Цель: Познакомить учащихся с первым десятком римских цифр.
Задачи:
- Учить понимать запись римских цифр.
- Распознавать римские цифры, записывать и решать с ними выражения.
- Закреплять знания состава чисел от 2 до 9.
- Устанавливать соответствие между звуковой формой слова и его схемой.
- Развивать речь, внимание, мыслительные операции, совершенствовать вычислительные навыки и математические способности.
- Прививать интерес к науке математика.
- Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
Планируемые результаты.
Предметные:
– будут знать последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и
обратном порядке;
– будут уметь отличать римские цифры от арабских, как в жизни, так и записи;
– получат возможность научиться группировать предметы по заданному признаку.
Метапредметные:
познавательные УУД:
– понимать информацию представленную в виде текста, рисунков, схем;
– рефлексия способов и условий действия.
Регулятивные УУД:
– организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
– учиться осуществлять контроль с заданным эталоном с целью обнаружения
отклонений и отличий от эталона;
– определять план выполнения задания на уроке под руководством учителя.
Коммуникативные УУД:
– учиться выстраивать монологическую речь;
– определять способы взаимодействия с партнером.
Личностные УУД:
– осваивать роль ученика;
– формировать интерес (мотивацию) к учению.
Оборудование:
- Волшебная палочка.
- 8 снежинок – МОЛОДЦЫ!
- Счетные палочки.
- Карточки с римскими цифрами.
- Наборное полотно.
- “Ромашка” для устного счета (обратная связь)
- Презентация “Римские цифры”.
- Экран + мультимедиа.
- Бэйджики “Я успешен…”.
- Бэйджик учителя.
- Арабские цифры на магнитах.
Этапы урока | Ход урока | |||||||
“Люблю, когда звенит звонок, И начинается урок” |
||||||||
I | Организационный момент. Этот урок
у нас сейчас науке посвящается, |
|||||||
II | Вступительная беседа. – Какой праздник приближается, мы его все любим и ждем? (Новый год) – Самая главная гостья на Новом году? (Елка) – Что происходит на Новый год? (Волшебство) |
|||||||
III Снежинки на доске хороводом 1-я снежинка |
И у нас сегодня не обычный урок математики, а с волшебством. За волшебницу сегодня Я – с этой волшебной палочкой, на елочке мешок с подарками для вас – новогодние наклейки – за активную работу на уроке. | |||||||
Хлопки | Елочка за собой хороводом снежинок привела, а снежинки не простые, а с заданиями для вас. | |||||||
У доски 1 ряд – карточки (карандашом) 5 8 7 6 8 2 4 6 2 8 4 |
Устный счет. 1) Повторение компонентов “+”, “–” 2) Ритмический счет от 1 до 20: туда/обратно – Счет 2; 3; 5 туда/обратно – Назвать соседние числа 8; 12; 15 – Какое число стоит между 9 и 11 – Назовите числовые выражения, значение которых = 6
3) Решение выражений:
4) Работа по карточкам I вариант II вариант 5) Устно с “Ромашкой” 1 слагаемое – 3, 2 слагаемое – 2, значение суммы К 6 прибавить 2 равно Из уменьшаемого 8 вычесть 1, показать разность 1 слагаемое – 5, 2 слагаемое – 1, значение суммы от 10 отнять 2 равно от 9 отнять 7 равно из уменьшаемого 7 вычесть 3, значение разности сумма чисел 3 и 3 разность чисел 6 и 4 5 увеличить на 3 8 уменьшить на 4 Задачи. В землю репка Сколько шей у 5 журавлей? (5) |
|||||||
IV 2-я снежинка |
Сидят рыбаки Стерегут поплавки, Рыбак Корней Поймал трех окуней, Рыбак Евсей – Четырех карасей, Сколько рыб рыбаки Натаскали из реки? (7) В школьную команду надо было набрать из класса 6 пловцов, а у нас на 4 пловца больше. Сколько пловцов в нашем классе? (6 + 4 = 10) |
|||||||
Доска: геометрические фигуры Показать V 3-я снежинка |
Геометрический материал. – Как называются эти фигуры? (Цилиндр Конус Куб Шар Пирамида Параллелепипед) |
|||||||
VI 4-я снежинка Слайд 1. Приложение |
– Как одним словом называть эти фигуры?
(Объемные) – А эти фигуры какие? Назовите фигуру и цвет? – Внимательно посмотрите на фигуры, что-нибудь заметили? (Ровные) – Докажите! (Посчитать углы, стороны и наложить друг на друга на глаз) |
|||||||
Тема: Слайд 2 |
Работа в тетради. 1) Гимнастика
для пальчиков. Посадка |
|||||||
Слайд 3 | Сообщение темы урока – Что
написали в тетради? (Цифры) |
|||||||
Цель: 5-я снежинка. Слайды 4–6 |
– Что видите на слайде? (Цифры) – Какие? (Арабские, натуральные) – Назовите. – Что значит натуральное число? (предметы этого числа можно потрогать) – Еще что видите? – Как думаете, а если мы с вами вдруг окажемся в какой-нибудь волшебной стране, какие там могут быть знаки для обозначения числа предметов? (цветы, жуки и т.д.) |
|||||||
Слайд 7 Указкой у доски или курсор. |
“Волшебные цифры” – Кто знает, что
за палочки, крестики на слайде? “Римские цифры” – Почему цифры называются римскими? (Они появились в Риме) Рассказ учеников о Древнем Риме! Будьте внимательны и любознательны! |
|||||||
Палочки на парте XXXI |
Самая древняя система цифр – римская
нумерация, которая возникла 2000 лет назад. – Представьте, что вы древние римляне и не знаете цифр. С помощью чего изобразили бы число 2 и 3? (Пальчиков) – Да, действительно, пальцы сыграли важную роль в истории счета. Вам понятны цифры I II III? А дальше? Я вам расскажу! |
|||||||
VII 6-я снежинка |
На руке 5 пальцев. Чтобы не писать пять палочек стали изображать руку, рисунок делали очень просто V. | |||||||
На доске арабские и римские цифры Наборное полотно + цифры римские |
V + I = 6 V + II = 7 V + III = 8 V – I = 4 |
|||||||
Слайд 8 Слайд 9 На доске >< |
– Кто догадался, как записано число 10? (10 состоит из двух 5 – V Римское число X изображается V – как обычно = Х пересекающиеся палочки ^ – другая перевернута X – I = 9 Римские цифры только до 3999 и все. |
|||||||
VIII 7-я снежинка |
Работа с палочками. – Постройте
число 10 |
|||||||
VIII 8-я снежинка Слайд 10 МОЛОДЦЫ! |
Физкультминутка Первичное закрепление. Поиграем “Живые числа” Я буду давать задания на вычисления, а вы, сосчитав, ответ покажите римскими цифрами (выходит средний ряд – 6 учащихся) – Сколько пальчиков на правой руке? (V) Работа по учебнику. Стр. 40 № 4 – 3 строчку самим записать римскими цифрами Итог урока – Что нового узнали на уроке? |
Древний Рим
Считается, что основателей Рима был царь Ромул. Древний Рим возник более 2500 лет назад. После Ромула было еще 6 царей, они со своими армиями вели захватнические войны: воевали с соседями, захватывали чужие земли.
Цари присваивали себе всю власть, носили перламутровые одеяния, восседали на троне из слоновой кости, их сопровождала свита из 24 человек, эти люди решали вопрос о жизни и смерти любого человека в обществе. Простой народ такими порядками был недоволен.
Но римляне всегда помнили, что успех зависит не только от военной силы, но и от умения, поэтому они умели не только воевать, но и учиться. У римлян было много философов, риторов, поэтов, ученых. Талантливым политикам и полководцам был царь Юлий Цезарь.
Территория Древнего Рима располагалась в теплой части Земного шара. Мужчины и женщины носили легкие, разного цвета платья по принадлежности к тому или иному классу. Богачи носили вещи из дорогих тканей, бедные более бедные ткани. На ногах у всех – сандалеты.