности и уюта.
Здоровьесберегающие технологии.
- Двигательные разминки.
- Динамические паузы.
- Артикуляционная и пальчиковая гимнастики.
- Эмоциональные этюды.
- Упражнение на расслабление (релаксация).
- Дыхательная и звуковая гимнастика.
- Дидактические игры в движении.
- Гимнастика для глаз.
Интегрированные здоровьесберегающие занятия отличаются:
- Предельной четкостью, компактностью, сжатостью познавательного материала;
- Взаимосвязанностью материала интегрируемых курсов;
- Большой емкостью игрового и здоровье сберегающего материала на занятиях (регламентированных сменяемостью интеллектуальной нагрузки).
Продумывая интеграцию занятий, мы пришли к выводу, что можно объединить следующие разделы программы:
Развитие речи – изодеятельность.
Развитие речи – ознакомление с окружающим.
Развитие речи – сенсорика.
Развитие речи – ознакомление с художественной литературой.
Схема 2.
После отбора необходимого содержания мы составили перспективный годичный план проведения интегрированных занятий, опираясь, прежде всего на “Типовую программу воспитания и обучения в детском саду”, взяли элементы программы “Кроха”, “Детство”, “Радуга”.
Наиболее удобным нам показалось составление тематического плана, по которому одна и та же тема на всех видах занятий в течение определенного отрезка времени повторяется ежеквартально с учетом перспективного плана занятий и необходимой индивидуальной работы.
Тема: “Транспорт”.
Развитие речи. | |
Ознакомление с окружающим. Программное содержание:
Тема: “Как машина Зверей катала”. |
Изодеятельность. Программное содержание:
Тема: рисование “Дорожка для автобуса”; Лепка “Бревнышки, которые повезёт машина”; Конструирование “Дорожка для автомобиля”. |
Сенсорика. Программное содержание:
Тема: “Автомобиль”, “Матрешки играют”. |
Ознакомление с художественной
литературой. Программное содержание:
Тема: А. Барто “Грузовик”, “Самолет”. |
Для достижения хороших результатов по развитию речи детей раннего возраста на интегрированных занятиях мы постарались создать в группе эмоционально-положительную атмосферу, чтобы детям было уютно и комфортно, используя совместные с детьми игры, ежедневное чтение сказок и потешек, рассматривание вместе с ними книг. Очень хорошо воспринимаются детьми совместные игры, сопровождаемые потешками, чтение потешек сочетается с движениями, которые выполняют все малыши одновременно. Это и игры с пальчиками (“Идет коза рогатая”, “Апельсин” и т.д.), прибаутки “Ладушки”, где называют имена всех детей: “ маслом поливала, детям давала: Саше – два, Оле – два, Поле – два”, при этом касаясь ладошек детей своими руками. Такой контакт не только сближает взрослого с малышом, но и имеет эффект психологического поглаживания, когда ребенок чувствует внимание к себе лично. Разрабатывая интегрированные занятия, прилагаем все усилия к тому, чтобы каждый малыш участвовал в нем не только голосом, но и движениями.
Например, на занятии по ознакомлению с окружающим. Тема: “Домашние животные”. При рассматривании животных предлагаю детям поселить их в свои домики около дома дедушки и бабушки, рассказываю, почему они будут там жить, на следующем занятии, они уже сами находят домики для домашних животных. Игровые действия малышей стимулируют их память и речевую активность.
Каждое интегрированное занятие стараемся делать игровым, максимально приблизив к знакомой ребенку обстановке.
Опыт работы показывает, что интегрированные занятия с детьми раннего возраста могут быть интересной, но главное эффективной формой обучения и развития детей, в том числе их речи.
Такое построение работы с малышами позволяет дать детям более глубокие и всесторонние знания, а наши питомцы усваивают все хорошо и надолго.