Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.
Именно в детском саду все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения. И в этом коллективу воспитателей дошкольного учреждения отводится ведущая роль. Поэтому сам педагог должен овладеть всем комплексом вопросов и проблем, составляющих основу безопасного движения. При реализации поставленных задач воспитатель должен исходить из следующего: главная ценность, которую приобретает ребёнок в детском саду, состоит в ряде навыков и привычек. Чем больше у ребёнка полезных навыков и привычек, тем легче ему будут даваться знания.
Очень важно приобретение таких навыков и привычек, как: сознательное отношение к своим и чужим поступкам (правильно – неправильно, подражать – не подражать), умение переводить мысль в дело (машина поехала – можно переходить – перешёл). Не меньшее значение имеет и привычка обуздывать свои порывы и желания (бежать – но нельзя, потому что горит красный сигнал светофора). Важна, привычка сосредоточивать внимание, самостоятельно справляться с встречающимися затруднениями. Всегда нужно помнить, что детский сад – учреждение по преимуществу воспитательное. И поэтому задача воспитателя состоит не столько в обучении правилам дорожного движения, сколько в воспитании безопасного поведения у детей на улице, на дорогах, в транспорте.
Образовательные задачи: познакомить с историй развития города Сургута, с движением транспорта и пешеходов.
Развивающие задачи: дать представление о том, как важно правильно ходить и ездить по городу, развивать способность воспринимать реальный мир города.
Воспитательные задачи: формировать любовь к родному городу.
Материал: картинки, фотографии (виды города, улицы, знакомые детям здания). Очень важно иметь большой рисунок улицы, где видна проезжая часть и тротуары с пешеходами. Изображения транспортных средств. Разборные модели автомобилей /пазлы/.
Предварительная работа: беседа о городе.
Ход занятия
Восп-ль: Ребята, вы живете в одном из красивейших городов России в Сургуте. Вы видите, сколько в нем больших домов, широких площадей, прямых улиц, тенистых скверов и парков.
Вы можете себе представить, что когда-то давно на месте, где сейчас расположен наш город, ничего не было? Был песок, болото, были деревья и трава.
И вот началось строительство. Постепенно город становился таким, каким мы знаем его сейчас. Наш город до сих пор продолжает расти и развиваться. Он не был бы таким, если бы не много трудолюбивых людей, которые знают, что необходимо для хорошей жизни взрослым и вам, детям.
Вам еще предстоит делать великие добрые дела. А пока вам нужно просто любить свой город, а значит знать его.
На каждой улице города много домов, магазинов, есть школы, детские сады. По улицам днем и ночью едут машины. Они привозят продукты к магазинам, зимой убирают снег с улиц. Есть и другой транспорт. Послушайте и угадайте:
Дом по улице идет,
На работу всех везет.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
Дети: Автобус.
Восп-ль: Кого перевозит автобус?
Дети: Людей.
Восп-ль: Где ожидают люди автобус?
Дети: На остановке.
Воспитатель показывает знак “Остановка автобуса”.
Восп-ль: Как называют тех, кто едет в автобусе?
Дети: Пассажиры.
Восп-ль: Какой транспорт ездит по улицам нашего города? (Ответы) А зачем нужны грузовые и другие специальные машины? (Ответы)
Я буду показывать вам транспортные средства, а вы называйте, к какой группе они относятся. По нашей дороги едут автобусы и легковые автомобили. Это…
Дети. Пассажирский транспорт.
Восп-ль:Самосвалы и грузовики.
Дети: Грузовой транспорт.
Восп-ль: Спешат пожарные машины и “скорая помощь”…
Дети: Оперативный транспорт.
Восп-ль: Летом, чтобы дорога была чистой, её поливает водой…
Дети: Поливальная машина.
Восп-ль: А зимой снег убирают…
Дети: Снегоуборочные машины.
Восп-ль: Строится новый дом, роет яму, котлован, поднимает груз подъёмный кран. Это…
Дети: Специальный транспорт.
Восп-ль: А теперь давайте поиграем в игру “Что я знаю о своём городе?”
Восп-ль: Какой транспорт ездит по улицам нашего города? (Ответы) А зачем нужны грузовые и другие специальные машины? (Ответы)
Я буду показывать вам транспортные средства, а вы называйте, к какой группе они относятся. По нашей дороги едут автобусы и легковые автомобили. Это…
Дети: Пассажирский транспорт.
Восп-ль: Самосвалы и грузовики.
Дети: Грузовой транспорт.
Восп-ль: Спешат пожарные машины и “скорая помощь”…
Дети:.Оперативный транспорт.
Восп-ль: Летом, чтобы дорога была чистой, её поливает водой…
Дети:.Поливальная машина.
Восп-ль: А зимой снег убирают…
Дети:.Снегоуборочные машины.
Восп-ль: Строится новый дом, роет яму, котлован, поднимает груз подъёмный кран. Это…
Дети:.Специальный транспорт.
Восп-ль: А когда люди идут пешком, как их называют?
Дети: Пешеходами.
Давайте дружно встанем по парам, Возьмемся за руки и представим, что мы отправились на прогулку в город.
Физминутка “Мы выходим со двора…”
/Дети повторяют движения за воспитателем/.
Мы выходим со двора,
Ножки топают топ, топ.
Но перед дорогой – стоп!
Все идут по тротуару
С правой стороны по парам.
Ищем, ищем. Где же? Вот!
Пешеходный переход!
Переход со светофором:
Красный загорится скоро.
Глазки ждут зеленый свет,
На другой прохода нет!
И три раза – раз, два, три:
Влево, вправо посмотри!
Нет автомобилей вроде,
Быстрым шагом переходим.
Быстрым шагом – не бегом,
Строго под прямым углом!
Восп-ль: Спасибо, ребята. Вы запомнили, что означают сигналы светофора? А как нужно переходить улицу, если не висит светофор?
Восп-ль: Молодцы! А теперь сыграем в игру “Автомобиль”. Приглашаются 3 команды /человека/, которые должны будут из деталей сложить автомобиль. Тот, кто сделает это быстрее, тот и победил.
Восп-ль:
- Вы запомнили, ребята, как надо переходить дорогу?
- На какой сигнал светофора?
- Куда мы смотрим перед тем, как ступить на проезжую часть?
- Как идем через дорогу?
А давайте проверим! Игра на внимание “Светофор”:
Ребята, если я показываю красный сигнал на светофоре, вы закрываете глазки ладошками, если желтый - хлопаете, а на зеленый - топаете ножками.
Молодцы, ребята! Вы правильно ответили на вопросы. Хочу еще раз вам напомнить: вы живете в очень красивом городе Сургуте, здесь трудятся ваши родители. И нужно не только любить свой город, но и быть примерным пешеходом. Знать правила дорожного движения и не нарушать их.
Восп-ль: А теперь послушаем стихотворения, которые приготовили ребята к нашему занятию.
1 ребенок:
Правила движения,
Все, без исключения,
Знать должны зверюшки:
Барсуки и хрюшки,
Зайцы и тигрята,
Пони и котята.
Вам, ребята, тоже
Все их надо знать.
2 ребенок:
Читает книжку глупый слон
На самой мостовой,
И невдомек ему, что он
Рискует головой.
3 ребенок:
Нужно слушаться без спора
Указаний светофора!
Нужно Правила движенья
Выполнять без возраженья.
Это всем вам подтвердит
Добрый доктор Айболит.
4 ребенок:
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно!
Свет зеленый говорит:
“Проходите, путь открыт!”
Желтый свет – предупрежденье:
Жди сигнала для движенья.
5 ребенок:
Это всем должно быть ясно!
Даже тем, кто ходит в ясли.
Переходы не рискованны
Только там, где нарисованы
“Зебры” белые полоски,
Знак висит на перекрестке.
6 ребенок:
Делаем ребятам предостереженье:
Выучите срочно правила движенья
Чтоб не волновались каждый день родители,
Чтоб спокойно мчались по улице водители.