Цель: создание условий для раскрытия творческого потенциала учащихся.
Задачи:
Обучающие:
- Обучение приёмам симметричного вырезывания.
- Обучение графическим приёмам при работе гелевыми ручками.
Развивающие:
- Развитие творческого воображения.
- Развитие коммуникативных навыков.
Воспитывающие:
- Воспитание любви к родному городу.
- Воспитание художественного вкуса.
Методическое обеспечение урока:
Оборудование для учителя:
- Наглядность (изображения фонарей, динамические пособия, мультимедийная презентация)
- Компьютер или ноутбук
- Проектор
- Экран
Оборудование для учащихся:
- Гелевые ручки золотого и серебряного цвета
- Лист бумаги формата А4 черного цвета
- Лист бумаги формата А3 белого цвета
- Ножницы
- Клей-карандаш
- Простой карандаш
- Стирательная резинка
План урока
№ п/п | Этап урока | Содержание | время |
1 | Организационный | Подготовка техники, инструментов и материалов к уроку | 1 минута |
2 | Введение | Настраивание на работу | 1 минута |
3 | Сообщение темы урока | Сообщение темы урока | 1 минута |
4 | Ознакомление с новым материалом | Демонстрация презентации, рассказ учителя | 3 минуты |
5 | Проверка домашнего задания | Демонстрация презентации, рассказ учащихся | 7 минут |
6 | Объяснение хода практической работы | Демонстрация презентации, рассказ учителя, показ приемов работы | 7 минут |
7 | Практическая работа | Самостоятельная практическая работа учащихся | 20 минут |
8 | Подведение итогов | Рефлексия | 5 минут |
9 | Организационный | Уборка рабочих мест | 1 минута |
Ход урока
I. Организационный момент
Подготовка техники, инструментов и материалов к уроку, настраивание на работу.
II. Введение
В классе выключен свет. Темнота. На столе учителя горит свеча.
Учитель: Здравствуйте! Начинаем наш урок. Вы не замечаете чего-нибудь необычного?
Учащиеся: В классе темно.
Учитель: Да, нам с вами трудно и непривычно учиться при свете свечи, но так было множество веков. Электрический свет появился в жизни человека менее 2-х столетий назад.
III. Сообщение темы урока
Слайд 1.
Учитель: А тема нашего урока связана со светом, урок посвящен уличным фонарям.
IV. Ознакомление с новым материалом
Учитель: Обратимся к презентации:
Слайд 2.
Самые первые уличные фонари появились в начале XV века. По распоряжению мэра Лондона Генри Бартона в 1417 году стали вывешивать уличные фонари. В начале XVI столетия жителей Парижа обязали держать светильники у окон, которые выходят на улицу.
Слайд 3.
Первая система городского уличного освещения была создана ещё в XVII веке в Амстердаме, по инициативе Яна ван дер Хейдена, который в первую очередь был известен как организатор городской пожарной охраны. В 1668 году он предложил установить уличные фонари, чтобы по ночам горожане не падали в каналы (набережные большинства каналов, которыми славится этот город, не имеют перил), для борьбы с преступностью и для облегчения тушения пожаров (так как при искусственном свете было легче координировать действия пожарных). Проект Ван дер Хейдена предусматривал установку двух с половиной тысяч масляных фонарей, конструкция которых была разработана им самим.
Фонари системы Ван дер Хейдена использовались в Амстердаме до 1840 года, после чего их сменили более современные светильники.
Очень скоро амстердамское новшество позаимствовали и другие города. В 1682 году город Гронинген заказал 300 фонарей конструкции Ван дер Хейдена. Не отставала и заграница: в том же году городское освещение системы Ван дер Хейдена было введено в Берлине.
V. Проверка домашнего задания
Учитель: Следующие слайды прокомментируете вы. Вам было дано задание по группам.
Слайд 4.
– Одним из заданий было, узнать, что означают эти даты.
Учащиеся:
– В России уличные фонари появились при Петре I — в 1706 году в тогдашней столице — Санкт-Петербурге, на фасадах некоторых домов около Петропавловской крепости. Первые стационарные светильники появились на петербургских улицах в 1718 году. Регулярное уличное освещение было введено в 1723 году в Санкт-Петербурге, когда на Невском проспекте были установлены масляные фонари.
Поначалу фонари давали относительно мало света, поскольку в них использовались обыкновенные свечи и масло. Применение керосина позволило значительно увеличить яркость освещения.
Слайд 5.
Учитель: На смену масляным фонарям пришли газовые. Они появились в начале XIX века. Их изобретателем был англичанин Уильям Мердок. В 1807 году фонари новой конструкции были установлены на улице Пэлл-Мэлл и вскоре покорили все европейские столицы. В 1897 году в нескольких точках Лондона установили газовые фонари Pluto Lamp. Эти аппараты занимались не только освещением улиц, но и работали как вендинговые машины, предлагая горячий кофе, чай и какао. Помимо этого, в фонарях-автоматах можно было купить сигареты и почтовые открытки. В одной из моделей даже был установлен телеграф, подключенный для передачи сообщений в Скотланд-Ярд — и всё это работало на газу.
Слайд 6.
Учитель: В России первый отечественный аппарат по производству искусственного газа был создан инженером П.Г. Соболевским в 1811 году. Через три года, в 1814 году, в Санкт-Петербурге демонстрировались первые газовые фонари для освещения улиц и жилых домов, а в 1819 году на Аптекарском острове был зажжен первый газовый фонарь. К 1835 году в Санкт-Петербурге был построен завод по производству «светильного», или, как его еще называли, «текучего», газа из привозимого морем английского угля, создано первое акционерное общество по освещению улиц и утвержден первый в России проект развития городских газовых сетей.
Конечно, было бы разумно, например, повсеместно заменить керосиновое освещение газовым. Но нефтяным компаниям это было не выгодно, и окраины города продолжали освещаться керосином, так как властям было не выгодно тратить большие деньги на газ. Но ещё долго по вечерам на городских улицах маячили фонарщики с лесенками за плечами, торопливо перебегавшие от фонаря к фонарю.
Слайд 7.
Учитель: Поясните, кто такой Александр Николаевич Лодыгин?
Учащиеся: Александр Николаевич Лодыгин, российский электротехник, создатель лампы накаливания. В 1874 году Петербургская Академия наук присудила А.Н.Лодыгину Ломоносовскую премию за изобретение угольной лампы накаливания. Однако не получив поддержки ни от правительства, ни от городских властей, Лодыгин не смог наладить массовое производство и широко применить их для освещения улиц.
Слайд 8.
Учитель: Какое событие показано на этом слайде?
Ученики: Это лето 1873 года. В ряде столичных газет было сделано чрезвычайное сообщение о том, что «11 июля по Одесской улице, на Песках будут показаны публике опыты электрического освещения улицы».
Вспоминая об этом событии, один из его очевидцев писал: «... не помню, из каких источников, вероятно из газет, узнал, что в такой-то день, в такой-то час, где-то на Песках, будут показаны публике опыты электрического освещения лампами Лодыгина. Я страстно желал увидеть этот новый электрический свет... Вместе с нами шло много народу с той же целью. Скоро из темноты мы попали в какую-то улицу с ярким освещением. В двух уличных фонарях керосиновые лампы были заменены лампами накаливания, изливавшими яркий белый свет».
Кое-кто из пришедших захватил с собой газеты. Вначале эти люди подходили к керосиновой лампе, а потом к электрической и сравнивали расстояние, на котором можно было читать.
Учитель: В 1879 году на новом Литейном мосту зажглись 12 электрических фонарей. «Русский свет», так окрестили электрические фонари, произвел в Европе фурор. Позднее эти ставшие легендарными фонари перенесли на нынешнюю площадь Островского. В 1880 первые электрические светильники засияли в Москве.
Слайд 9.
К 1918 году улицы освещали только электрические фонари. А в 1920 году и эти немногочисленные погасли. Улицы Петрограда погрузились во мрак на целых два года, и их освещение было восстановлено только в 1922 году.
Слайд 10.
Учитель: По состоянию на начало XXI века в большинстве уличных фонарей используются дуговые лампы различных видов, в основном ртутные и натриевые. Перспективными считаются светодиоды, однако они применяются в основном для освещения пешеходных зон. С 2010 года в России запущена программа внедрения уличного светодиодного освещения, что связано с открытием в Санкт-Петербурге завода по производству светодиодов «Оптоган». Уличные фонари могут устанавливаться на столбах, на стенах зданий и сооружений, а также подвешиваться на струнах. Но массовое производство фонарей привело к тому, что фонарь перестал быть произведением искусства, хотя работа над дизайном фонаря открывает для художников широчайшие возможности.
VI. Объяснение хода практической работы
Слайд 11
Учитель: Сегодня на уроке вам предстоит создать дизайн уличного фонаря, предназначенного для установки в определенном месте. Но прежде, чем вы приступите к работе, давайте посмотрим еще несколько слайдов. Подумайте, где, в каком месте города могли бы быть установлены изображенные на слайдах фонари?
Демонстрация слайдов 12-18.
Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.
Учитель:
Слайд 19
– Итак, тот фонарь, который вы сейчас начнете создавать будет предназначен для какого-то определённого места. От этого и будет зависеть дизайн фонаря. Посмотрите, как поэтапно нужно работать над созданием фонаря:
Слайд 20
1. На изнаночной стороне листа чёрной бумаги, сложенном вдвое в длину, нарисуйте внизу форму половины фонарной тумбы. Тумба может иметь самую разнообразную форму: форму валуна, форму ракушки, форму цветка и т.д.
Слайд 21
2. Дорисуйте форму столба. Столб может быть прямым, сужающимся кверху или вообще иметь причудливую растительную форму. Также придумайте, какие по форме светильники будут прикреплены к столбу, сколько их будет, и как они будут располагаться на столбе.
Воспользуйтесь раздаточным материалом. Приложение 2
3. Когда фонарь будет нарисован, его надо вырезать. Напоминаю, что вырезать фонарь необходимо, не разворачивая лист.
Слайд 22
4. Если вы всё выполнили, то после вырезания необходимо развернуть лист. Получится симметричный фонарь. Необходимо наклеить изображение фонаря на лист бумаги большего формата чёрной стороной вверх.
5. Фонари часто имеют элементы декора. Я предлагаю вам также декорировать их, используя для этого гелевые ручки золотого или серебряного цветов: они хорошо рисуют по чёрной бумаге.
Слайд 23
Учитель: В результате проделанной работы у вас должен получиться необычный дизайнерский фонарь. Например, мои ученики уже создали вот такие необычные фонари.
Демонстрация слайдов 24-27
Учитель: Есть вопросы по технологии создания фонаря? Тогда прежде, чем вы приступите к практической работе, разыграем места для установки фонаря. Запишите на листе карандашом любое число от 1 до 16. Последний слайд покажет, для какого места города вам необходимо будет разработать дизайн фонаря.
Слайд 28
VII. Практическая работа
Самостоятельная практическая работа учащихся.
VIII. Подведение итогов
Учащиеся группами выходят к доске, демонстрируют свои рисунки, обсуждают их, коллективно выбирают наиболее удачные варианты, которые вывешиваются на доску.
IX. Организационный момент
Уборка рабочих мест.
Источники:
- grohotailo.livejournal.com/199299.html
- ru.wikipedia.org/wiki/
- energomuseum.ru/
- «Санкт-Петербург» Энциклопедия. СПб-Москва, ООО “Бизнес-пресса”, 2006.
- Пукинский Б.К. “1000 вопросов и ответов”, 2007 г.
- «Стили и орнаменты в искусстве», Москва, ООО «Астрель», 2007.