Организация работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на зимней экологической тропе

Разделы: Работа с дошкольниками


Педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения уже имеет опыт создания летней экологической тропы, поэтому с уверенностью можем сказать, что, постоянно совершенствуя эколого-развивающую среду в дошкольном учреждении, мы стимулируем интерес ребенка к природе, формируем потребность в самостоятельном изучении природы. В этом году мы решили апробировать вариант зимней экологической тропы. При разработке маршрута зимней экологической тропы мы исходили из наличия природных объектов, удобных для наблюдения в зимнее время года, удобства для физкультурно-оздоровительной, опытно-экспериментальной работы.

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская, поисковая деятельность в природных условиях – именно эти виды деятельности воспитанников и педагогов являются ведущими на экологической тропе. Работа на экологической тропе выстраивается по принципу интеграции таких образовательных областей, как познание, здоровье, физическая культура, безопасность, труд, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество.

Цель создания экологической тропы: экологическое воспитание дошкольников в зимний период времени, с учетом регионального компонента, климатических особенностей Заполярья.

В соответствии с данной целью заявлены следующие задачи:

  1. Формировать у детей основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе зимой, развивать умение выделять взаимосвязи в природе;
  2. Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности.
  3. Формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе через вовлечение в разнообразные виды природоохранной деятельности.

Формы и методы работы с детьми на зимней экологической тропе

Применяются следующие методы и формы работы с детьми на экологической тропе:

  • наблюдения;
  • экологические беседы;
  • экспериментирование;
  • продуктивная деятельность;
  • чтение художественной литературы о природе;
  • разучивание с детьми стихов, песен, загадок о природе;
  • проведение экологических игр;
  • ведение дневника наблюдений за живой и неживой природой;
  • проведение физкультурно-оздоровительной работы;
  • природоохранные акции.

В соответствии с ними были разработаны станции зимней экологической тропы, которые являются мобильными и могут меняться в зависимости от видов деятельности, которые дети выбирают в качестве приоритетных на том или ином участке тропы. Выделены следующие станции зимней экологической тропы:

Станция “Наблюдение”

На экологической тропе дети наблюдают за живыми объектами (птицы, деревья, кустарники и т.д.); за неживыми объектами (солнце, облака, погода, ветер, снег, длительность дня, метель, позёмка, снегопад и т.д.); за явлениями окружающей действительности (труд взрослых, транспорт – снегоуборочная машина и т.д.).

Наблюдая за деревьями, дети закрепляют представления о том, что зимой деревья не растут, не цветут, но они живые. Поэтому играть возле деревьев надо осторожно, зимой ветки хрупкие. Дети обращают внимание на то, как много выпало снега, приходят к выводу, что зимой холодно не только людям, но и деревьям. Снег на деревьях является их “одеждой”, поэтому нельзя стряхивать с деревьев снег. Таким образом, наблюдение способствует формированию первых навыков природоохранной деятельности. Наблюдая за птицами, закрепляем названия птиц, особенности их строения, отличия друг от друга. Рассуждаем на тему, почему птиц стало меньше, и приходим к выводу о необходимости подкармливания птиц зимой.

Станция “Почемучки”

Естественная любознательность и поисковая деятельность детей реализуется через выявление зависимостей между объектами и явлениями живой природы во время экологических бесед. Дети, будучи исследователями по природе, постоянно задают и ищут ответы на вопросы, такие, как: “Почему у елки зеленые иголки?”, и множество других “почему”. Однажды во время снегопада ребята задали вопрос, почему снежинки разные? Подключив к исследованию родителей, мы узнали, что в мире нет абсолютно одинаковых снежинок. Все снежинки неповторимы и образуют уникальные сочетания, хотя все они имеют шестиугольную форму. Так же мы выяснили, что форма снежинки зависит от температуры воздуха.

Станция “Экспериментальная”

“Удивительные снежинки”

Самые маленькие экспериментаторы начинают с того, что наблюдают за снежинками: внимательно рассматривают снежинки, их форму, размер, рисунок. На фоне черного картона хорошо видно, как падающие снежинки объединяются, образуя снежный узор.

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. А в первые три года жизни ребенка экспериментирование является ведущим способом познания действительности. Мной разработана картотека экспериментов для детей младшего дошкольного возраста, направленных не только на изучение свойств снега и льда, но и на сохранение здоровья. Это такие эксперименты, как:

“Снег, какой он?”

Во время прогулок по экологической тропе дети учатся определять свойства снега во время оттепели, в морозную погоду, сравнивают снег и лед, таяние снега в тепле, формируется понятие о загрязнении снега.

“Раскопаем снег лопаткой”

Маленькие экспериментаторы заинтересовались, как зимуют растения. Раскопав снег лопаткой, мы увидели траву. Оказывается, снег и лёд сохраняют тепло, а, значит, согревают растения зимой.

Дети старшего дошкольного возраста уже могут выдвигать гипотезы, намечать план действий, распределять обязанности, делать выводы. В картотеку экспериментов для старших дошкольников вошли следующие эксперименты:

“Рисунки на снегу”

Устанавливая экспериментальным путем, каким образом окрашивание снега зависит от плотности снежного покрова, мы разлили подкрашенную гуашью воду по емкостям и рисовали на поверхностях с разной толщиной снежного покрова. Мы обнаружили, что чем пушистее снег — тем толще прокрашенный слой. А если из снега скатать плотный шар или просто его утрамбовать — прокрашиваться будет только верхний слой.

“Снежные цветы”

Наблюдая за снежинками, нам захотелось узнать, а как они появляются? Зная, что снежинки возникают при низких температурах, в морозную погоду мы пускали на прогулке мыльные пузыри. При ближайшем рассмотрении увидели, как на пузырях образуются кристаллики льда и сделали вывод: снежинки — это крошечные кристаллики, которые формируются в облаках при низких температурах.

“Разноцветные льдинки”

Украшая деревья на территории детского сада, создавая радостную атмосферу в канун праздника, мы провели эксперимент, в ходе которого узнали, что подкрашенная вода на морозе замерзла и приобрела форму сосуда, в который была помещена.

“Следы на снегу”

На прогулке ребята любят создавать забавные композиции из отпечатков обуви на снегу. Но почему на утрамбованном снегу следов почти не видно? В поисках ответа на этот вопрос, дети оставляли следы от обуви на утрамбованном и рыхлом снегу. Выяснили, что чем выше плотность снега, тем хуже видно следы.

Станция “Игровая”

Закрепить экологические знания помогает игра. На экологической тропе организуются следующие виды игр:

  • забавы,
  • аттракционы,
  • игры-эстафеты,
  • игры с элементами спорта,
  • подвижные игры,
  • народные игры,
  • хороводные игры.

Станция “Физкультурная”

Организация физкультурно-оздоровительной работы на экологической тропе осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей, состоянием их физического здоровья, с учетом индивидуальных особенностей и интересов детей, предоставления свободы выбора, создания условий для самореализации. Структура физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками состоит из различных видов деятельности: ходьба, оздоровительный бег, гимнастика, ходьба на лыжах, метание снежков в цель и на дальность, упражнения в равновесии, катание на ледянках.

Станция “Спасательная”

Зимняя экологическая тропа используется также для проведения природоохранных акций. Так, в рамках акции “Поможем птицам перезимовать”, дети совместно с родителями изготавливали кормушки, искали в литературе информацию о том, чем лучше кормить птиц. Участвуя в акции “Зимняя скорая помощь”, дети учатся бережному отношению к природным объектам: укрывают снегом корни деревьев, получают элементарные знания о тех изменениях, которые происходят в жизни деревьев, птиц зимой. Целью природоохранных акций является реализация потребности детей в общении с природой, помогать природе, формируется понимание необходимости ответственного отношения к природе.

Станция “Трудовая”

На экологической тропе дети осуществляют труд в природе (индивидуальные, групповые поручения, или коллективный труд). Главная задача, реализуемая через трудовую деятельность детей - воспитание трудолюбия и бережного отношения к природе, ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Трудовые десанты планируются примерно раз в неделю.

Таким образом, через использование в воспитательно-образовательном процессе экологической тропы реализуются все четыре направления развития ребенка: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое.

В результате проведенной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на зимней экологической тропе отмечается достижение следующих результатов:

  • формирование интереса детей к природе, системы практических умений по изучению и улучшению состояния окружающей природы, понимания необходимости бережного и ответственного отношения к природе;
  • формирование представлений об экологических проблемах родного города, края;
  • развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта детей, формирование потребности в двигательной активности;
  • приобщение воспитанников детского сада и родителей к ценностям активного семейного отдыха, здорового образа жизни;
  • повышение экологической компетентности родителей и педагогов.